То, что у наших славянских предков была своя система богов и богинь, не подлежит никакому сомнению. Их имена и частично описание дошли до нас из летописных текстов. Остальные подробности были восстановлены учеными путем сравнительного анализа на материале соседних народов и государств.
Но в XVIII веке, когда древнерусские источники еще только начинали изучать, сплошь и рядом делались ляпы. Из темных мест или в результате банальных ошибок переводчиков возникали некие вновь придуманные боги, которым моментально создавалась биография, их наделяли разнообразными функциями, после чего они попадали в современную литературу и культуру.
Разберем несколько таких примеров.
Есть известный фрагмент "Повести временных лет", в котором описывается так называемый пантеон языческих богов князя Владимира. Напомним, что до того, как обратиться к христианству, будущий святой князь пытался упорядочить систему языческих верований. Он выбрал шесть главных богов - Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь - и построил в Киеве для них особое капище. Ну а после крещения Руси идолы этих богов были брошены в Днепр.
Текст, который описывает это все, послужил источником для занятных ошибок.
УСЛАД
Нестор в своей летописи отметил, что у идола Перуна были золотые усы. Буквально там написано "ус злат". Вернее, "усзлат", поскольку в древнерусском языке пробелов не ставилось. Вот этот "усзлат" в XVI веке был принят австрийским дипломатом бароном Сигизмундом фон Герберштейном, разбиравшим один из списков "Повести...", за бога Услада.
Новоявленному божеству сразу была приписана близость к греческому Дионису. После чего этот образ пошел гулять по разным трудам европейских историков, был оттуда заботливо списан позднейшими русскими энтузиастами и попал в отечественную литературу как славянский покровитель застолий, веселья, удовольствий и искусств.
ЗИМЦЕРЛА
Вина за рождение этой загадочной богини лежит уже не столько на Герберштейне, сколько на итальянском историке Орбини, жившем лет на сто позже. Он переписывал тезисы о славянской мифологии у Герберштейна, но допустил ошибку. Австриец записал имя Семаргл следующим образом - Simaergla. У итальянца это превратилось в Simcerla. Он принял букву "а" за "с". А "g" вообще потерял.
Позже изучая записки Орбини, первые русские историки почерпнули оттуда сведения о некоей богине Зимцерла и принялись ломать голову, кто она такая. "Богиня Киевская; какия ей качества приписывались, о том ничево неизвестно; разве изломанное ея название произвесть от имени «зима» и глагола «стерть», так назовется она Зимстерлою и будет походить на Аврору или Флору, богиню цветов", - читаем мы в одном из трудов середины XVIII века.
Аврора так Аврора. С тех пор Зимцерла навсегда прописалась в русской литературе в качестве аналога Авроры или Эос, богини утренней зари. Ее упоминали Державин, Радищев. До сих пор в разнообразных сборниках по славянской мифологии вы найдете описание прекрасной "богини утренней зари" по имени Зимцерла.
Спасибо за чтение! Подписывайтесь на нашу группу, впереди много всего интересного!
ЛИТИНТЕРЕС
Каких славянских богов придумали по ошибке?
То, что у наших славянских предков была своя система богов и богинь, не подлежит никакому сомнению. Их имена и частично описание дошли до нас из летописных текстов. Остальные подробности были восстановлены учеными путем сравнительного анализа на материале соседних народов и государств.Разберем несколько таких примеров.
Есть известный фрагмент "Повести временных лет", в котором описывается так называемый пантеон языческих богов князя Владимира. Напомним, что до того, как обратиться к христианству, будущий святой князь пытался упорядочить систему языческих верований. Он выбрал шесть главных богов - Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь - и построил в Киеве для них особое капище. Ну а после крещения Руси идолы этих богов были брошены в Днепр.
Текст, который описывает это все, послужил источником для занятных ошибок.
УСЛАД
Нестор в своей летописи отметил, что у идола Перуна были золотые усы. Буквально там написано "ус злат". Вернее, "усзлат", поскольку в древнерусском языке пробелов не ставилось. Вот этот "усзлат" в XVI веке был принят австрийским дипломатом бароном Сигизмундом фон Герберштейном, разбиравшим один из списков "Повести...", за бога Услада.
Новоявленному божеству сразу была приписана близость к греческому Дионису. После чего этот образ пошел гулять по разным трудам европейских историков, был оттуда заботливо списан позднейшими русскими энтузиастами и попал в отечественную литературу как славянский покровитель застолий, веселья, удовольствий и искусств.
ЗИМЦЕРЛА
Вина за рождение этой загадочной богини лежит уже не столько на Герберштейне, сколько на итальянском историке Орбини, жившем лет на сто позже. Он переписывал тезисы о славянской мифологии у Герберштейна, но допустил ошибку. Австриец записал имя Семаргл следующим образом - Simaergla. У итальянца это превратилось в Simcerla. Он принял букву "а" за "с". А "g" вообще потерял.
Позже изучая записки Орбини, первые русские историки почерпнули оттуда сведения о некоей богине Зимцерла и принялись ломать голову, кто она такая. "Богиня Киевская; какия ей качества приписывались, о том ничево неизвестно; разве изломанное ея название произвесть от имени «зима» и глагола «стерть», так назовется она Зимстерлою и будет походить на Аврору или Флору, богиню цветов", - читаем мы в одном из трудов середины XVIII века.
Аврора так Аврора. С тех пор Зимцерла навсегда прописалась в русской литературе в качестве аналога Авроры или Эос, богини утренней зари. Ее упоминали Державин, Радищев. До сих пор в разнообразных сборниках по славянской мифологии вы найдете описание прекрасной "богини утренней зари" по имени Зимцерла.
Спасибо за чтение! Подписывайтесь на нашу группу, впереди много всего интересного!