Лекция третья

ПАМЯТЬ — КАК ЕЮ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
Раньше, чем прийти к разбору нашей сегодняшней темы,
покончим с одним, довольно распространенным и весьма вредным предрассудком, который ведет к неверию в свои силы и, следовательно, к ослаблению нашей работы.
Сколько раз приходилось мне слышать, как многие
из вас в трудные минуты учебы жалуются на свою память
и даже безапелляционно заявляют: «памяти у меня
ни на грош, беспамятный я человек». Так вот, раньше всего условимся, — среди вас, — моих сегодняшних слушателей и читателей — нет людей, которые страдали бы полным отсутствием
памяти. Такое состояние носит в медицине специальное название — амнезия. Если бы кто-нибудь из вас страдал этой тяжкой болезнью, то, подняв ногу, не знал бы — куда ее опустить,
потому что не помнил бы, где пол; видя хорошего знакомого,
не знал бы, кто он; не помнил бы, какой сегодня день, не знал бы,
как зовут его самого и т. д. Нет, среди вас нет людей, страдающих
полной потерей памяти, многие из вас страдают просто ослабленной памятью.
Причин ослабленной памяти несколько. Во-первых, физический недуг (малокровие, болезнь сердца и легких, острый гастрит,
ревматизм, всякого рода нервные заболевания — неврастения,
невроз и др.). Во вторых, контузия как физическая, так и психическая. Физическую контузия вы могли получить в раннем детстве
при падении, на войне при ранении, или просто при сильном
ушибе зимой в гололедицу; боль от ушиба прошла, а последствия
остались. Психическое ранение или, как его называют, психическую травму, вы могли получить в связи с какими-нибудь сильными переживаниями чисто психического порядка.
Третьей, весьма важной причиной ослабленной памяти может служить неправильная половая жизнь, неправильно организованный сон и вообще неправильно организованный труд и отдых.
28
Наконец одной из важных причин ослабления памяти
является неправильное пользование этим важнейшим инструментом нашей психической жизни.
Вот задачей нашей сегодняшней лекции и является установить ряд правил, которые должны помочь вам более
или менее рационально организовать процесс запоминания
и припоминания, иначе говоря, научить правильно пользоваться своею памятью.
Для этого прежде всего ответим на вопрос — что такое
память? Под памятью мы понимаем способность человека воспринимать (видеть, слышать, осязать и обонять), запечатлевать (оставлять в нашем сознании следы — энграммы), сохранять (более или менее длительное время держать в сознании)
и, наконец, воспроизводить раз полученные впечатления или
представления.
Последнее выражение — «воспроизводить» — следует
понимать так: припоминая что-нибудь, мы не просто воскрешаем раз полученные впечатления или представления, а смешиваем их по ассоциации (по связи) с другими родственными
впечатлениями или представлениями, присовокупляем свои
собственные рассуждения и только затем «возвращаем».
Вот, исходя из приведенного нами определения, сущности
памяти и гипотезы о том, как работает наша память, мы можем
наметить основные положения о правильном пользовании
нашей памятью.
Прежде всего, как мы слышали, нам для того, чтобы чтонибудь запомнить, необходимо воспринять. На этот первый этап процесса запоминания следует обратить особенное
внимание.
Если получаемое нами впечатление (все равно какое, — зрительное, слуховое, осязательное или обонятельное) будет недостаточно сильно (будет еле видно, еле слышно, не удастся
как следует осязать предмет, трудно будет различить запах),
оно оставит слишком слабый след в нашем сознании и, следовательно, его трудно будет впоследствии воспроизвести,
но, с другой стороны, если впечатление будет слишком остро
(слишком сильный яркий свет, слишком сильный звук, слишком острый запах), оно излишне раздражит наши органы восприятия и в силу этого также даст неотчетливый след.
Отсюда правило — п е р в о н а ч а л ь н о е в п е ч а т л е н и е
н е д о л ж н о б ы т ь с л и ш к о м с л а б о и л и с л и ш к о м
с и л ь н о.
29
Но мы воспринимаем информацию из окружающего мира
посредством органов чувств, следовательно, прежде всего вам
необходимо следить за здоровьем этих органов.
