Работы с древесиной в одном из лесхозов Вилегодского района Архангельской области, 1970-ые годы.
Фотограф Кучин Александр Анатольевич. 1 фото - Сучкорезная машина СМ-2 за работой. СМ-2 предназначена для одностадийной обрезки сучьев. Машина является передвижной, ее используют на погрузочных пунктах. Она представляет собой трактор ТДТ-75, на который устанавливаются следующие узлы: сучкорезная головка, гидравлический манипулятор, протаскивающее устройство, механизм уборки сучьев, органы управления. Сучкорезная головка машины такая же, как и у стационарных сучкорезных машин ПСЛ. Головка снабжена двумя ножевыми поясами, которые приводятся в действие гидроцилиндрами. Сучкорезная головка рассчитана на обработку деревьев диаметром от 8 до 50 см в месте начала кроны. Она может срезать сучья толщиной до 20 см и пропускать стволы с кривизной до 15%. Гидравлический манипулятор предназначен для разбора пачки деревьев и поштучной подачи их в машину. Максимальный вылет стрелы манипулятора 3,5 м\ при этом вылете грузоподъемность манипулятора составляет 1,8 т. Величина раскрытия захвата манипулятора 78 см. Протаскивающее устройство представляет собой ферму длиной 30 м, по которой перемещается каретка. На каретке зажимается комель дерева. Перемещаясь по ферме с помощью лебедки и тросо-блочного оборудования, каретка протаскивает дерево через сучкорезную головку. Каретка снабжена механизмом для сбрасывания обработанных хлыстов в штабель. Протаскивающее устройство может захватить дерево диаметром до 70 см в комле. Тяговое усилие, которое может быть получено при протаскивании 5 т, скорость протаскивания 1,5 м/сек, скорость холостого хода каретки 2,5 м/сек; 2 - 6 фото - Трелевочный трактор ТДТ-75 при перевозке пачек леса на катище (место на берегу реки, куда зимой свозят бревна для складирования и откуда весной скатывают их на воду для дальнейшего сплава). ТДТ-75 - советский гусеничный трелёвочный трактор, выпускавшийся Алтайским тракторным заводом с 1961 - 1962 годов. Предназначен для чокерной трелевки леса путём формирования пакета хлыстов или деревьев и транспортирования их в полупогруженном состоянии, вывозки древесины из лесосек на верхний склад и может быть использован для погрузочно-разгрузочных работ без применения кранов и специальных лебедок. Номинальное тяговое усилие 3000 кгс. Масса трактора конструктивная 11 000 кг. На тракторе установлена формы, удобная для работы открывающиеся лобовые и съемные боковые окна. Благодаря проемам в передней и задней стенках кабины, соединенных капотом двигателя, воздух, засасываемый мощным вентилятором, обдувает весь двигатель и выбрасывается за заднюю стенку кабины. На передней стенке кабины предусматривается установка электровентилятора для обдува тракториста. На тракторе установлен 4-цилиндровый рядный дизельный двигатель Д-75Т-АТ мощностью 1500 об./мин., являющийся модификацией двигателя Д-75. Силовая передача. Муфта сцепления - двухдисковая сухая постоянно замкнутого типа с наружным колодочным тормозком, она устроена аналогично муфте сцепления трактора Т-75; 7 - 8 фото - Трелевочный трактор ТДТ-60 - предназначен для трелевки леса, а также может быть использован для погрузочно-разгрузочных работ на лесозаготовительных предприятиях. Первоначально трактор был разработан на Минском тракторном заводе и имел марку "ТДТ-54". Для повышения производительности применили дизельный двигатель Д-54 мощностью 54 л.с. После того как трелевочный трактор ТДТ-54 получил "добро" государственной комиссии на серийное производство был произведен детальный анализ каждого узла. В результате было решено провести модернизацию большинства его узлов. Дизель Д-54 был форсирован до мощности 60 л.