"Свеча горела": короткий рассказ для итогового сочинения
Часто репетиторам приходится иметь дело с одиннадцатиклассниками, которые, мягко скажем, не особо дружат с чтением. Даже если попросить их прочитать дома "Алые паруса", они, вероятнее всего, ограничатся кратким содержанием. Таким предлагаю рассказы, которые можно осилить за 10-15 минут даже на уроке.
Планирую цикл публикаций о коротких произведениях, подходящих для нескольких тематических разделов. В прошлой статье мы анализировали "Любовь к жизни"Джека Лондона .
Сегодня речь пойдёт о рассказе "Свеча горела"
Автор - Майк Гелприн. Год написания - 2011. Время для вдумчивого прочтения - 7 минут. Рассказ представляет собой классическую антиутопию, позволяющую заглянуть на пару столетий вперёд и увидеть механический мир, населённый людьми, не знакомыми с поэзией, красотой слова.
Действие рассказа происходит в недалёком будущем, когда виртуальные развлечения полностью заменили собой книги, а технические дисциплины вытеснили гуманитарные: "в общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет". Главный герой осознаёт, что это закономерный процесс: "Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно". У главного героя произведения, уволенного 12 лет назад учителя литературы Андрея Петровича, свой путь, своя миссия: он размещает объявления о уроках литературы не столько ради заработка, хотя живёт впроголодь на нищенское пособие, сколько ради передачи своих знаний: "Вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть". У Андрея Петровича когда-то был выбор: он мог переквалифицироваться в преподавателя более востребованных обществом предметов - виртуальная этика, виртуальное право, история робототехники. Но учитель не стал этого делать, так как не терял надежду встретить на своём пути любителей Пастернака и Булгакова. Его единственным за 12 лет благодарным, вдумчивым учеником, схватывающим знания на лету, оказался робот. Когда Андрей Петрович узнаёт об этом, он в отчаянии собирается покончить с собой, потому что всё, ради чего он жил, оказывается ненужным людям: "Коту под хвост – пришла итоговая мысль. Все коту под хвост. Все это время он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в нее все, что есть. Все, ради чего только стоит жить". От страшного шага героя спасает звонок в дверь и стоящие на пороге мальчик и девочка, которые, как пароль, произнесли строчки из "Зимней ночи" Пастернака: "Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела".
Рассказ Майка Гелприна идеально подходит к темам:
Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности? Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий? Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения? Меняются ли люди в условиях технического прогресса? Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»? Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? Каковы цель и смысл жизни человека? Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути? Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор? Как не потерять свою дорогу в жизни? Нужно ли читать книги в XXI веке? Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности? Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы? Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература? Чтение литературного произведения – труд или отдых? Помогает ли человеку книга лучше понять себя? Почему литературу часто называют «человековедением»?
Люблю читать, люблю писать
:Елена Юдина (Ахметова)
"Свеча горела": короткий рассказ для итогового сочинения
Часто репетиторам приходится иметь дело с одиннадцатиклассниками, которые, мягко скажем, не особо дружат с чтением. Даже если попросить их прочитать дома "Алые паруса", они, вероятнее всего, ограничатся кратким содержанием. Таким предлагаю рассказы, которые можно осилить за 10-15 минут даже на уроке.Планирую цикл публикаций о коротких произведениях, подходящих для нескольких тематических разделов. В прошлой статье мы анализировали "Любовь к жизни"Джека Лондона .
Сегодня речь пойдёт о рассказе "Свеча горела"
Автор - Майк Гелприн. Год написания - 2011. Время для вдумчивого прочтения - 7 минут. Рассказ представляет собой классическую антиутопию, позволяющую заглянуть на пару столетий вперёд и увидеть механический мир, населённый людьми, не знакомыми с поэзией, красотой слова.
Действие рассказа происходит в недалёком будущем, когда виртуальные развлечения полностью заменили собой книги, а технические дисциплины вытеснили гуманитарные: "в общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет". Главный герой осознаёт, что это закономерный процесс:
"Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно".
У главного героя произведения, уволенного 12 лет назад учителя литературы Андрея Петровича, свой путь, своя миссия: он размещает объявления о уроках литературы не столько ради заработка, хотя живёт впроголодь на нищенское пособие, сколько ради передачи своих знаний:
"Вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть".
У Андрея Петровича когда-то был выбор: он мог переквалифицироваться в преподавателя более востребованных обществом предметов - виртуальная этика, виртуальное право, история робототехники. Но учитель не стал этого делать, так как не терял надежду встретить на своём пути любителей Пастернака и Булгакова. Его единственным за 12 лет благодарным, вдумчивым учеником, схватывающим знания на лету, оказался робот. Когда Андрей Петрович узнаёт об этом, он в отчаянии собирается покончить с собой, потому что всё, ради чего он жил, оказывается ненужным людям:
"Коту под хвост – пришла итоговая мысль. Все коту под хвост. Все это время он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в нее все, что есть. Все, ради чего только стоит жить".
От страшного шага героя спасает звонок в дверь и стоящие на пороге мальчик и девочка, которые, как пароль, произнесли строчки из "Зимней ночи" Пастернака: "Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела".
Рассказ Майка Гелприна идеально подходит к темам:
Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»?
Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Каковы цель и смысл жизни человека?
Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
Как не потерять свою дорогу в жизни?
Нужно ли читать книги в XXI веке?
Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
Чтение литературного произведения – труд или отдых?
Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
Почему литературу часто называют «человековедением»?