О т н о с и т е л ь н о п о л ь з о в а н и я н а ш и м о р г а н о м
з р е н и я н у ж н о п о м н и т ь с л е д у ю щ е е:
1) Резкий солнечный свет и особенно резкий электрический
свет вредны для наших глаз и, следовательно, вредно отражаются и на процессе восприятия (со временем появления электричества число людей, имеющих нарушения зрения, увеличилось
на 60 %). С этой точки зрения полезнее всего яркую электрическую лампочку «одеть» в абажур, но при этом следует помнить,
что цветные и особенно красные абажуры вредны для глаз.
2) Лучше всего, если свет падает слева — это устраняет тень
от головы, туловища и пишущей правой руки. Вообще полезно сосредоточить свет на том небольшом участке стола, на котором ты работаешь, а кругом оставить некоторую полутьму, — это
помогает сосредоточиться.
3) Книга, которую ты читаешь, или бумага, на которой
пишешь, не должны находиться слишком близко от глаз. Это
препятствует правильному восприятию.
4) Весьма полезно, чтобы книга лежала перед вами в несколько наклоненном вперед положении.
5) Чтение в сумерках вредно — оно не дает достаточного освещения страниц книги и, следовательно, нельзя говорить
и о ясном восприятии.
6) Чтение лежа в кровати — все равно, на спине или
на боку, — также вредно, — во-первых, оно утомляет, во-вторых, совершенно не соответствует устройству нашего зрительного аппарата.
7) Вредно также читать книгу или газету в трамвае —
тут мы имеем резко-колеблющийся свет. То же самое можно сказать и о чтении на ходу, особенно на улице с большим
движением (здесь прибавляется постоянное состояние страха
кого-нибудь задеть, попасть под автомобиль, а все это требует
слишком много напряжения).
8) Весьма вредно отражается также на акте восприятия, а следовательно, и на процессе запоминания дымная, пыльная атмосфера в рабочей комнате.
О т н о с и т е л ь н о п о л ь з о в а н и я о р г а н о м с л у х а
з а м е т и м:
1) Правильному восприятию звуков и, следовательно, сохранению и воспроизводству мешает, прежде всего, ненормальное
30
состояние нашего слухового аппарата. Весьма частой причиной этого является катар носоглоточного пространства (частые
насморки), следовательно, прежде всего нужно устранить это
состояние.
2) Сильно мешают также акту восприятия и шумы в ушах.
Они бывают двух родов: нервный шум — субъективный, происходящий вследствие возбуждения нервного аппарата, и энтонический шум, зависящий, главным образом, от страдания среднего уха — первый следует лечить оздоровлением вашей
нервной системы, второй — специально, обратившись к врачу
по ушным болезням.
3) Слуховому восприятию также весьма мешает шум в комнате, где протекает работа. Наукой установлено, что даже в процессе физического труда (например, в работе текстильщиц) шум
понижает производительность труда на 12 %.
Перейдем теперь к следующим двум моментам процесса запоминания — к моментам запечатления и сохранения.
Здесь следует руководствоваться следующими
положениями:
Запомнить известный факт, значит, затратить на него известное количество физической и психической силы. Если запоминание идет очень поспешно — обгоняет движение физиологических процессов, то оно неизбежно становится очень
поверхностным, не успевая зарегистрироваться физиологически.
Такие знания, нахватанные на скорую руку, собственно, не усвоенные, а взятые только на прокат, забываются чрезвычайно легко, улетучиваются, как не имеющие под собой органической почвы (Каптерев).
Отсюда правило — п р и у с т а н о в л е н и и с в я з и м е ж д у
ф а к т а м и н е с п е ш и т е, п р о р а б а т ы в а й т е м а т е р и -
а л м е д л е н н о, в д у м ч и в о. О с т а в л я й т е и з в е с т н ы й
промежуток времени между проработкой одно -
г о п р е д м е т а и д р у г о г о. Мюнстенберг в своей прекрасной
книжке «Психология и учитель», сильно заостряя ту же мысль,
говорит: «Мы усваиваем тогда, когда не думаем об этом. Бегать
на коньках мы учимся летом, а плавать учимся зимой, мы усваиваем, когда спим, мы учимся, когда ничего не делаем». Этим
замечаниям Мюнстенберг хотел подчеркнуть, какое большое значение имеет то, что мы называем вынашиванием полученного
впечатления или представления — необходимо оставить известный промежуток времени между проработкою одного и другого
вопроса, одного и другого предмета.
31
Эксперименты Бинэ и Эббингаузена показали, что для
заучивания осмысленного материала (логическое запоминание) требуется в 10 раз меньше времени, чем для заучивания
неосмысленного материала (механическое запоминание).
