(к 120 летию со дня рождения советской актрисы Татьяны Ивановны Пельтцер (1904-1992)) "Нас долго воспитывали на мысли, что незаменимых людей нет, но теперь мы понимаем, что они есть, и такого подарка судьбы больше не будет – такой феерически ослепительной фигуры, такой личности, которая нас согревала, а иногда и взбадривала…", – вспоминал об актрисе главный режиссер "Ленкома" Марк Захаров. Татьяна Пельтцер - дочь обрусевшего немца, актера театра и кино, лауреата Сталинской премии Иоганна Робертовича (Ивана Романовича) Пельтцера - появилась на свет 6 июня (по новому стилю) 1904 года в Москве. Впервые вышла на сцену в девять лет — в роли Авла, брата главной героини, в спектакле «Камо грядеши» по роману Г. Сенкевича. Однако дальнейший путь будущей народной артистки СССР на сцену оказался тернистым. В 20 лет, не имея специального актерского образования (актерскому ремеслу ее обучал отец), Татьяна поступила на службу в Передвижной театр Политуправления, затем работала в театрах Нахичевани, Ейска, «3-ем театре РСФСР. Комедия» в Москве. Но ни в одной труппе так и не прижилась. Не заладилась ее театральная карьера и в Германии, куда в 1930 году Пельтцер уехала, выйдя замуж по большой любви – за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера. Не желая быть «птичкой в золотой клетке», после нескольких лет замужества Татьяна отказалась от обеспеченной и благополучной жизни за границей, развелась и вернулась в СССР, где вновь начала свои скитания по театрам. В 1934 году молодую актрису уволили из театра МГСПС (сегодня – театр им. Моссовета) с формулировкой «за профнепригодность» - как не имеющую актерского образования. Затем были Ярославский драматический театр, по нынешним временам совсем «экзотический» Московский областной колхозно-совхозный театр и вновь театр МГСПС. Настоящий «звездный час» Татьяны Пельтцер пробил в 1947 году, когда она наконец обрела свой театральный дом – им стал Театр сатиры, где Татьяна Ивановна блистала в течение 30 лет. Тогда же ее талант, наконец, «рассмотрели» и режиссеры кино. После выхода на экраны картин «Свадьба с приданым», «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин» 50-летнюю актрису стали называть «матерью русского солдата», «колхозной мамашей» и «всесоюзной кинобабушкой». Правда, впоследствии добавилось еще одно прозвище – «бабушка-скандал», поскольку Пельцер славилась еще и непростым характером, была очень остра на язычок. У актрисы было немало недоброжелателей. Но зрители и партнеры ее просто обожали. И было за что! Только ее возрастные героини могли танцевать на кровле дома, прыгать с забора, бегать с песнями по мостовым и кататься на крыше несущегося троллейбуса. Эта история уже десятилетия передается из уст в уста. Фаина Раневская и Татьяна Пельтцер – эти две яркие, самобытные, неординарные личности, «королевы эпизода» дружили давно, несмотря на то, что у обеих был непредсказуемый и очень взрывной характер, и обе вошли в историю своими колкостями по отношению к коллегам и своими афоризмами. Они настолько были близки, что долго друг без друга не могли. Пока не случился инцидент, едва не поставивший крест на их дружбе. В конце декабря 1945 года Фаина Георгиевна и Татьяна Ивановна были приглашены на званый вечер, который решила устроить вдова писателя Михаила Булгакова, Елена Сергеевна. Она предупредила гостей, что будет маскарад, и чтобы они непременно все пришли в маскарадных костюмах, так как будет конкурс на лучший из них. Гости с задачей справились. Кого только на этом балу не было: снегурочки, фрейлины, моряки, а Мстислав Ростропович и Святослав Рихтер, нарядившись в крокодилов, не вошли, а... вползли в квартиру. Фаина Георгиевна пришла первой из подруг, и произвела настоящий фурор. На ней красовалась шляпка в виде гнезда из сена, в центре которого восседал бутафорский гусь, очень похожий на настоящего. Во время застолья "гусь" на шляпе актрисы вдруг вытянул шею и наклонил голову над блюдом. Раздались восхищенные аплодисменты. Казалось, что оригинальнее костюма придумать невозможно. В это время в дверях появилась Татьяна Пельтцер, и гости просто остолбенели. Всё платье актрисы было сплошь усыпано... баранками. Браслеты из этих хлебобулочных изделий украшали запястья её рук, огромными серьгами свисали с ушей и даже с кончика носа. На голове красовался венок из соломы. «Мой костюм называется „Урожайный“, и я прямиком с сельскохозяйственной выставки!», - выпалила она. Было очевидно, что Пельтцер своим костюмом затмила Раневскую, перетянув всё внимание гостей на себя. Разумеется, Фаина Георгиевна с этим смириться не могла. Она подошла к подруге-сопернице и гневно воскликнула: «Ещё не отменили продуктовые карточки, а вы так позволяете себе обращаться с хлебом!» Татьяна Ивановна сдержала себя, а позднее все баранки раздала гостям... После этого случая актрисы некоторое время не разговаривали, тем не менее, им удалось помириться. Народная артистка России, актриса Театра сатиры Нина Архипова так вспоминала о Татьяне Ивановне: «Где бы театр ни был на гастролях, мы везде ходили вместе - ей нужно было обегать весь город. И вот ведь что удивительно: у нее никогда не уставали ноги. Пельтцер вприпрыжку бежала вперед, а я плелась сзади и просила: «Татьяна Ивановна, пожалуйста, помедленнее!» Причем носилась она не только по музеям и достопримечательностям, но и по магазинам: и то ей надо купить, и это! И мне что-то присматривала - какие-то ножички, дощечки, салфеточки... Мне иногда казалось, что у нее, как у Карлсона, где-то спрятан небольшой моторчик. Помню, как мы праздновали 70-летний юбилей Пельтцер: на вечер был запланирован спектакль с ее участием, потом должны были Татьяну Ивановну чествовать, а поздно вечером всей труппой собирались идти в ресторан. Учитывая такой насыщенный вечер, женщина ее возраста полдня отдыхала бы, а она с утра побежала на вокзал встречать поезд, на котором должны были приехать из Ленинграда две ее подруги. Оттуда вся троица потащилась по магазинам, потом дамы поехали в парикмахерскую, чтобы вечер встретить во всеоружии. В театр виновница торжества влетела в последнюю минуту, превосходно отыграла спектакль, выдержала все поздравления, поехала в ресторан Дома актера, где перетанцевала, по-моему, со всеми присутствующими мужчинами. Это была женщина невероятного темперамента! Общение с ней всегда превращалось в праздник, даже если она сердилась. Да, бывало и такое! Пельтцер, например, всегда начинала подготовку к спектаклю с маленького скандала: то костюм у нее недостаточно наглажен, то парик не так завит. Все в театре об этом знали, и никто не обижался. Спустя какое-то время мы поняли: так Татьяна Ивановна себя заводила и потом выпархивала на сцену с горящими глазами. Это был ее актерский рецепт: она считала, что нельзя играть просто так, нужно эмоционально себя настроить». Всего Татьяна Ивановна сыграла примерно в 100 картинах. К сожалению, на склоне лет она тяжело заболела – стала терять память, начались приступы подозрительности и мании преследования. Пельтцер поместили в Московскую психиатрическую клинику имени Ганнушкина, где она скончалась 16 июля 1992 года. По материалам сайта https://dzen.ru/a/ZHWfleOisSVNv60X https://www.youtube.com/watch?v=6UIF4k_F8tg
МБУ "Мемориальный музей П.Н. Ангелиной"
ГЛАВНАЯ БАБУШКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА
(к 120 летию со дня рождения советской актрисы Татьяны Ивановны Пельтцер (1904-1992))
"Нас долго воспитывали на мысли, что незаменимых людей нет, но теперь мы понимаем, что они есть, и такого подарка судьбы больше не будет – такой феерически ослепительной фигуры, такой личности, которая нас согревала, а иногда и взбадривала…", – вспоминал об актрисе главный режиссер "Ленкома" Марк Захаров.
Татьяна Пельтцер - дочь обрусевшего немца, актера театра и кино, лауреата Сталинской премии Иоганна Робертовича (Ивана Романовича) Пельтцера - появилась на свет 6 июня (по новому стилю) 1904 года в Москве. Впервые вышла на сцену в девять лет — в роли Авла, брата главной героини, в спектакле «Камо грядеши» по роману Г. Сенкевича.
Однако дальнейший путь будущей народной артистки СССР на сцену оказался тернистым. В 20 лет, не имея специального актерского образования (актерскому ремеслу ее обучал отец), Татьяна поступила на службу в Передвижной театр Политуправления, затем работала в театрах Нахичевани, Ейска, «3-ем театре РСФСР. Комедия» в Москве. Но ни в одной труппе так и не прижилась. Не заладилась ее театральная карьера и в Германии, куда в 1930 году Пельтцер уехала, выйдя замуж по большой любви – за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера. Не желая быть «птичкой в золотой клетке», после нескольких лет замужества Татьяна отказалась от обеспеченной и благополучной жизни за границей, развелась и вернулась в СССР, где вновь начала свои скитания по театрам.
В 1934 году молодую актрису уволили из театра МГСПС (сегодня – театр им. Моссовета) с формулировкой «за профнепригодность» - как не имеющую актерского образования. Затем были Ярославский драматический театр, по нынешним временам совсем «экзотический» Московский областной колхозно-совхозный театр и вновь театр МГСПС.
Настоящий «звездный час» Татьяны Пельтцер пробил в 1947 году, когда она наконец обрела свой театральный дом – им стал Театр сатиры, где Татьяна Ивановна блистала в течение 30 лет. Тогда же ее талант, наконец, «рассмотрели» и режиссеры кино. После выхода на экраны картин «Свадьба с приданым», «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин» 50-летнюю актрису стали называть «матерью русского солдата», «колхозной мамашей» и «всесоюзной кинобабушкой».
