БАРКОЛАБОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

.(( читая
Очеркъ исторіи Буйничскаго монастыря съ 1633—1835 г.))
БАРКОЛАБОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - 995315538134

Очеркъ исторіи Буйничскаго монастыря съ 1633—1835 г.

Больше всего приходилось терпѣть монастырю отъ своеволія шляхты. Вотъ нѣкоторые примѣры шляхетскихъ притѣсненій.
Въ 1684 г. 19 августа Даніилъ Война, стольникъ Вытебскій. и жена его Тереза—арендаторы имѣнія „Буйничи"—собрали „немалую громаду разныхъ людей, слугъ, бояръ и поданныхъ своихъ
съ разнымъ оружіемъ, употребляемымъ на войнѣ" и, присоединивъ къ нимъ „пана" Ивана Пясецкаго, наслали всѣхъ ихъ на монастырь Буйничскій. Здѣсь насильники отбили монастырскія ворота, стрѣляли въ оградѣ монастыря, окна, двери „посѣкли и побили обухами" . Здѣсь же они угрожали монастырскому намѣстнику Каллистрату Просоловичу. Изъ монастыря Пясецкій съ толпой отправился въ монастырскую корчму, находившуюся въ арендѣ, и здѣсь дополнилъ свои безчинства: въ корчму стрѣляли, еврея-арендатора Гамшея Якубовича, жену его и двухъ служанокъ избили и выгнали ихъ вонъ, нѣ мало вещей забрали и перевезли въ свои Буйничи, а корчму запечатали'. Намѣстникъ монастыря съ „генераломъ" (судебнымъ приставомъ) ѣздили къ Войнамъ, прося ихъ возвратить вещи и дѣло окончить миромъ., но Войны этого не захотѣли. Тогда отъ монастыря послѣдовала жалоба въ судъ ').

Въ 1702 г., жаловался въ Могилевскій магистратъ игуменъ Паисій Красовскій, нѣкто Игнатій Скарбота, или Байборода, заарендовавши за 25 битыхъ талеровъ на годъ корчму въ Костянкѣ
съ сѣнокосомъ, огородомъ и правомъ помола хлѣба въ монастырской мельницѣ на свои нужды въ пятницу каждой недѣли, не хотѣлъ отдавать арендныхъ денегъ и, кромѣ того, сжегъ ..Проваръ",
баню и новый сарай для скота. Въ довершеніе своей дерзости Байборода ночью наѣхалъ на Костянскій фольварокъ и избилъ войта, двухъ сторожей и пастуховъ и при этомъ говорилъ: „тоже
будетъ и игумену ватному и другимъ инокамъ Буйническимъ", избилъ также мельника, забралъ хлѣба разнаго нѢсколько мѣрокъ., повырывалъ даже завѣсы и желѣзо въ корчмѣ и самъ уѣхалъ въ Могилевъ съ угрозами монастырю *■).
') Документы Буйнич. ион., л. 50—62.

Въ 1706 году Францискъ .Богушъ, подчашій Лидскій, со своими помощниками захватилъ „грунты" монастырскіе въ Костянкѣ;, а монастырскихъ людей невинныхъ избилъ „кіями, обухами" и
угрожалъ монастырю. Жалоба на это своеволіе была подана игуменомъ Буйничскимъ Паисіемъ Красовскимъ и игуменьей Варкалабовской Паисіей Юхневичевой ).
Въ 1715 г. Юрій Сапѣга и жена его Изабелла причиняли инокамъ Буйничскаго монастыря „жестокія и нестерпимыя притѣснешя", и производили „разрушеніе и опустошеніе" не только
въ моініст_ырских/ь владѣніяхъ, но и въ самомъ монастырѣ ).
Въ 1731 г. Адамъ Домбровскій, желая безденежно получить водку изъ Костянской корчмы, явился сюда, и здѣсь разбилъ сарай и арендатору нанеесъ ударъ саблей по головѣ, столь сильный,
что шапка была разсѣчена *).
Большое насиліе учинено было 15 января 1748 г. Іаковъ, Ѳедоръ и Филиппъ Круковскіе и другіе ихъ помощники, какъ жаловался игуменъ Викентій Барановскій. наѣхали на Холмъ.
Діакона Пера Измаиловича, прокуратора Костянскаго, и Бойницкаго смертно били, одежду и клобуки на нихъ изорвали; затѣмъ напали на Холмянскую корчму и избили арендатора-—еврея,
Мордуха, сына его, жену и монастырских крестьянъ—мужчинъ и -женщинъ. Когда Измаиловичъ убѣжалъ въ Костянку, то Круковскіе явились и сюда, ругали Измаиловича, выгоняли его со двора и всячески безчинствовали. На другой день тѣже лица, собравши цѣлую громаду людей, явились въ Костянку, арендатора избили и подожгли карчму, которую съ трудомъ пришлось отстаивать отъ огня. Наконецъ, 21 января жесшочайше искалѣчили на монастырскомъ полѣ крестьянина, опять наѣхали на Холмянскую корчму и выгнали арендатора съ семьей и скотомъ, столы и окна
изрубили, водку выпили, выручку взяли и амбаръ разбили *).

