Сколько времени занимала дорога из Москвы в Воронеж во времена Петра первого?
За сколько можно доехать из Воронежа в Москву, ну или в обратном направлении? Если вы отправляетесь на автомобиле, то в среднем дорога займет 5-6 часов. Если на самолете или поезде, тот здесь временной отрезок будет немного другим, но, как факт, однозначно не более суток. Однако, у наших предков, несколько сотен лет назад, преодоление этого пути занимало гораздо больше времени. Тогда не было платных дорог, транспондеров, АЗС и прочих других прелестей современной трассы. С одной стороны, благодаря этому ты тратил меньше денег, но зато больше времени. А сколько это было времени? Давайте возьмем времена Петра первого и рассмотрим этот путь на одном из примеров.
Однажды вместе с Петром первым Воронеж посетил один голландский художник и путешественник, которого звали Корнелий де Бруин. Он дважды бывал в России - в 1701 и 1707 годах, ну а в 1711-м написал целую книгу о путешествии по России. Она так и называлась "Путешествие через Московию в Персию и Индию". Вообще поездил по нашей стране он довольно знатно - Архангельск, Вологда, Ярославль, Ростов, Москва и еще много других прекрасных городов, среди которых был и Воронеж. При этом сделал множество зарисовок и просто отличных рисунков, которые изучают на уроках истории по сей день.
Но давайте ближе к сути, а именно к тому, как де Бруин вообще попал в Воронеж? Все дело в том, что в те далекие годы наши правители любили приглашать в гости различных заграничных вельмож и путешественников. С какой целью? Чтобы те посмотрели, а затем рассказали там у себя, что у нас в России тоже довольно неплохо. Что касается де Бруина, то его Петр первый тоже приглашал в гости, как и сам посещал. Каждый раз они долго беседовали, потому как оба знали голландский. Петр расспрашивал его обо всем, что он увидел в разных странах мира, в свою очередь рассказывая и показывая уже свою страну. И вот, когда де Бруин, прожив примерно год в Москве, засобирался уже было домой, ему пришло приглашение от Петра первого отправиться вместе с ним в Воронеж.
"Его величество желает, чтобы я, до моего отбытия из его государства, взглянул на эту местность, на имевшиеся там корабли и на все, достойное там примечания..." Эти строки де Бруин сам лично записал в своем дневнике, благодаря чему они, спустя годы, стали достоянием общественности. Было это 25 января 1703 года, то есть ехать собрались зимой, что для нас вызывает особенный интерес. Таким образом, благодаря де Бруину мы можем узнать не просто за сколько раньше можно было добраться из Москвы в Воронеж, но еще и сделать это зимой. И да, ехали они именно из Москвы, а не из Петербурга. Итак, что известно об этом путешествии из записей де Бруина?
Достоверно известно, что выехали из столицы они в конце января 1703 года. У него в записях указано, что это было "последнее генваря". Де Бруин указывает также на километраж, а именно на то, что на протяжении всего пути они встретили 552 верстовых столба, выкрашенных в красный цвет. Что такое верстовой столб? Один из таких можно увидеть относительно недалеко от Воронежа, в липецком селе Конь Колодезь. Их устанавливали на определенном расстоянии друг от друга, чтобы путник понимал, сколько километров он уже проехал, например, от Москвы. Исходя из его записей можно сделать вывод о том, что проехали они примерно 590 километров. Получается, что где-то еще по пути сворачивали с дороги и заезжали в гости. В целом, об этом де Бруин дальше тоже рассказывает.
Зимой, например в метель, можно было сбиться с пути и не заметить следующий верстовой столб. Для этих целей между ними всегда высаживали около 20 деревьев. Однако, здесь де Бруин немного ошибается, на что верно указывают многие историки. Он пишет о том, что всего на пути они встретили более 200 тысяч деревьев, но путем нехитрых математических расчетов можно понять, что они могли встретить их всего около 22 тысяч. То есть, ошибся он примерно на 180 тысяч. А может где-то действительно было большое обилие деревьев, этого мы, к сожалению, не знаем.
Так вот, де Бруин и правда пишет о том, что останавливались они довольно часто. Через каждые 20 верст были настроены дома, в которых они немного отдыхали и грелись, потому в тех "было хорошо натоплено". В таком доме мог остановиться любой путник. Де Бруин упоминает Ульянино, Коломну, а затем усадьбу князя Меньшикова, в которой они остановились погостить. Известно, что усадьба располагалась в современном Чаплыгине Липецкой области, который ранее был Ораниенбургом.