с. (Д-60) и как следствие трактор получил новое наименование ТДТ-60. Четыре его опытных образца в 1956 году прошли все контрольные государственные испытания в производственных условиях в Вахтанском леспромхозе Горьковской области. В серийное производство его поставили в 1957 году на Алтайском тракторном заводе. ТДТ-60 имеет номинальное тяговое усилие до 3000 кгс. Грузовая платформа, рассчитана на трелевку до 15 куб. м дерева, имеется лебедка, часть тракторов этой модели комплектовались бульдозерным отвалом, а некоторые предназначались для выкорчевывания пней. Трактор серийно выпускался с 1957 по 1962 год. Спустя год после запуска в производство модель была представлена в Брюсселе, где была удостоена двух высших наград. А еще ТДТ-60 стал "киноактером" в фильме "Девчата"; 9 - 10 фото - Погрузка древесины агрегатной машиной ЛК-8 на базе лесовоза МАЗ-501Б. Модернизированный лесовоз МАЗ-501Б отличался новым четырехтактным 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ-236 мощностью 180 л.с., позволившим значительно улучшить тяговые свойства и динамику (которых «501-му» все же не хватало) и увеличить максимальную скорость до 60 км/ч. Они стали поступать в леспромхозы с 1962 года. МАЗ-501Б выпускали до 1966 года, пока семейство «200» не уступило место новому МАЗ-500. Самозагружающиеся агрегатные машины делали на основе базовых обычных лесовозов. Для погрузки леса они снабжались небольшими двух- или трех-барабанными лебедками с тяговым усилием 50 кН (5 т.), специальными кониками и металлическими стойками, выполняющими в процессе погрузки роль покатов и погрузочных мачт. Погрузка на машину производится боковым натаскиванием пачки леса канатами погрузочных барабанов, пропущенными через блоки на кониках машины и прицепа. Управление лебёдками дистанционное. Позднее подобные машины стали снабжаться гидроманипуляторами, например СФ-65С, который изготавливался по технической документации финского акционерного общества "Логлифт". Применение таких машин позволяло освободить от погрузки трелевочные тракторы, отказаться от организации погрузочных пунктов (верхних складов), что дает возможность сократить расстояние трелевки. Недостатком агрегатных машин является увеличение их массы, а, следовательно, снижение рейсовой нагрузки.
Техника стран СЭВ и ОВД
Работы с древесиной в одном из лесхозов Вилегодского района Архангельской области, 1970-ые годы.
Фотограф Кучин Александр Анатольевич.
1 фото - Сучкорезная машина СМ-2 за работой. СМ-2 предназначена для одностадийной обрезки сучьев. Машина является передвижной, ее используют на погрузочных пунктах. Она представляет собой трактор ТДТ-75, на который устанавливаются следующие узлы: сучкорезная головка, гидравлический манипулятор, протаскивающее устройство, механизм уборки сучьев, органы управления. Сучкорезная головка машины такая же, как и у стационарных сучкорезных машин ПСЛ. Головка снабжена двумя ножевыми поясами, которые приводятся в действие гидроцилиндрами. Сучкорезная головка рассчитана на обработку деревьев диаметром от 8 до 50 см в месте начала кроны. Она может срезать сучья толщиной до 20 см и пропускать стволы с кривизной до 15%. Гидравлический манипулятор предназначен для разбора пачки деревьев и поштучной подачи их в машину. Максимальный вылет стрелы манипулятора 3,5 м\ при этом вылете грузоподъемность манипулятора составляет 1,8 т. Величина раскрытия захвата манипулятора 78 см. Протаскивающее устройство представляет собой ферму длиной 30 м, по которой перемещается каретка. На каретке зажимается комель дерева. Перемещаясь по ферме с помощью лебедки и тросо-блочного оборудования, каретка протаскивает дерево через сучкорезную головку. Каретка снабжена механизмом для сбрасывания обработанных хлыстов в штабель. Протаскивающее устройство может захватить дерево диаметром до 70 см в комле. Тяговое усилие, которое может быть получено при протаскивании 5 т, скорость протаскивания 1,5 м/сек, скорость холостого хода каретки 2,5 м/сек;
