20 мар 2024
Судьба самолёта: история Ту-144, дважды севшего на грунт
Ту-144 СССР-77106 - один из самых видных экспонатов Центрального музея военно-воздушных сил в Монино (не только из-за своих размеров). Как и большинство своих собратьев борт 77106 имеет богатую историю: это первый Ту-144, установленный в музее, а также единственный самолёт этой модели, дважды совершивший посадку на грунт.Самолёт с номером СССР-77106 был выпущен зимой 1975 года на воронежском авиазаводе. В течение нескольких месяцев самолёт проходил государственные испытания с проверкой работ различных систем, а уже летом того же года приступил к выполнению технических рейсов в Алма-Ату. По словам инженера-испытателя Сергея Авакимова, именно тогда борт 77106 впервые совершил посадку на грунт. Произошло это из-за путаницы при посадке Ту-144 на недавно удлинённую ВПП алматинского аэропорта. Лайнер с недолётом сел на грунт, после выкатился на взлётно-посадочную полосу. Более подробной информации об этом инциденте, как и о том, получил ли самолёт какие-либо повреждения, обнаружить не удалось.
26 декабря 1975 года Ту-144 СССР-77106 выполнил первый в истории коммерческий рейс, доставив в Алма-Ату почту и различные грузы. С этого момента грузовые рейсы в столицу Казахской СССР выполнялись регулярно - с их помощью экипажи и аэродромные службы готовились к пассажирской эксплуатации Ту-144.
Регулярные пассажирские рейсы на Ту-144 начались в 1977 году, однако борт 77106 в них не участвовал, вместо этого самолёт использовали для отработки новых технических решений. Так, во второй половине 70-х были начаты работы по созданию Ту-144 с укороченной передней стойкой шасси. В этом варианте пол самолёта находится параллельно земле, что упрощало посадку и высадку пассажиров. Испытания решили проводить на борте 77106, которому штатную переднюю стойку заменили на укороченную.
В таком виде "коротконогий" Ту-144 совершил несколько полётов, передняя стойка при этом не убиралась. Проект вскоре свернули, а борту 77106 вернули привычную переднюю стойку шасси, но не "родную", а с другого Ту-144.
В декабре 1979 года, не пролетав и пяти лет, самолёт был списан. Для Ту-144 это был рекордно короткий срок эксплуатации, ни один другой серийный самолёт не был выведен из эксплуатации так быстро. Машину решили передать в Центральный музей военно-воздушных сил в Монино - это был первый в истории Ту-144, ставший музейным экспонатом.
Лётчикам-испытателям КБ Туполева предстояла непростая задача: посадить сверхзвуковой пассажирский самолёт на грунтовую полосу неподготовленного аэродрома. Для посадки в гражданских аэропортах Ту-144 требовалась ВПП длиной не менее 3250 метров, однако в Монино лётчики располагали только 1400 метрами промёрзшего грунта.
Лётчикам-испытателям КБ Туполева предстояла непростая задача: посадить сверхзвуковой пассажирский самолёт на грунтовую полосу неподготовленного аэродрома. Для посадки в гражданских аэропортах Ту-144 требовалась ВПП длиной не менее 3250 метров, однако в Монино лётчики располагали только 1400 метрами промёрзшего грунта.
29 февраля (в некоторых источниках фигурирует дата 1 марта) 1980 года экипаж под руководством Геннадия Владимировича Воронченко перегнал Ту-144 из Жуковского в Монино. Заходили с севера, на полосу 16. Сделав один проход над полосой экипаж выработал топливо и начал заход на посадку. Чтобы уменьшить пробег на посадке тормозной парашют пришлось выпускать ещё в воздухе. В итоге самолёт коснулся земли со скоростью 240 км/ч (на 40 км/ч ниже обычной скорости касания) и уже через 900 метров остановился. После этого Ту-144 тягачом отбуксировали на место его последней стоянки на территории музея.
В 90-е годы самолёт сильно пострадал от рук вандалов, тащивших из кабины пилотов и пассажирского салона всё, до чего могла дотянуться рука. В 2005 году за восстановление борта 77106 взялись волонтёры монинского авиамузея. Непростой процесс реставрации ввиду ограниченных возможностей волонтёров растянулся надолго и даже сейчас, спустя 15 лет, работы остаётся ещё очень много.
В 90-е годы самолёт сильно пострадал от рук вандалов, тащивших из кабины пилотов и пассажирского салона всё, до чего могла дотянуться рука. В 2005 году за восстановление борта 77106 взялись волонтёры монинского авиамузея. Непростой процесс реставрации ввиду ограниченных возможностей волонтёров растянулся надолго и даже сейчас, спустя 15 лет, работы остаётся ещё очень много.
Попасть в салон СССР-777106 можно трижды в году, когда проводятся дни открытых дверей в Центральном музее военно-воздушных сил.
Кстати, у Ту-144 есть важно внешнее отличие от "Конкорда" - переднее горизонтальное оперение, или "ушки", использовавшиеся на взлёте и при посадке.