Коллекционирование масштабных моделей автомобилей времен СССР – это не просто хобби, это настоящее увлечение, которое объединяет людей разных возрастов и профессий.

В этом посте мы расскажем вам о том, почему это хобби так популярно и что привлекает коллекционеров в этих миниатюрных копиях советского автопрома.
В 1971 году на саратовском заводе «Тантал» начался выпуск моделей отечественных автомобилей в масштабе 1:43. Первой моделью стала копия легендарного Москвича-408. В 1973 году появились новые модели Москвичей: 426, 427, 433 и 434. А в 1975 году появились Москвич-403, Москвич – 412 (ГАИ), ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102.
Модели масштаба 1:43, произведенные в СССР, можно разделить на несколько категорий в зависимости от различных характеристик:
1. **Номерные и постномерные модели**:
- **Номерные модели**: Имеют каталожный номер, например, "А3". Ранние модели часто имеют только русскоязычную маркировку "сделано в СССР".
- **Постномерные модели**: Не имеют каталожного номера, но имеют дублирующую надпись "made in USSR" на английском языке.
2. **Коробки для моделей**:
Вот список моделей, выпускавшихся на заводе «Тантал» в масштабе 1:43:
1. Москвич-408 - А1
2. Москвич-412 - А2
3. Москвич-426 - А3
4. Москвич-427 - А4
5. Москвич-433 - А5
6. Москвич-434 - А6
7. Москвич-403 - А7
8. Москвич-412 (ГАИ) - А8
9. ВАЗ 2101 - А9
10. ИЖ-Москвич-412 - А10
11. ВАЗ-2102 - А11
12. ИЖ-1500-Комби - А12
13. Волга ГАЗ-2402 - А13
14. Волга ГАЗ-24 - А14
15. Чайка ГАЗ-13 - А15
16. Запорожец ЗАЗ-968 - А16
17. ВАЗ 2101 (ГАИ Патрульная) - А17
18. RAF-2203 - А18
19. Москвич-Пикап - А19
20. LADA 2121 NIVA - А20
21. RAF-2907 - А21
22. Руссобалт С 24-40 - А22
23. Волга ГАЗ-2402 (Торпедо) - А22
24. Волга ГАЗ-2402 (Эскорт) - А24
25. RAF «Скорая помощь» (Патрульная) - А25
26. RAF-М-22031 - А26
27. RAF «Скорая помощь» - А27
28. Волга ГАЗ-24 (Милиция) - А27
29. RAF-М-22031 (Скорая помощь) - А28
30. Москвич-2140 (планировался) - А29
31. Москвич-401 (планировался) - А30
32. ЗИЛ-117 - А31
33. Руссо-Балт С 24/40 Лимузин - А32
34. А33 (модель не поступила в производство) - А33
35. Волга ГАЗ-3102 - А38
36. ВАЗ-2105 - А39
37. ВАЗ-2107 - А40
38. УАЗ-469 - А34
39. Руссобалт С 24/30 Ландоле - А35
40. Руссобалт С 24/30 Дубль-Фаэтон - А36
41. Руссо-Балт С 24/40 Лимузин-Берлин - А37
42. УАЗ-452в - А41
43. ЗИЛ-115 - А42
44. ВАЗ 2108 («Скиф») (планировался) - А43
Выпуск масштабных моделей грузовиков (преимущественно КамАЗов) в конце 70-х наладило казанское предприятие «Элекон». Коллекционные машинки, причем не только отечественных марок, выпускали также заводы «Прогресс», «Двигатель», «Кругозор», «Электроприбор» и другие.
Многие коллекционеры «гоняются» за разными вариациями автомобилей.
Вот для примера приведём далеко не полный список разновидностей моделей автомобилей СССР в масштабе 1:43:
1. **Москвич-412 А2**
- Выпускался с 1974 года с серебристым металлическим днищем.
- С ~1974-75 имеет пластмассовое днище с обычным рисунком деталей.
- С ~1987-88 блок цилиндров двигателя М-412 стал более узким, появилась имитация патрубков.
2. **Москвич-426 А3**
- Первые экземпляры вместо указания каталожного номера имели надпись снизу на черном неокрашенном днище "1/43 АРТ. С-СО-51 Ц 3р 50к".
- До ~1977 задние фары имели скосы сверху и снизу и надпись на задней двери "Москвич" с номером модели; позже фары без скосов и надпись "Moskvish" без номера модели.
- С ~1988 без номера на днище.
3. **Москвич-427 А4**
- До ~1983-84 выпускался с более широкой приборной панелью без выступающего щитка перед рулем и с вертикальными наплывами ребер жесткости на выступах задних крыльев в салоне.
- С ~1988 без номера на днище.
4. **Москвич-433 А5**
- В 70-х ошибочно выпущены также экземпляры с номером А6.
