Судьба самолёта: история Як-42 RA-42333

Люблю, когда по прилёту в незнакомый город возле аэропорта обнаруживается какой-нибудь списанный советский самолёт, который можно обойти со всех сторон, внимательно рассматривая. И вот Казань как раз из таких городов: здесь напротив терминала установлен самолёт Як-42, почти три десятка лет трудившийся на благо авиации Татарстана.
Судьба самолёта: история Як-42 RA-42333
Борт 42333 был выпущен в 1986 году на Саратовском авиазаводе. С завода лайнер передали в Татарскую АССР: казанский авиаотряд тогда только начинал осваивать Як-42 и борт 42333 стал второй машиной этого типа, полученной казанцами.
Судьба самолёта: история Як-42 RA-42333

В 1993 году казанский объединённый авиаотряд стал авиакомпанией "Татарстан", а наш Як-42 сменил советскую регистрацию СССР на российскую RA. Элементы ливреи советского "Аэрофлота" лайнер при этом сохранил и до середины 90-х летал с характерными синими полосами на фюзеляже.
Судьба самолёта: история Як-42 RA-42333
Пролетав 2 года в цветах "Татарстана", самолёт в лизинге у авиакомпании "Карат". Тут с ливреей всё было максимально просто: самолёт полностью выкрасили в белый цвет и нанесли на киль и фюзеляж логотипы авиаперевозчика.
Судьба самолёта: история Як-42 RA-42333
В последующие 20 лет самолёт ходил по рукам разных авиакомпаний, периодически возвращаясь в "Татарстан". За это время борт RA-42333 успел полетать и в "Карате", и в Iron Dragonfly, и в "Тулпар Эйр", и в "Интеравиа", и в SkyNetAero.
Судьба самолёта: история Як-42 RA-42333
Именно во время эксплуатации в SkyNetAero произошло единственное серьёзное происшествие с бортом 42333. 11 июня 2011 года при посадке в аэропорту "Внуково" у самолёта заклинило все 4 колеса левой стойки шасси. От трения пневматики лопнули и возник пожар. На борту находились 76 человек, никто из них не пострадал. Причиной инцидента стали действия экипажа: на пробеге пилоты слишком рано активировали тормоза шасси.
Судьба самолёта: история Як-42 RA-42333
После катастрофы Boeing 737 в 2013 году и последующего банкротства авиакомпании "Татарстан", борт RA-42333 оказался на земле. Неизвестно, как бы дальше сложилась судьба самолёта, если бы в 2020 году владельцы отеля Kravt, не задумали обустроить бар внутри настоящего авиалайнера. Изначально на рендерах проекта изображали Ту-154, который затем почему-то превратился в SSJ-100, а в итоге выбор всё же остановили на Як-42, уже несколько лет хранившийся на территории казанского аэропорта.
Судьба самолёта: история Як-42 RA-42333
В том же 2020-м самолёт выкатили на привокзальную площадь и установили напротив терминала аэропорта. Открыть бар внутри Як-42 планировали уже в 2021 году. Однако что-то пошло не так, и в назначенные сроки бар-самолёт не заработал. Не заработал он и в первой половине 2022 года, когда наконец открылся отель Kravt. Сейчас самолёт, как и планировалось, соединён со зданием отеля стеклянной галереей, но ничего похожего на бар через мутные стёкла иллюминаторов разглядеть не удалось. Так что пока Як-42 RA-42333 выполняет единственную функцию - декоративную, украшая собой привокзальную площадь на радость всем любителям авиации.
Судьба самолёта: история Як-42 RA-42333

Комментарии