Де Бруин неоднократно упоминает о том, что в путешествии, практически при каждой остановке, их угощали медом, пивом или вином. В имении Меньшикова так и вовсе у них была небольшая "пирушка". В общем, времени зря не теряли. Ну а сколько у них эта дорога в итоге заняла?
Вся процессия начала прибывать в Воронеж 5 февраля. Как пишет голландец, царя встречали "громом пушек с кораблей", а затем "не было пощады и напиткам, пили на славу". Ну а далее он уже рассказывает о самом Воронеже, о чем мы поведаем в следующих статьях. Какой вывод можно сделать из этого всего? Километрах на протяжении всей дороги был указан, так что можно было адекватно оценивать расстояние от одного города до другого. Были ориентиры в виде деревьев и столбов, поэтому заблудиться тоже не представлялось возможным. Ну и были домики, в которых можно отогреться и отдохнуть. В общем, все условия, как говорится. Ну а вся дорога заняла у них пять дней, что не так уж и много, на самом деле, учитывая постоянные остановки и отдых.
Мой Воронеж с Анной Журавлевой
Сколько времени занимала дорога из Москвы в Воронеж во времена Петра первого?
За сколько можно доехать из Воронежа в Москву, ну или в обратном направлении? Если вы отправляетесь на автомобиле, то в среднем дорога займет 5-6 часов. Если на самолете или поезде, тот здесь временной отрезок будет немного другим, но, как факт, однозначно не более суток. Однако, у наших предков, несколько сотен лет назад, преодоление этого пути занимало гораздо больше времени. Тогда не было платных дорог, транспондеров, АЗС и прочих других прелестей современной трассы. С одной стороны, благодаря этому ты тратил меньше денег, но зато больше времени. А сколько это было времени? Давайте возьмем времена Петра первого и рассмотрим этот путь на одном из примеров.Но давайте ближе к сути, а именно к тому, как де Бруин вообще попал в Воронеж? Все дело в том, что в те далекие годы наши правители любили приглашать в гости различных заграничных вельмож и путешественников. С какой целью? Чтобы те посмотрели, а затем рассказали там у себя, что у нас в России тоже довольно неплохо. Что касается де Бруина, то его Петр первый тоже приглашал в гости, как и сам посещал. Каждый раз они долго беседовали, потому как оба знали голландский. Петр расспрашивал его обо всем, что он увидел в разных странах мира, в свою очередь рассказывая и показывая уже свою страну. И вот, когда де Бруин, прожив примерно год в Москве, засобирался уже было домой, ему пришло приглашение от Петра первого отправиться вместе с ним в Воронеж.
Эти строки де Бруин сам лично записал в своем дневнике, благодаря чему они, спустя годы, стали достоянием общественности. Было это 25 января 1703 года, то есть ехать собрались зимой, что для нас вызывает особенный интерес. Таким образом, благодаря де Бруину мы можем узнать не просто за сколько раньше можно было добраться из Москвы в Воронеж, но еще и сделать это зимой. И да, ехали они именно из Москвы, а не из Петербурга. Итак, что известно об этом путешествии из записей де Бруина?
Зимой, например в метель, можно было сбиться с пути и не заметить следующий верстовой столб. Для этих целей между ними всегда высаживали около 20 деревьев. Однако, здесь де Бруин немного ошибается, на что верно указывают многие историки. Он пишет о том, что всего на пути они встретили более 200 тысяч деревьев, но путем нехитрых математических расчетов можно понять, что они могли встретить их всего около 22 тысяч. То есть, ошибся он примерно на 180 тысяч. А может где-то действительно было большое обилие деревьев, этого мы, к сожалению, не знаем.
Вся процессия начала прибывать в Воронеж 5 февраля. Как пишет голландец, царя встречали "громом пушек с кораблей", а затем "не было пощады и напиткам, пили на славу". Ну а далее он уже рассказывает о самом Воронеже, о чем мы поведаем в следующих статьях. Какой вывод можно сделать из этого всего? Километрах на протяжении всей дороги был указан, так что можно было адекватно оценивать расстояние от одного города до другого. Были ориентиры в виде деревьев и столбов, поэтому заблудиться тоже не представлялось возможным. Ну и были домики, в которых можно отогреться и отдохнуть. В общем, все условия, как говорится. Ну а вся дорога заняла у них пять дней, что не так уж и много, на самом деле, учитывая постоянные остановки и отдых.
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе
Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов