В ставропольском парке Победы доживает свой век Ил-18 с бортовым номером СССР-7576. Этому самолёту повезло, он пережил множество аналогичных памятников. Он не сгорел в 90-е, не был порезан на металлолом в 2000-х, но сейчас переживает не лучшие времена. А меж тем, это один из немногих оставшихся в России Ил-18, находящийся, если можно так выразиться, в открытом доступе.
Борт СССР-75767 в модификации Ил-18В был выпущен на московском машиностроительном заводе "Знамя Труда" в 1961 году. Самолёт был оснащён четырьмя двигателями АИ-20К мощностью в 4000 л.с каждый и салоном на 100 пассажиров.
В августе 1961 года самолёт поступил во внуковский авиаотряд, однако пролетал там недолго. Уже в январе 1962 года Ил-18 сменил место базирования, оказавшись в Закавказье, в ереванском авиаотряде Ереванского управления гражданской авиации.
"Прижизненных" снимков самолёта не сохранилось. Единственный раз, когда когда этот Ил-18 попал в объектив - это визит Валентины Терешковой в Армению, состоявшийся в июне 1965 года. Валентина Ивановна вместе с мужем Андрияном Николаевым прибыли в ереванский аэропорт Зварнотц на том самом самолёте СССР-75767. Фотограф сделал снимок Терешковой и Николаева сразу после спуска с трапа, на фото попала и хвостовая часть самолёта с бортовым номером.
В 1977 году борт СССР-75767 прошёл модернизацию, сменив модификацию с Ил-18В на Ил-18Д. На самолёт были установлены более мощные двигатели АИ-20М мощностью 4250 л.с. Кроме того, были установлены дополнительные топливные баки, что увеличило максимальную дальность полёта до 6500 километров. Самолёт также получил новое пилотажное оборудование, облегчавшее работу пилотов при заходе на посадку.
В новой модификации СССР-75767 пролетал всего два года и в июне 1979 года был списан, выработав положенный ему ресурс. Ещё 2 года Ил-18 простоял в аэропорту Еревана пока не было принято решение установить его в качестве памятника в городе Ставрополе.
Чтобы не тащить самолёт через весь город из ставропольского аэропорта, было принято решение посадить его на аэродром ДОСААФ, находившийся в юго-западном районе города. После посадки на грунтовую ВПП аэродрома с самолёта сняли крылья, погрузили на платформу, и в таком виде по улице Шпаковской привезли в парк Победы. Свою последнюю стоянку Ил-18 занял в мае 1981 года, здесь он продолжает стоять уже пятый десяток лет.
После установки памятник простоял нетронутым почти 20 лет. Но после развала СССР до самолёта добрались коммерсанты и в 1991 году внутри был открыт видеосалон. Потом какое-то время салон Ил-18 простаивал без дела, пока в итоге в нём не открыли комнату смеха.
В 2000-х годах у правой части фюзеляжа появилось кафе с незамысловатым названием "Лайнер". Чуть позже заведение трансформировалось в ночной клуб, из-за регулярных пьяных потасовок пользовавшийся дурной славой у местных жителей. Концу 2010-х клуб закрылся, однако его полузаброшенные помещения так и остались стоять, облепив правую часть самолёта. А с левой стороны Ил-18 оброс всевозможными аттракционами, игровыми автоматами и торговыми точками. В 2014 году ряд ларьков установили прямо перед самолётом. тем самым "закрыв" его с трёх сторон.
В 2016 году краевое отделение КПФР решило перекрасить самолёт, заменив синие полосы советской ливреи "Аэрофлота" на красные. В таком виде самолёт простоял 2,5 года и весной 2019 года по левому борту ему вернули историческую ливрею. Название самолёта в носовой части и бортовой номер на хвосте при этом восстанавливать не стали. К тому времени клуб "Лайнер" уже закрылся и правая часть самолёта с облупившейся краской.
Из всех идентификационных знаков самолёта остались только бортовые номера на верхней и нижней частях крыла. Надпись "Аэрофлот" на верхней части фюзеляжа держалась много лет, её не смогла уничтожить даже нанесённая поверх реклама. Однако после акции КПРФ в 2016 году исчезла и она.
Наконец, в конце 2023 года самолёт привели в порядок, а прилегающую территорию окончательно очистили от ларьков и останков заброшенного кабака. Так что теперь Ил-18 стоит на площадке почти в том же виде, что и в советские времена.
Авиация, Самолёты, Техника, Путешествия
Судьба самолёта: история Ил-18 СССР-75767
В ставропольском парке Победы доживает свой век Ил-18 с бортовым номером СССР-7576. Этому самолёту повезло, он пережил множество аналогичных памятников. Он не сгорел в 90-е, не был порезан на металлолом в 2000-х, но сейчас переживает не лучшие времена. А меж тем, это один из немногих оставшихся в России Ил-18, находящийся, если можно так выразиться, в открытом доступе.В 1977 году борт СССР-75767 прошёл модернизацию, сменив модификацию с Ил-18В на Ил-18Д. На самолёт были установлены более мощные двигатели АИ-20М мощностью 4250 л.с. Кроме того, были установлены дополнительные топливные баки, что увеличило максимальную дальность полёта до 6500 километров. Самолёт также получил новое пилотажное оборудование, облегчавшее работу пилотов при заходе на посадку.
Чтобы не тащить самолёт через весь город из ставропольского аэропорта, было принято решение посадить его на аэродром ДОСААФ, находившийся в юго-западном районе города. После посадки на грунтовую ВПП аэродрома с самолёта сняли крылья, погрузили на платформу, и в таком виде по улице Шпаковской привезли в парк Победы. Свою последнюю стоянку Ил-18 занял в мае 1981 года, здесь он продолжает стоять уже пятый десяток лет.
После установки памятник простоял нетронутым почти 20 лет. Но после развала СССР до самолёта добрались коммерсанты и в 1991 году внутри был открыт видеосалон. Потом какое-то время салон Ил-18 простаивал без дела, пока в итоге в нём не открыли комнату смеха.
В 2000-х годах у правой части фюзеляжа появилось кафе с незамысловатым названием "Лайнер". Чуть позже заведение трансформировалось в ночной клуб, из-за регулярных пьяных потасовок пользовавшийся дурной славой у местных жителей. Концу 2010-х клуб закрылся, однако его полузаброшенные помещения так и остались стоять, облепив правую часть самолёта. А с левой стороны Ил-18 оброс всевозможными аттракционами, игровыми автоматами и торговыми точками. В 2014 году ряд ларьков установили прямо перед самолётом. тем самым "закрыв" его с трёх сторон.
В 2016 году краевое отделение КПФР решило перекрасить самолёт, заменив синие полосы советской ливреи "Аэрофлота" на красные. В таком виде самолёт простоял 2,5 года и весной 2019 года по левому борту ему вернули историческую ливрею. Название самолёта в носовой части и бортовой номер на хвосте при этом восстанавливать не стали. К тому времени клуб "Лайнер" уже закрылся и правая часть самолёта с облупившейся краской.