2 - 6 фото - Трелевочный трактор ТДТ-75 при перевозке пачек леса на катище (место на берегу реки, куда зимой свозят бревна для складирования и откуда весной скатывают их на воду для дальнейшего сплава). ТДТ-75 - советский гусеничный трелёвочный трактор, выпускавшийся Алтайским тракторным заводом с 1961 - 1962 годов. Предназначен для чокерной трелевки леса путём формирования пакета хлыстов или деревьев и транспортирования их в полупогруженном состоянии, вывозки древесины из лесосек на верхний склад и может быть использован для погрузочно-разгрузочных работ без применения кранов и специальных лебедок. Номинальное тяговое усилие 3000 кгс. Масса трактора конструктивная 11 000 кг. На тракторе установлена формы, удобная для работы открывающиеся лобовые и съемные боковые окна. Благодаря проемам в передней и задней стенках кабины, соединенных капотом двигателя, воздух, засасываемый мощным вентилятором, обдувает весь двигатель и выбрасывается за заднюю стенку кабины. На передней стенке кабины предусматривается установка электровентилятора для обдува тракториста. На тракторе установлен 4-цилиндровый рядный дизельный двигатель Д-75Т-АТ мощностью 1500 об./мин., являющийся модификацией двигателя Д-75. Силовая передача. Муфта сцепления - двухдисковая сухая постоянно замкнутого типа с наружным колодочным тормозком, она устроена аналогично муфте сцепления трактора Т-75;
7 - 8 фото - Трелевочный трактор ТДТ-60 - предназначен для трелевки леса, а также может быть использован для погрузочно-разгрузочных работ на лесозаготовительных предприятиях. Первоначально трактор был разработан на Минском тракторном заводе и имел марку "ТДТ-54". Для повышения производительности применили дизельный двигатель Д-54 мощностью 54 л.с. После того как трелевочный трактор ТДТ-54 получил "добро" государственной комиссии на серийное производство был произведен детальный анализ каждого узла. В результате было решено провести модернизацию большинства его узлов. Дизель Д-54 был форсирован до мощности 60 л.с. (Д-60) и как следствие трактор получил новое наименование ТДТ-60. Четыре его опытных образца в 1956 году прошли все контрольные государственные испытания в производственных условиях в Вахтанском леспромхозе Горьковской области. В серийное производство его поставили в 1957 году на Алтайском тракторном заводе. ТДТ-60 имеет номинальное тяговое усилие до 3000 кгс. Грузовая платформа, рассчитана на трелевку до 15 куб. м дерева, имеется лебедка, часть тракторов этой модели комплектовались бульдозерным отвалом, а некоторые предназначались для выкорчевывания пней. Трактор серийно выпускался с 1957 по 1962 год. Спустя год после запуска в производство модель была представлена в Брюсселе, где была удостоена двух высших наград. А еще ТДТ-60 стал "киноактером" в фильме "Девчата";
9 - 10 фото - Погрузка древесины агрегатной машиной ЛК-8 на базе лесовоза МАЗ-501Б. Модернизированный лесовоз МАЗ-501Б отличался новым четырехтактным 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ-236 мощностью 180 л.с., позволившим значительно улучшить тяговые свойства и динамику (которых «501-му» все же не хватало) и увеличить максимальную скорость до 60 км/ч. Они стали поступать в леспромхозы с 1962 года. МАЗ-501Б выпускали до 1966 года, пока семейство «200» не уступило место новому МАЗ-500. Самозагружающиеся агрегатные машины делали на основе базовых обычных лесовозов. Для погрузки леса они снабжались небольшими двух- или трех-барабанными лебедками с тяговым усилием 50 кН (5 т.), специальными кониками и металлическими стойками, выполняющими в процессе погрузки роль покатов и погрузочных мачт. Погрузка на машину производится боковым натаскиванием пачки леса канатами погрузочных барабанов, пропущенными через блоки на кониках машины и прицепа. Управление лебёдками дистанционное. Позднее подобные машины стали снабжаться гидроманипуляторами, например СФ-65С, который изготавливался по технической документации финского акционерного общества "Логлифт". Применение таких машин позволяло освободить от погрузки трелевочные тракторы, отказаться от организации погрузочных пунктов (верхних складов), что дает возможность сократить расстояние трелевки. Недостатком агрегатных машин является увеличение их массы, а, следовательно, снижение рейсовой нагрузки.