Отсюда правило — развивай рациональный —
л о г и ч е с к и й с п о с о б з а п о м и н а н и я, а н е м е х а -
н и ч е с к и й, а д л я э т о г о н е п р и с т у п а й к з а п о -
м и н а н и ю ч е г о б ы т о н и б ы л о, п о к а т ы я с н о
н е п о н и м а е ш ь т о г о, ч т о х о ч е ш ь з а п о м н и т ь. Это
не значит, что мы полностью отрицаем необходимость пользования механической памятью — запомнить название города, дату,
таблицу умножения, точную формулировку теоремы (после того,
как ты ее понял) можно только при помощи механической памяти, но во главе угла должно стоять развитие логической памяти.
Следующее, что нужно учитывать всякому, кто желает пользоваться рационально своею памятью, что овладение материалом — своего рода лестница — «не спешите ставить ногу
на следующую ступень, пока не стали твердо на предыдущую».
Отсюда правило — н е п р о р а б о т а в к а к с л е д у е т
о д н о г о м а т е р и а л а, н е п е р е х о д и к с л е д у ю щ е м у,
т а к к а к в т в о е й н е р в н о й с и с т е м е в о з н и к а е т
своего рода процесс торможения и одни сле -
д ы п а р а л и з у ю т д р у г и е.
Далее. Огромнейшее значение в деле запоминания имеет
настроение, интерес к тому предмету, который ты изучаешь.
Вообще, заниматься углубленной проработкой какого-либо материала, когда для этого нет соответствующего настроения, не полезно. Результаты будут незначительны. Толстой
выражает эту мысль весьма резко, но совершенно правильно.
«Я сегодня думал, — пишет он в своем дневнике, — есть, когда
не хочется — вредно, еще более вредно иметь половое общение,
когда нет потребности, но гораздо более вредно заставлять работать мозг, когда он этого не хочет».
Из того, что мы сейчас сказали, никоим образом нельзя сделать вывода, будто, если нет интереса к данному предмету или вопросу, мы уже ничего не можем запомнить
в данной области. Во-первых, мы многое запоминаем помимо нашего желания, во-вторых, огромнейшую роль играет воля.
Волевое устремление часто порождает необходимый интерес.
Каптерев устанавливает такое положение: «запоминание подлежит закону необходимости и совершается невольно и неизбежно, хотим мы запомнить или же не хотим, но когда хотим, тогда
32
запоминание совершается гораздо лучше, и можно сказать, что
настоящее твердое и правильное запоминание есть запоминание
волевое».
Заговорив о роли волевого начала в деле запоминания,
мы должны подчеркнуть наблюдающееся среди нашей молодежи весьма опасное явление — наряду с болезненным безволием, с полным неумением заставить себя работать, мы имеем
чрезмерное использование волевого начала — учащийся заставляет себя работать, несмотря на то, что дошел до крайней степени утомления, он забывает, что «утомление» увеличивает
количество ошибочных восприятий, ослабляет внимание, уменьшает результативность процессов суждения и воображения,
а следовательно, ослабляет запоминание и припоминание.
Отсюда правило — н е з а с т а в л я й с е б я р а б о т а т ь,
к о г д а т в о й м о з г у т о м л е н — такое состояние мозга влечет за собою тупое усвоение, и, следовательно, неотчетливое припоминание; помни — лучше поработать 2 часа на «свежую голову», чем 8 часов в состоянии утомления.
Самостоятельно припомнить факт, говорит наука о памяти,
полезнее, чем получить о нем впечатление извне.
Отсюда правило: если ты, читая книгу, встретил слово, значение которого ты уже знал, но теперь позабыл, или факт, раз тобою
уже усвоенный, но теперь забытый, потрать лучше пять минут,
но постарайся самостоятельно припомнить значение слова или
нужный факт, чем полминуты, и посмотреть в словарь или книгу. Развивать память лучше всего на началах припоминания.
В основе нашего припоминания лежит закон смежности. Под
этим законом мы понимаем свойство памяти вызывать родственные впечатления и представления. Но для того, чтобы использовать этот закон, необходимо связывать вновь приобретаемые
знания с прежним запасом знаний.
Отсюда правило — н е п р и с т у п а й к п р о р а б о т -
ке нового материала по данному вопро -
с у р а н ь ш е, ч е м н е о т д а л с е б е м ы с л е н н о о т ч е -
т а, ч т о т е б е у ж е и з в е с т н о п о д а н н о м у в о п р о с у.