Изъ представленнаго очерка притѣсненій Буйничскому монастырю видно, что первые сто слишкомъ лѣтъ сушіествованія его были почти сплопшымъ злостраданіемъ.

БАРКОЛАБОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - 995315581398

При своемъ основаніи Буйничскій монастырь получилъ 19 дес. подъ постройку его въ Буйничахъ а 1900 дес. въ Костянкѣ и Холмахъ.. Но вскорѣ половину этого послѣдняго „наданья" монастырь вынужденъ былъ уступить Варкалабовскому женскому.
Отдѣленіе изъ ста уволокъ (1900 д.) записанныхъ на Буйничскій монастырь, пятидесяти въ пользу Варкалабовскаго женскаго произошло при слѣдующихъ обстоятельствахъ:
Предположенія основателей Буйничскаго монастыря о томъ, чтобы между нимъ и Кутеонскимъ монастыремъ было тѣснѣйшее общеніе не только духовное, но и матеріальное, были довольно
неудобны для исиолненія на практикѣ. Кромѣ того, Кутеенскій монастырь имѣлъ вполнѣ достаточный средства для своего содержанія. Между тѣмъ Кутеенскій женскій монастырь все увеличивался и увеличивался въ числѣ инокинь, и послѣднія стали испытывать значительное затрудненіе въ средствахъ содержанія. Понадобилось основать новый монастырь, каковой и былъ устроенъ при мѣстечкѣ Варкалабовѣ. Когда и сюда собралось „множество паненъ и невѣстъ побожныхъ, Шукаючихъ збавеня", то игуменъ Іоиль Труцевичъ въ 1652 г. просилъ сына Богдана Стеткевича—Михаила, къ которому послѣ отца перешло имѣніе Варкалабовъ, согласиться на отдѣленіе изъ ста уволокъ въ Костянкѣ и Холмахъ отъ Буйничскпго монастыря пятидесяти уволокъ въ пользу Варка­лабовскаго. Михаилъ Стеткевичъ охотно на это согласился. Въ тс же время актъ этого раздѣла скрѣпленъ былъ и записью Іоиля Труцевич. (отъ 30 апрѣля 1652 г.), въ которой между прочимъ сказано было, что раздѣлъ совершенъ по согласію братіи Кутеенскаго и Буйничскаго монастырей.
Конечно такимъ отторженіемъ половины земельнаго владѣнія не могли быть довольны иноки Буйничскаго монастыря, а они во главѣ съ аамѣстникомъ своимъ Самуиломъ занесли противъ этого протестъ въ Мстиславскій гродс^ісій судъ. Въ протестѣ указано было, что это отчужденіе 50 уволокъ незаконно, такъ какъ противорѣчить волѣ основателей монастыря и сдѣлано однимъ только игуиеномъ Іоилемъ. Протестъ однако не имѣлъ успѣха, и инокини Варкала-бовскія вступили во владѣніе рзнач,енными 50-ю уволоками.
Дѣло изъ за этой земли возгорѣлось спустя сто лѣтъ а составляетъ интереснѣйшій эпизодъ въ исторіи отношснпй двухъ монастырей .
Неизвѣстно, какое было послѣдствіе этой жалобы, но когда монастырь Буйничскій и Варкалабовскій въ 1756 г. перешли подъвласть Могилевскаго архіепископа Георгія Конисскаго, то, по волѣ этого архипастыря, а также яо желанію Михаила Сапѣги, владѣльца Быхова, Варка.табова а Буйничъ, состоялось между спорящими сторонами прнмареніе. По мировой запаси, учиненной 16 февраля 1759 г. между представителями монастырей игуменомъ МитррфанооIЪ Дарикевичемъ и игуменьею Аполлинаріею Коробанковою спорныя владѣнія дѣлились по-оллм^ъ^: за Буйничскимъ монастыремъ оставался старый фольварокъ, за ВаркалаОовскиоIъ
новый, каждый со всѣми людьми и имуществомъ',' показанными въ инвентаряхъ; со времени составленія мировой записи монашествующіе обоихъ монастырей обязывались не дѣлать другъ другу никакихъ обидъ и притѣсненій; Спаская церковь въ селѣ Костянкѣ должна принадлежать обоимъ монастырямъ, такъ какъ она выстроена на общей землѣ; каждый монастырь на своей землѣ можетъ держать на дворахъ своихъ шинки или отдавать ихъ въ аренду; уплачивая подати; нарушеніе мировой влекло за собой штрафъ въ 2 т. битыхъ тялеровъ, тройное взысканіе и другія наказанія по церковнымъ зіц^сунимъ; въ случаѣ суда сторона обидѣвшая должна признать окончательнымъ рѣшеніе первой судебной ивстанціи и туть же заплатить штрафъ )

БАРКОЛАБОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - 995315630038

Обращеніе Буйничскаго мужского монастыря въ женскій стоитъ въ непосредственной связи съ учрежденемъ пріюта для сиротствующихъ и бѣдныхъ дѣвицъ духовенства Могилевской епархіи.
2-го ноября 1833 г. Могилевскій епископъ Гавріилъ представилъ на благоусмотрѣніе Св. Синода проектъ учрежденія Дома Призрѣнія для названныхъ дѣвицъ. Для осуществленія этого проекта епископъ предполагалъ обратить заштатный Буйничскій' монастырь. „Монастырь сей, писалъ Владыка, осноианіе свое получилъ въ 1593 году 2), на землѣ, пожалованной отъ Богдана Стеткевича, подкоморія Мстиславскаго, и супруги его, дочери старосты Криче^наго, князя Соломерецкаго, коими впослѣдствіи времени, въ 1633 году, августа 1-го дня, подарены тому монастырю крестьяне, коихъ по послѣдней ревизіи въ с. Костенкѣ в д. Холмахъ числится мужеска пола —- 71, женска пола 90 душъ, а земли по планамъ пахатной, сѣнокосной, подъ селитьбой и лѣсомъ состоитъ во владѣніи сего монастыря при самомъ монастырѣ 158 десятинъи 1976 сажень, при селѣ Костенкѣ — 819 десятинъ и 791 сажень и при деревнѣ Холмахь —315 десятинъ и 3437а сажани. Монастырь сей, какъ донесъ, консисторіи управляющій онымъ, Могилевобратскаго монастыря архимандритъ Поликарпъ, получаетъ въ годъ денежнаго дохода отъ аренды корчмы въ с. Костенкѣ и шинка въ дер. Холмахъ 525 руб., за аренду Костенскаго фольеарка съ
небольшою частью .земли, но безъ крестьянъ, 200 руб., отъ продажи скота и прочаго до 150 руб., итого—875 руб., имѣетъ малое скотоводство и собственную для помола монастырскаго хлѣба
мельницу съ однимъ колесомъ.


Номер № 24

… указъ, данный. въ 25 денъ декабря 1841… 1) всѣ недвижимыя населенныя имѣнія пранослананго духовенства Западныхъ губерній передать въ вѣдѣніе и управленіе министерства государственныхъ имуществъ, за исключеніемъ имѣній, состоящихъ во владѣніи собственно приходскаго бѣлаго духовенства, не принадлежащая къ нынѣшнему составу каѳедральныхъ соборовъ.
На основаніи этого повелѣнія имѣнія монастырей Западныхъ областей Россіи были взяты въ казну, а взамѣнъ этою положены были штаты, отъ 1 января 1842 г.

Буйничскій монастырь лишился тогда своихъ имѣній въ Костянкѣ и Холмахъ, о чемъ будетъ сказано ниже подробнѣе, а взамѣнъ этого онъ положенъ былъ въ штатъ второго класса съ назначеніемъ ему ежегодно 2155 р.
БАРКОЛАБОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - 995315718102



ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо


Буйничский в честь сошествия Святого Духа на апостолов женский монастырь — православный монастырь, существовавший с 1633 по 1930 годы в посёлке Буйничи (совр. Могилёвский район Могилёвской области Белоруссии).

В 1633 году Богдан Стеткевич и его супруга Елена Богдановна, исполняя желание умершего отца Елены — князя Б. Б. Соломерецкого, для противодействия насаждаемой в Речи Посполитой Брестской унии, выдали фундуш на основание православного монастыря и на передачу ему небольшого надела в Буйничах, а также части имения Барколабово с сёлами Костинка и Холмы (всего 1900 десятин земли).

В 1773 году, после присоединения Могилёва к Российской империи, монастырь указом Святейшего Синода был включен в Могилёвскую епархию Русской Православной церкви.

В 1835 году Святейшим Синодом по инициативе епископа Гавриила (Городкова) Буйничский монастырь был обращён в женский, с припиской к нему Борколабовского Вознесенского монастыря, из которого были переведены сюда игуменья и большая часть монахинь.

В 1842 году монастырь был лишён всех владений и отнесён ко второму классу.

Комментарии

Комментариев нет.