Комментарии
- 24 июл 04:27Елена ЛисицынаСпасибо. Очень интересно.
- 25 июл 12:44Сергей Владимирович
- 25 июл 21:44Надежда Маскалёва"О, закрой свои бледные ноги!" Брюсов. "Заслушался, мадам, как Вы молчите..." Спасибо за статью!
- Галина РябинковаКомментарий удалён.
- Галина РябинковаКомментарий удалён.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ЛИТИНТЕРЕС
Самое знаменитое одностишие Серебряного века. Оно произвело настоящий фурор
Для наших современников жанр одностиший, или, если по-научному, то моностиха, ассоциируется прежде всего с юмористическими перлами Владимира Вишневского. Чтобы вам сразу понятно было, о чем речь, приведем пару примеров:"Заслушался, мадам, как вы молчите..."
"Что ж, буду знать, к кому не обращаться..."
Но придумал такую форму поэтического высказывания, понятное дело, не он. Моностихи были известны еще в древности в разных литературах. Что касается литературы русской, то первое явление моностиха в ней произошло еще в конце XVIII века. Небезызвестный наш мэтр Николай Карамзин опубликовал цикл эпитафий, одна из которых была предельно коротка: "Покойся, милый прах, до радостного утра!"
После этого было еще несколько одностиший, но серьезного внимания и интереса они не вызывали и жанр зачах, едва успев зародиться на русской почве.
Бурное его воскресение произошло уже в эпоху Серебряного века, и связано оно с именем вождя символистов Валерия Брюсова.
"О закрой свои бледные ноги!"
Литературная Россия впала в шок, а потом полетели тысячи вопросов. Что это вообще такое? Где остальное стихотворение? И чьи это, в конце концов ноги?
Автора настойчиво призывали к ответу, требовали дать разъяснения, усматривали в этом какой-то вызов и неясный намек на что-то очень скандальное. Однако Брюсов гордо отмалчивался, довольный произведенным эффектом. Ведь символизм в том и состоит, чтобы никогда ничего не объяснять!
Единственный комментарий, которым он удостоил публику, был напечатан в газете "Новости":
"Если вам нравится какая-нибудь стихотворная пьеса, и я спрошу вас: что особенно вас в ней поразило? - вы мне назовете какой-нибудь один стих. Не ясно ли отсюда, что идеалом для поэта должен быть такой один стих, который сказал бы душе читателя все то, что хотел сказать ему поэт?.."
Высказаться поспешили многие именитые литераторы той эпохи. Вот, например, характерная цитата из Владимира Соловьева:
"Для полной ясности следовало бы, пожалуй, прибавить: „ибо иначе простудишься“, но и без этого совет г. Брюсова, обращенный очевидно к особе, страдающей малокровием, есть самое осмысленное произведение всей символической литературы..."
В общем, брюсовский моностих про "бледные ноги", произведя фурор, надолго запомнился отечественным писателям и поэтам. Даже десятилетия спустя его периодически поминали в различных мемуарах.
Спасибо за чтение! Подписывайтесь на нашу группу, впереди много всего интересного!