Опыт говорит, что ошибочные восприятия стараются закрепиться в вашем сознании так же, как и правильные восприятия. Следовательно, мы всегда стоим перед опасностью, как бы
ошибочные восприятия не сделались бы привычными. Так, многие товарищи, недостаточно внимательно вслушавшись или
всмотревшись в правописание того или иного слова, заучивают
его ошибочно и потом уже никак не отвыкнут от этого.
33
Отсюда следующее правило — всячески предупреждай ошибочные восприятия, старайся получать правильное первоначальное впечатление.
Мы часто забываем то, что знали. С этим недостатком нашей
памяти можно бороться двумя способами: во-первых, более
продолжительным и тщательным первоначальным восприятием необходимого материала, а во-вторых, частым подновлением накопленных восприятий. Джеймс Уостон в своей книге
«Психология как наука о поведении» показывает, что забывание может быть уменьшено только путем более продолжительного и тщательного заучивания, а также частых повторений.
Отсюда правило — у п р а ж н я й, н е п е р е с т а в а я, с в о ю
п а м я т ь. Это дает тебе двоякого рода результаты: во-первых,
ты оставляешь в своем сознании следы (энграммы), способные
экфорировать («оживать»), а во-вторых, ты укрепляешь и развиваешь саму способность памяти запоминать.
Итак, мы дали ряд правил, но для того, чтобы всеми перечисленными правилами воспользоваться, необходимо установить, какой у вас, — у данного индивидуума, — тип памяти, и как данным типом памяти лучше всего пользоваться. Для
этого мы считаем полезным вкратце охарактеризовать каждый
из четырех известных нам типов памяти: зрительный, слуховой,
моторный (двигательный) и смешанный.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ТИП ПАМЯТИ
Если, работая над книгой, вы замечали, что лучше всего
усваиваете прочитанное, когда читаете книгу «одними глазами».
Если, стремясь вспомнить какую-нибудь мысль из прочитанного, вы предварительно должны вспомнить, где и как эта мысль
отпечатана в книге.
Если вы чувствуете, что начинаете понимать докладчика только тогда, когда вы переводите его слова и выражения в образы.
Если вы легко запоминаете раз виденные художественные
картины.
Если, закрыв глаза, вы себе ясно представляете то или
иное место на географической карте или плане города.
Если для вас не представляет труда передать по памяти
все детали дороги, которую вы раз прошли, — можете более
или менее уверенно сказать, что у вас лучше всего развита зрительная память и, если вы пожелаете рационально использовать
этот тип памяти при организации умственного труда, обратите
внимание на следующие моменты:
34
I. Не гонитесь за слушанием лекций и докла -
д о в. Вам, обладающим зрительной памятью, слушание лекций,
особенно у таких лекторов, которые совсем не используют иллюстративных пособий, принесет не много пользы.
II. Ч и т а й т е с а м и, а н е п о р у ч а й т е ч т е н и я с в о -
и м т о в а р и щ а м. Зрительный тип памяти требует молчаливого чтения книги «одними глазами».
III. В п е р в у ю о ч е р е д ь п о л ь з у й т е с ь к н и г а м и,
б о г а т ы м и и л л ю с т р а ц и я м и. Иллюстрация поможет вам
усвоить и текст.
IV. При работе над книгою широко приме -
н я й т е п о д ч е р к и в а н и е и о т ч е р к и в а н и е н у ж н ы х
вам мест 1
лучше разноцветными карандаша -
м и — разные краски в значительной степени облегчат вам нахождение и запоминание нужных мест в книге.
V. Не садитесь работать над книгой без гео -
г р а ф и ч е с к о й к а р т ы и д и а г р а м м, е с л и т а к о в ы е
и м е ю т с я. Географическая карта и диаграммы говорят красками и линиями, а люди со зрительным типом памяти больше
понимают краски, чем слова.
VI. Выделите из своего бюджета времени спе -
циальные часы для просмотра научных кино -
ф и л ь м о в, д л я п о с е щ е н и я м у з е е в, в ы с т а в о к и л и
п р о с т о у г о л к о в п р и р о д ы, г о р о д с к и х п л о щ а д е й,
б а з а р о в, и л л ю с т р и р у ю щ и х в т о й и л и и н о й м е р е
прорабатываемый вами вопрос — одно посещение
нужного музея дает человеку со зрительной памятью больше,
чем несколько лекций.