- С ~1988 без номера на днище.
5. **Москвич-434 А6**
- В 70-х ошибочно выпущены также экземпляры с номером А3.
- До ~1983-84 выпускался с более широкой приборной панелью без выступающего щитка перед рулем и с вертикальными наплывами ребер жесткости на выступах задних крыльев в салоне.
- С ~1988 без номера на днище.
6. **Москвич-403 А7**
- Самые первые выпуски имели хромированную эмблему на капоте и молдинги, выполненные отдельными деталями.
- До ~1976 имел пол в багажнике, выполненный как продолжение детали салона.
- С ~1994 без номера на днище и открывающихся дверей, днище пластмассовое с эмблемой на облицовке радиатора нехромированные.
7. **RAF-2907 ИГРЫ XXII ОЛИМПИАДЫ МОСКВА 1980**
- Первые пробные выпуски имели антенны на задних стойках крыши.
- В 1984 выпускался с более широким по горизонтали зеркалом заднего вида.
- С 1987 без номера на днище.
8. **Волга ГАЗ-2402 АЭРОФЛОТ (эскорт)**
- Первые пробные выпуски имели антенны на задних стойках крыши.
- В 1984 выпускался с более широким по горизонтали зеркалом заднего вида.
- Иногда выпускался с дополнительной имитацией стеклоочистителей на стекле.
- С 1987 без номера на днище.
9. **Волга ГАЗ-2402 "скорая медицинская помощь"**
- С 1987 без номера на днище.
- В последнее время имеет узкое зеркало заднего вида.
10. **УАЗ-469**
- Выпускался также на УАЗе в 1986-91.
- Вариант "Радона" отличался короткими дверными ручками.
- С 1986 по 1991 и с ~1994 выпускается с пластмассовым днищем, в период до 1986 и с ~1991 по ~1994 имел металлическое днище.
Эти и многие другие модели представляют собой разнообразие автомобилей СССР в масштабе 1:43, они привлекают собирателей своей редкостью и уникальными особенностями, что делает их ценными объектами для коллекционирования.
В начале 90-х, когда СССР распался, а качество саратовских моделей резко упало, на рынок вышли десятки кустарей-предпринимателей, на коленке делавшие модели, которых не было в производственной линейке саратовского и казанского заводов – представительские ЗИСы и ЗИЛы, Икарусы, троллейбусы ЗиУ и прочие желанные собирателями машинки.
Ситуация кардинально изменилась в конце 2009 года, когда итальянское издательство De Agostini запустило в России журнальную серию «Автолегенды СССР» с модельками в масштабе 1:43 по смехотворным даже на фоне массовых саратовских моделей ценам. Качество отлитых в Китае и упакованных в блистеры машинок приятно удивило российских собирателей.
Коллекционирование масштабных моделей автомобилей времен СССР – это не только увлекательное хобби, но и возможность прикоснуться к истории и культуре нашей страны.

Коллекционирование масштабных моделей автомобилей времен СССР – это не просто хобби, это настоящее увлечение, которое объединяет людей разных возрастов и профессий. - 949891768893
Коллекционирование масштабных моделей автомобилей времен СССР – это не просто хобби, это настоящее увлечение, которое объединяет людей разных возрастов и профессий. - 949891769149
Коллекционирование масштабных моделей автомобилей времен СССР – это не просто хобби, это настоящее увлечение, которое объединяет людей разных возрастов и профессий. - 949891769661
Коллекционирование масштабных моделей автомобилей времен СССР – это не просто хобби, это настоящее увлечение, которое объединяет людей разных возрастов и профессий. - 949891769917
Коллекционирование масштабных моделей автомобилей времен СССР – это не просто хобби, это настоящее увлечение, которое объединяет людей разных возрастов и профессий. - 949891769405
Коллекционирование масштабных моделей автомобилей времен СССР – это не просто хобби, это настоящее увлечение, которое объединяет людей разных возрастов и профессий. - 949891770173

Комментарии

Комментариев нет.