Просто о сложном: поговорим о средствах выразительности (задание 26 ЕГЭ по русскому языку)
26-е задание обычно пугает одиннадцатиклассников большим количеством непонятных слов. Как отличить анафору и эпифору от метафоры и метонимии? Что за страшные слова "парцелляция" и "оксюморон"? Но любое задание становится простым, если всё разложить по полочкам.
Давайте представим, что камешки с фотографии - это средства выразительности. Их много. Они похожи. Но их нужно рассортировать по группам, проще говоря, разделить на пять кучек.
Точно так же мы поступаем и с терминами из 26-го задания. При подготовке к нему сразу предупреждаю учеников, что в самой формулировке задания уже содержатся подсказки, например:
создавая образы героев, автор использует ЛЕКСИЧЕСКОЕ средство;
чувства героя передаёт ТРОП;
раскрыть характеры героев автору помогают ПРИЕМЫ;
составить представление об образе жизни героя помогает СИНТАКСИЧЕСКОЕ средство;
на протяжении всего текста автор использует такую ФОРМУ РЕЧИ, как ... Если одиннадцатиклассник выучит, какие языковые средства относятся к тропам, какие к приёмам, какие к уровню лексики или синтаксиса, он во много раз упрощает себе задачу. Потому что, разложив на 5 полочек предложенные 9 терминов, мы получаем всего 2-3 тропа, 1 форму речи, парочку приёмов, и т.д. То есть круг поиска сужается весьма существенно: из двух выбирать проще, чем из девяти.
А теперь, собственно, сами группы.
Первая группа (самая понятная и малочисленная) формы речи: монолог диалог
Вторая группа - тропы (это средства выразительности, основанные на использовании переносного значения слова; их приличное количество, перечислю основные виды, чаще всего встречающиеся в 26-м задании): эпитет сравнение метафора олицетворение гипербола литота ирония
На первом этапе наша цель заключается даже не в том, чтобы разобраться, что означает каждое из этих слов, а в том, чтобы запомнить, что всё, перечисленное выше, - это тропы.
Третья группа - лексические средства выразительности: фразеологизмы синонимы (вариант - контекстные синонимы) антонимы (или контекстные антонимы) неологизмы (возможно, индивидуально-авторские неологизмы) архаизмы и историзмы (если честно, ни в одном сборнике их не встречала, но пусть будут на всякий случай) диалектизмы профессионализмы заимствованные слова просторечная лексика эмоционально-оценочные слова
Четвёртая группа - синтаксические средства выразительности (здесь в основном все термины знакомы школьникам, главное помнить, что они относятся к уровню синтаксиса) вопросительные и восклицательные предложения риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение вводные слова ряды однородных членов сравнительный оборот
Пятая группа - приёмы (возможно, в этой группе одиннадцатиклассники встретят много незнакомых слов, но наша задача на первом этапе - просто запомнить, что все перечисленные термины разработчики КИМов называют приёмами)
противопоставление лексический повтор цитирование вопросно-ответная форма изложения парцелляция анафора и эпифора синтаксический параллелизм градация инверсия
Отдельно о терминах, входящих в каждую группу, мы поговорим в следующей публикации.
Люблю читать, люблю писать
Просто о сложном: поговорим о средствах выразительности (задание 26 ЕГЭ по русскому языку)
26-е задание обычно пугает одиннадцатиклассников большим количеством непонятных слов. Как отличить анафору и эпифору от метафоры и метонимии? Что за страшные слова "парцелляция" и "оксюморон"? Но любое задание становится простым, если всё разложить по полочкам.Точно так же мы поступаем и с терминами из 26-го задания. При подготовке к нему сразу предупреждаю учеников, что в самой формулировке задания уже содержатся подсказки, например:
создавая образы героев, автор использует ЛЕКСИЧЕСКОЕ средство;
чувства героя передаёт ТРОП;
раскрыть характеры героев автору помогают ПРИЕМЫ;
составить представление об образе жизни героя помогает СИНТАКСИЧЕСКОЕ средство;
на протяжении всего текста автор использует такую ФОРМУ РЕЧИ, как ...
Если одиннадцатиклассник выучит, какие языковые средства относятся к тропам, какие к приёмам, какие к уровню лексики или синтаксиса, он во много раз упрощает себе задачу. Потому что, разложив на 5 полочек предложенные 9 терминов, мы получаем всего 2-3 тропа, 1 форму речи, парочку приёмов, и т.д. То есть круг поиска сужается весьма существенно: из двух выбирать проще, чем из девяти.
А теперь, собственно, сами группы.
Первая группа (самая понятная и малочисленная) формы речи:
монолог
диалог
Вторая группа - тропы (это средства выразительности, основанные на использовании переносного значения слова; их приличное количество, перечислю основные виды, чаще всего встречающиеся в 26-м задании):
эпитет
сравнение
метафора
олицетворение
гипербола
литота
ирония
На первом этапе наша цель заключается даже не в том, чтобы разобраться, что означает каждое из этих слов, а в том, чтобы запомнить, что всё, перечисленное выше, - это тропы.
Третья группа - лексические средства выразительности:
фразеологизмы
синонимы (вариант - контекстные синонимы)
антонимы (или контекстные антонимы)
неологизмы (возможно, индивидуально-авторские неологизмы)
архаизмы и историзмы (если честно, ни в одном сборнике их не встречала, но пусть будут на всякий случай)
диалектизмы
профессионализмы
заимствованные слова
просторечная лексика
эмоционально-оценочные слова
Четвёртая группа - синтаксические средства выразительности (здесь в основном все термины знакомы школьникам, главное помнить, что они относятся к уровню синтаксиса)
вопросительные и восклицательные предложения
риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение
вводные слова
ряды однородных членов
сравнительный оборот
Пятая группа - приёмы (возможно, в этой группе одиннадцатиклассники встретят много незнакомых слов, но наша задача на первом этапе - просто запомнить, что все перечисленные термины разработчики КИМов называют приёмами)
противопоставление
лексический повтор
цитирование
вопросно-ответная форма изложения
парцелляция
анафора и эпифора
синтаксический параллелизм
градация
инверсия
Отдельно о терминах, входящих в каждую группу, мы поговорим в следующей публикации.