СЛУХОВОЙ ТИП ПАМЯТИ
Если вы легко, не утомляясь, можете слушать лектора или
докладчика и усваиваете почти все, что он сказал.
Если вы легче всего и лучше всего запоминаете то, что слушаете, а не то, что молча читаете.
Если вам легче всего овладеть книгою, когда кто-нибудь читает ее для вас вслух.
Если вы замечаете за собой, что вы всегда читаете вслух.
Если вам доставляет удовольствие рассуждать мысленно
вслух.
1 О подчеркивании и отчеркивании см. пятую и шестую лекции.
35
Если вы овладеваете новой мелодией, прослушав ее одиндва раза.
Если вы легко улавливаете фальшь и провал в своей и чужой
игре на инструментах, хотя совсем не знаете нот, — можете более или менее уверенно сказать, что у вас лучше всего развита слуховая память, и, если вы желаете рационально использовать свой тип памяти при организации своего умственного труда,
обратите внимание на следующие моменты:
I. Ч а щ е и б о л ь ш е с л у ш а й т е д р у г и х. Для этого аккуратно посещайте доклады, лекции, диспуты, дискуссии,
активно участвуйте в семинарских работах.
II. С л у ш а й т е с а м о г о с е б я. Для этого рассказывайте
вслух по нескольку раз прочитанное или прослушанное самому
себе или еще лучше кому-нибудь.
III. Читайте и рассказывайте прочитан -
н о е т о л ь к о в с л у х. Для этого обзаведитесь одним или
несколькими товарищами, которые также обладают слуховой
памятью, и работайте сообща. Один читает, другой слушает.
Один рассказывает, другой повторяет.
IV. Р а б о т а й т е п р и а б с о л ю т н о й т и ш и н е. Посторонние звуки не только мешают вам сосредоточиться и овладеть материалом, но вызывают раздражение, а это со своей стороны пагубно отзывается на вашей работе.
V. Р а с с у ж д а й т е в с л у х, д а ж е к о г д а в ы о д и н
и н и к т о в а с н е с л у ш а е т. Помните: вы легче всего усваиваете мысль, когда произносите ее вслух.
VI. Ч а щ е п о с е щ а й т е т е а т р, м у з ы к а л ь н ы е к о н -
ц е р т ы, л и т е р а т у р н ы е ч и т к и и т. п. Слово и звук — лучший иллюстративный материал для людей, обладающих слуховым типом памяти.
МОТОРНЫЙ ТИП ПАМЯТИ
Если вы замечали, что лучше всего запоминаете то, что
несколько раз записали, начертили.
Если вы лучше всего запоминаете математическую формулу,
когда несколько раз переписываете ее.
Если вы лучше усваиваете тот материал, который вам удается зарисовать.
Если вы заметили, что лучше всего запоминаете ту или
иную местность на карте или плане, когда сами обводите контуры этого места пальцем.
36
Если вы лучше всего усваиваете тот или иной опыт, когда
вы проделываете его своими руками.
Если вы заметили, что правильно выводите на бумаге то или иное слово, то или иное число не потому, что помните, как пишется слово или число, а как-то автоматически, — потому что ваша рука привыкла выводить это слово
или число, — можете более или менее уверенно сказать, что
у вас больше всего развита моторная память и если вы хотите наиболее рационально использовать свой тип памяти при
организации вашего умственного труда, обратите внимание
на следующие моменты:
I. Р а б о т а й т е в с е г д а с к а р а н д а ш о м в р у к а х.
Используйте отчеркивание и подчеркивание в книге, делайте
выписки, составляйте планы, тезисы и конспекты читаемого или
слушаемого.
II. К о г д а в ы в с т р е ч а е т е в к н и г е, г а з е т е и л и
в р е ч и д о к л а д ч и к а ц и ф р о в о й м а т е р и а л, с п и -
с ы в а й т е е г о, и л и е щ е л у ч ш е, п е р е в о д и т е в д и а -
г р а м м ы. Используйте широко счеты, чертежные пособия,
краски.
III. Используйте все возможности прора -
б а т ы в а т ь м а т е р и а л в л а б о р а т о р и и. Лабораторная работа дает вам возможность мыслить в процессе движения, а это сильно помогает вам запоминать то, над чем
вы работаете.
