3 янв 2024
Газ-66к
Наряду с седельным тягачом ГАЗ-66П, в рамках семейства ГАЗ-66 Горьковским автозаводом в 1961 году также был разработан полноприводный седельный тягач ГАЗ-66К, предназначенный для эксплуатации с активным полуприцепом. Как и ГАЗ-66П, ГАЗ-66К получил уменьшенную до 3100 мм колесную базу, а грузоподъемность автопоезда составляла 4 тонны. Ведущий мост полуприцепа приводился от коробки отбора мощности через систему карданных валов.
Изображение ГАЗ-66К с активным полуприцепом даже попало в каталог "Автоэкспорта" (при этом снимок был атрибутирован как ГАЗ-66П), однако работы по этой машине также не вышли из стадии опытных экземпляров
Изображение ГАЗ-66К с активным полуприцепом даже попало в каталог "Автоэкспорта" (при этом снимок был атрибутирован как ГАЗ-66П), однако работы по этой машине также не вышли из стадии опытных экземпляров
Скорее припомнят так и не пошедший в серию ГАЗ-66П, седельный тягач на базе 66-го. Модель "К" отличалась от него коробкой отбора мощности и карданной передачей на колёса полуприцепа. На испытаниях было выявлено достаточно много слабых мест такой конструкции. Но хуже всего было то, что с момента разработки такой же конструкции ГАЗ-63Д с активным полуприцепом ГАЗ-745 завод практически не продвинулся вперёд. Поэтому дальнейшие работы сочли бесперспективными, и на проекте ГАЗ-66К был поставлен крест. Как и на прочих разработках полноприводного тягача с приводом на колёса прицепа. Хотя работы с такой схемой проводились на других заводах страны. Дальше всех, пожалуй, продвинулся ЗиЛ. На базе своего 157-го они сделали три варианта передачи привода на колёса прицепа: гидравлический (причём использовали раздаточную коробку именно от ГАЗ-63Д, которая передавала крутящий момент от раздаточной коробки ЗиЛ-157 на гидронасос), электрический и механический. Заводу удалось не только получить положительное заключение приёмной комиссии, но и небольшими сериями поставлять этот грузовик в армию. Впоследствии, после запуска в серию ЗиЛ-131, работы продолжились на новой машине под индексом ЗиЛ-137. Неплохо поработали и в Минске, где тоже полноприводный автопоезд прошёл испытания и отправился служить в Советскую армию. Но и в Минске разработки в этом направлении оказались вскоре свёрнутыми, а сам завод получил заказ Министерства обороны на производство специальных тягачей для буксировка крупнотоннажных прицепов и полуприцепов, которые все хорошо знают, ракетовозы и трейлеры для перевозки танков. Автозавод в Миассе (УралАЗ) занимался такими же разработками совместно с Челябинским машиностоительным заводом автомобильных и тракторных прицепов (ЧПЗАП), откуда тоже небольшими партиями техника отправлялась в войска, это были Урал-380 для работы с активным полуприцепом Урал-862, в итоге получалась сцепка колёсной формулы 10х10.
На фото ГАЗ-63Д с активным полуприцепом ГАЗ-745