Правда, впоследствии добавилось еще одно прозвище – «бабушка-скандал», поскольку Пельцер славилась еще и непростым характером, была очень остра на язычок. У актрисы было немало недоброжелателей. Но зрители и партнеры ее просто обожали. И было за что! Только ее возрастные героини могли танцевать на кровле дома, прыгать с забора, бегать с песнями по мостовым и кататься на крыше несущегося троллейбуса.
Эта история уже десятилетия передается из уст в уста. Фаина Раневская и Татьяна Пельтцер – эти две яркие, самобытные, неординарные личности, «королевы эпизода» дружили давно, несмотря на то, что у обеих был непредсказуемый и очень взрывной характер, и обе вошли в историю своими колкостями по отношению к коллегам и своими афоризмами. Они настолько были близки, что долго друг без друга не могли.
Пока не случился инцидент, едва не поставивший крест на их дружбе. В конце декабря 1945 года Фаина Георгиевна и Татьяна Ивановна были приглашены на званый вечер, который решила устроить вдова писателя Михаила Булгакова, Елена Сергеевна. Она предупредила гостей, что будет маскарад, и чтобы они непременно все пришли в маскарадных костюмах, так как будет конкурс на лучший из них. Гости с задачей справились. Кого только на этом балу не было: снегурочки, фрейлины, моряки, а Мстислав Ростропович и Святослав Рихтер, нарядившись в крокодилов, не вошли, а... вползли в квартиру.
Фаина Георгиевна пришла первой из подруг, и произвела настоящий фурор. На ней красовалась шляпка в виде гнезда из сена, в центре которого восседал бутафорский гусь, очень похожий на настоящего. Во время застолья "гусь" на шляпе актрисы вдруг вытянул шею и наклонил голову над блюдом. Раздались восхищенные аплодисменты. Казалось, что оригинальнее костюма придумать невозможно.
В это время в дверях появилась Татьяна Пельтцер, и гости просто остолбенели. Всё платье актрисы было сплошь усыпано... баранками. Браслеты из этих хлебобулочных изделий украшали запястья её рук, огромными серьгами свисали с ушей и даже с кончика носа. На голове красовался венок из соломы.
«Мой костюм называется „Урожайный“, и я прямиком с сельскохозяйственной выставки!», - выпалила она. Было очевидно, что Пельтцер своим костюмом затмила Раневскую, перетянув всё внимание гостей на себя. Разумеется, Фаина Георгиевна с этим смириться не могла. Она подошла к подруге-сопернице и гневно воскликнула: «Ещё не отменили продуктовые карточки, а вы так позволяете себе обращаться с хлебом!» Татьяна Ивановна сдержала себя, а позднее все баранки раздала гостям... После этого случая актрисы некоторое время не разговаривали, тем не менее, им удалось помириться.
Народная артистка России, актриса Театра сатиры Нина Архипова так вспоминала о Татьяне Ивановне: «Где бы театр ни был на гастролях, мы везде ходили вместе - ей нужно было обегать весь город. И вот ведь что удивительно: у нее никогда не уставали ноги. Пельтцер вприпрыжку бежала вперед, а я плелась сзади и просила: «Татьяна Ивановна, пожалуйста, помедленнее!» Причем носилась она не только по музеям и достопримечательностям, но и по магазинам: и то ей надо купить, и это! И мне что-то присматривала - какие-то ножички, дощечки, салфеточки...
Мне иногда казалось, что у нее, как у Карлсона, где-то спрятан небольшой моторчик. Помню, как мы праздновали 70-летний юбилей Пельтцер: на вечер был запланирован спектакль с ее участием, потом должны были Татьяну Ивановну чествовать, а поздно вечером всей труппой собирались идти в ресторан.
Учитывая такой насыщенный вечер, женщина ее возраста полдня отдыхала бы, а она с утра побежала на вокзал встречать поезд, на котором должны были приехать из Ленинграда две ее подруги. Оттуда вся троица потащилась по магазинам, потом дамы поехали в парикмахерскую, чтобы вечер встретить во всеоружии. В театр виновница торжества влетела в последнюю минуту, превосходно отыграла спектакль, выдержала все поздравления, поехала в ресторан Дома актера, где перетанцевала, по-моему, со всеми присутствующими мужчинами.
Это была женщина невероятного темперамента!
Общение с ней всегда превращалось в праздник, даже если она сердилась. Да, бывало и такое! Пельтцер, например, всегда начинала подготовку к спектаклю с маленького скандала: то костюм у нее недостаточно наглажен, то парик не так завит. Все в театре об этом знали, и никто не обижался. Спустя какое-то время мы поняли: так Татьяна Ивановна себя заводила и потом выпархивала на сцену с горящими глазами. Это был ее актерский рецепт: она считала, что нельзя играть просто так, нужно эмоционально себя настроить».
Всего Татьяна Ивановна сыграла примерно в 100 картинах. К сожалению, на склоне лет она тяжело заболела – стала терять память, начались приступы подозрительности и мании преследования. Пельтцер поместили в Московскую психиатрическую клинику имени Ганнушкина, где она скончалась 16 июля 1992 года.
По материалам сайта https://dzen.ru/a/ZHWfleOisSVNv60X https://www.youtube.com/watch?v=6UIF4k_F8tg