СМЕШАННЫЙ ТИП ПАМЯТИ
Если вам кажется, что вы одинаково запоминаете, положим,
отрывок из книги — прочтете ли вы его молча, одними глазами, произнесете ли громко и запишете, — у вас смешанный тип
памяти, у вас одинаково развиты и зрительная, и слуховая, и моторная память.
Мы сказали: «если вам кажется» потому, что в действительности вы в каком-нибудь из трех приведенных случаев запоминаете отрывок и скорее и лучше, чем другие, но вы это просто
не замечаете и вам кажется, что все три типа памяти у вас налицо и действуют одинаково.
Как же вам использовать свой смешанный тип памяти, принять ли меры к усилению одного какого-нибудь вида памяти или пользоваться всеми тремя видами одновременно?
На этот вопрос психология отвечает так: люди, обладающие
37
смешанным типом памяти, должны использовать все виды
своей памяти, одновременно привлекая к усвоению читаемого и слушаемого все органы внешних чувств. На языке практики это значит — если вы установили, что у вас смешанный тип
памяти и хотите овладеть, положим, главой из учебника политэкономии, прочтите эту главу сами, одними глазами, попросите кого-нибудь прочесть ее для вас вслух, составьте и запишите конспект этой главы и, наконец, расскажите ее содержание
вслух кому-нибудь.
Итак, мы, в общем и целом, познакомились с тем, как при
помощи простых наблюдений над сами собой установить,
какой тип памяти у тебя преобладает и как этот тип памяти наиболее рационально использовать для правильной организации
своего умственного труда.
ВОПРОСЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ЛИТЕРАТУРА
К 3-й ЛЕКЦИИ
I. В о п р о с ы
1. Что такое память (дайте полное и точное определение)?
2. Чем обусловливается ослабление нашей памяти (перечислите главные причины)?
3. Что мы понимаем под выражением: «память воспроизводит»?
4. Что нам необходимо сделать для того, чтобы наши восприятия были возможно более отчетливы?
5. Перечислите основные требования, предъявляемые к более
или менее рациональному использованию органов зрения и слуха.
6. Какая разница между памятью логической и памятью механической — какую из них следует больше развивать?
7. Какую роль играет интерес и волевое начало в процессе запоминания и припоминания?
8. Почему нам полезнее припомнить факт, нежели получить представление о нем извне?
9. Чем особенно вредны ошибочные восприятия?
10. Какое значение имеет для нас упражнение памяти?
II. П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы
1. Дайте подробную характеристику зрительного, слухового, моторного и смешанного типов памяти.
2. Понаблюдайте за собой в течение нескольких дней и определите
приблизительно, какой у вас тип памяти.
3. Проверьте на самом себе, что вам легче — заучить бессмысленный ряд слов или ряд слов, связанных в какую-то логически стройную
фразу.
4. Проделайте следующий опыт — когда вам в процессе чтения
встретятся (разновременно) два слова, значение которых вы уже знали, но теперь (при чтении) забыли, попробуйте значение одного из них
самостоятельно припомнить, а значение другого посмотрите в словаре
и через несколько дней проверьте, какое из этих слов лучше запомнилось (точнее, значение какого слова лучше запомнилось).
III. Л и т е р а т у р а
Лестре Джемсон. — Очерки марксистской психологии. Изд. «Современные проблемы». М. 1926 г. (главы XVI и XVII — «Рассудок»).
Левитов и Толчинский. — Элементы умственного воспитания в школе. Изд. «Работник просвещения». М. 1928 г. (глава III — «Память»).
Перельман А. А. — Функция памяти и ее патология. Азгиз. Баку.
1927 г.
Вайсфельд М. — Слабость инициативы (безволие). Изд. автора. М.
1928 г.
Мейман Эрнст. — Экономия и техника памяти. Книгоиздат. «Космос». М. 1913 г.
Мейман Эрнст. — Интеллигентность и воля. Изд. «Задруга». 1919 г.
(глава «Память и интеллигентность»).
Каптерев П. Ф. — Педагогическая психология. Изд. III. Книжн.
склад «Земля». Петербург. 1914 г. (главы III, IV, V и VI).
Рыбников Н. — О логической и механической памяти — статья
в журнале «Психология, неврология и психиатрия», том III. ГИЗ. 1923 г.
#Азбука_умственного_труда_Ребельский_1929

Комментарии

Комментариев нет.