Многовековое владение Россией побережьем Белого и Баренцева морей способствовало развитию русского кораблестроения и мореходства на Севере. 15 марта 1733 года по указу императрицы Анны Иоанновны на Севере появилась основа основ флота — его военно-морская база. Ею должен был стать закладывавшийся по высочайшему повелению Архангельский военный порт. Вскоре вышло указание «из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содержать». Можно считать, с этого момента и появился первый в России Северный флот. Решение о закрытии Архангельского морского порта было принято через 132 года - 17 марта 1862 года. Формально поводом к столь радикальной мере стало отсутствие военной угрозы интересам России в северных морях. А кроме того, стране требовалось укреплять флоты на Балтике и Черном море, развивать военный флот на Дальнем Востоке, и на все это требовались средства, которые можно было сэкономить на северной флотилии. И только Первая Мировая война, существенно ограничившая мореплавание в балтийских и черноморских водах, вновь поставила на повестку дня вопрос о военном обеспечении мореплавания на Севере. Именно этот путь становился самым безопасным для сообщения с российскими союзниками по Антанте, прежде всего с Великобританией. 2 июля 1916 года началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана, местом базирования которой определили основанный 6 июля самый северный незамерзающий порт России — Романов-на-Мурмане, будущий Мурманск. Вскоре эта флотилия насчитывала уже 89 боевых и вспомогательных судов. Были среди них и настоящие легенды: первая русская подводная лодка «Дельфин», возвращенный японцами крейсер «Варяг» и совершившая первый в истории российского флота океанский переход из Италии в Романов-на-Мурмане подлодка «Святой Георгий». Гражданская война и интервенция на Севере нанесли тяжелый удар по флотилии Северного Ледовитого океана. Основная часть кораблей и судов была потеряна, причем зачастую просто потому, что не хватало сил и средств содержать их надлежащим образом. Так, например, подлодка «Дельфин», ржавевшая у причала, в конце концов во время шторма получила течь через сальник гребного винта и попросту затонула. И неизвестно, сколько бы еще времени русский Север оставался без военного прикрытия, если бы не угроза со стороны Японии, которая стала совершенно очевидной к началу 1930-х годов. Чтобы обезопасить дальневосточные моря, Советскому Союзу требовался сильный Тихоокеанский флот. Для этого нужно было отправить на Дальний Восток новые боевые корабли в дополнение к небольшой флотилии, существовавшей там, а наиболее удобным был Северный Морской путь. 11 мая 1937 года Приказом наркома обороны на базе Северной военной флотилии был образован Северный флот с основным местом дислокации - город Североморск. Одновременно с освоением районов базирования и операционной зоны флота шло освоение Северного морского пути, сыгравшего важную роль в укреплении обороны советского сектора Арктики. К тому времени были и первые рекорды. В 1938 году подводная лодка "Д-1" четыре месяца провела в море, преодолев более 11 тысяч морских миль. А «Д-3» впервые в истории Военно-морского флота осуществила подледное плавание. Первое боевое крещение Северный флот принял в войне с Финляндией 1939—1940 гг. Северный флот поддерживал действия войск Красной Армии не только на море, но и на суше. К началу Великой Отечественной Северный флот располагал 15 подводными лодками, восьмью эскадренными миноносцами, семью сторожевыми и других классов кораблями, его авиация насчитывала 116 боевых самолетов. Во время войны он утроил своё вооружение. Силами Северного флота были уничтожены свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов врага. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. В ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов 7 мая 1965 года Северный флот был награжден орденом Красного Знамени. Сегодня Северный флот является самым мощным военным флотом России и продолжает оставаться надежным щитом нашей Родины. В его составе атомные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли, многочисленные суда обеспечения.
Клубы Новых Знаний им. Н. В. Левашова
:Никонович Александр
11 мая 1937 года – Образование Северного Флота
Многовековое владение Россией побережьем Белого и Баренцева морей способствовало развитию русского кораблестроения и мореходства на Севере.
15 марта 1733 года по указу императрицы Анны Иоанновны на Севере появилась основа основ флота — его военно-морская база. Ею должен был стать закладывавшийся по высочайшему повелению Архангельский военный порт. Вскоре вышло указание «из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содержать». Можно считать, с этого момента и появился первый в России Северный флот.
Решение о закрытии Архангельского морского порта было принято через 132 года - 17 марта 1862 года. Формально поводом к столь радикальной мере стало отсутствие военной угрозы интересам России в северных морях. А кроме того, стране требовалось укреплять флоты на Балтике и Черном море, развивать военный флот на Дальнем Востоке, и на все это требовались средства, которые можно было сэкономить на северной флотилии.
И только Первая Мировая война, существенно ограничившая мореплавание в балтийских и черноморских водах, вновь поставила на повестку дня вопрос о военном обеспечении мореплавания на Севере. Именно этот путь становился самым безопасным для сообщения с российскими союзниками по Антанте, прежде всего с Великобританией. 2 июля 1916 года началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана, местом базирования которой определили основанный 6 июля самый северный незамерзающий порт России — Романов-на-Мурмане, будущий Мурманск.
Вскоре эта флотилия насчитывала уже 89 боевых и вспомогательных судов. Были среди них и настоящие легенды: первая русская подводная лодка «Дельфин», возвращенный японцами крейсер «Варяг» и совершившая первый в истории российского флота океанский переход из Италии в Романов-на-Мурмане подлодка «Святой Георгий».
Гражданская война и интервенция на Севере нанесли тяжелый удар по флотилии Северного Ледовитого океана. Основная часть кораблей и судов была потеряна, причем зачастую просто потому, что не хватало сил и средств содержать их надлежащим образом. Так, например, подлодка «Дельфин», ржавевшая у причала, в конце концов во время шторма получила течь через сальник гребного винта и попросту затонула.
И неизвестно, сколько бы еще времени русский Север оставался без военного прикрытия, если бы не угроза со стороны Японии, которая стала совершенно очевидной к началу 1930-х годов. Чтобы обезопасить дальневосточные моря, Советскому Союзу требовался сильный Тихоокеанский флот. Для этого нужно было отправить на Дальний Восток новые боевые корабли в дополнение к небольшой флотилии, существовавшей там, а наиболее удобным был Северный Морской путь.
11 мая 1937 года Приказом наркома обороны на базе Северной военной флотилии был образован Северный флот с основным местом дислокации - город Североморск. Одновременно с освоением районов базирования и операционной зоны флота шло освоение Северного морского пути, сыгравшего важную роль в укреплении обороны советского сектора Арктики.
К тому времени были и первые рекорды. В 1938 году подводная лодка "Д-1" четыре месяца провела в море, преодолев более 11 тысяч морских миль. А «Д-3» впервые в истории Военно-морского флота осуществила подледное плавание.
Первое боевое крещение Северный флот принял в войне с Финляндией 1939—1940 гг. Северный флот поддерживал действия войск Красной Армии не только на море, но и на суше.
К началу Великой Отечественной Северный флот располагал 15 подводными лодками, восьмью эскадренными миноносцами, семью сторожевыми и других классов кораблями, его авиация насчитывала 116 боевых самолетов. Во время войны он утроил своё вооружение.
Силами Северного флота были уничтожены свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов врага. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения.
В ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов 7 мая 1965 года Северный флот был награжден орденом Красного Знамени.
Сегодня Северный флот является самым мощным военным флотом России и продолжает оставаться надежным щитом нашей Родины. В его составе атомные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли, многочисленные суда обеспечения.