Самый популярный автор текстов для сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2024 году
Иногда специалистов ФИПИ переклинивает на каком-то конкретном авторе и на экзамене одиннадцатиклассникам из разных уголков страны попадаются тексты одного и то же писателя.
Например, в 2020 году лидером по количеству текстов, привлечённых для 27-го задания ЕГЭ, был Василий Белов. Сразу три его очерка из сборника "Лад" повергли тогда одиннадцатиклассников в шок тяжёлым слогом, устаревшей лексикой и не совсем актуальной для юношеских размышлений темой "народной жизни в ее идеальном, всеобъемлющем смысле". В 2021-м "дежурным" был назначен Л. Н. Толстой: я насчитала пять текстов, где писатель от души нафилософствовался, а выпускники запутались в его "размышлизмах".
В этом году безоговорочная победа досталась Евгению Михайловичу Богату. Вот были раньше у великих особ придворные художники, скульпторы, архитекторы. Такое ощущение, что Евгений Михайлович приписан к ФИПИ в качестве "придворного поэта". Я насчитала шесть (!!!) публицистических текстов, принадлежащих перу автора, о существовании которого я узнала только благодаря ЕГЭ.
Первый текст окрещён одиннадцатиклассниками как "текст о самолётах" (В XIX веке не было понятия летной и нелетной погоды, но именно нелетная погода вернула меня в XIX столетие. Было это на аэродроме. За широкими, в полмира, стеклами мела-мела метель, самолеты, лишенные неба, стояли на бетонной полосе беспомощно и тяжело).
Погода лётная. Фото из личного архива автора
На самом деле это текст об объединяющей роли чтения, о незримых нитях, которые связывают читающих людей в некое содружество, сохраняющее культуру и человеческое достоинство даже в экстремальных ситуациях. Мне понравился этот текст. Сразу представился Гай Монтэг, встретивший у костра группку людей, объединённых идей сохранить книги в своей памяти. Возможно, попробую написать по этому тексту свой вариант сочинения.
Второй текст о забвении и воскрешении произведений искусства (Однажды молодая чета Н., возвращаясь вечером домой, обнаружила в московском дворе, в сугробе, холст, в котором узнала картину из Третьяковской галереи).
Картины не из Третьяковской галереи. но для иллюстрации подойдут. Фото из личного архива автора
Третий текст о трёх моделях поведения в конфликтной ситуации (В том разнообразии конфликтных ситуаций, с которыми жизнь почти ежедневно сталкивает меня по роду работы писателя-публициста, я давно уже вычленил одну, достаточно существенную в системе «личность — общество» и поэтому достойную исследования). Этот текст ругают больше остальных, потому что там "много всего" намешано. Я думаю, учеников сбило наличие именно трёх моделей - они растерялись в момент выбора примеров. Что с чем сопоставлять? Первую модель со второй? Первую с третьей? Вторую с третьей? Как их связать? Отсюда паника. Хотя текст логичный, структурированный, но, соглашусь, неудобный для формата 27-го задания.
Четвёртый текст Богата о творчестве (Что такое творчество? Что такое творческий человек? А это вопрос человеческой судьбы). Этот текст уже встречался одиннадцатиклассникам на ЕГЭ два года назад (как и текст Толстого о природе и текст Васильева о труде и отдыхе). Поэтому те, кто успел разобрать этот текст, оказались в выигрышной ситуации.
Пятый текст о чудаках (Один из самых обаятельных образов русской литературы — образ чудака. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, изданный в 1882 году, дает такое определение: «Чудак, чудачка — человек странный, своеобычный, делающий все не по-людски, а по-своему, вопреки общему мнению и обыку»). Говорят, из середины этого текста был убран достаточно большой фрагмент, что помешало целостному восприятию. Трудно судить о сложности, не видя экзаменационный "обрубленный" вариант, но в целом текст неплох. За собственными примерами тоже далеко ходить не надо: тут вам и шукшинские "чудики", и всем известный "Юшка" Андрея Платонова.
Шестой текст о системе ценностей человека и общества (Нет, — и, наверное, не было никогда в мире, — человека, который не хотел бы быть счастливым. Но вот вечный человеческий вопрос, самый простой и самый загадочный: что такое счастье?). Текст понятный, но опять же не самый удобный для написания сочинения в формате ЕГЭ. Во всяком случае, его не ругают так, как "Три модели поведения".
И что нам теперь делать в этой ситуации? Активно знакомить учеников с творчеством Богата или через год буден назначен новый "придворный поэт"? Я думаю, что уже встретившиеся на экзамене фрагменты разобрать надо. Специалисты ФИПИ нередко в последнее время грешат "текстовыми повторами", поэтому руководствуемся девизом "предупреждён - значит вооружён".
Люблю читать, люблю писать
Самый популярный автор текстов для сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2024 году
Иногда специалистов ФИПИ переклинивает на каком-то конкретном авторе и на экзамене одиннадцатиклассникам из разных уголков страны попадаются тексты одного и то же писателя.Например, в 2020 году лидером по количеству текстов, привлечённых для 27-го задания ЕГЭ, был Василий Белов. Сразу три его очерка из сборника "Лад" повергли тогда одиннадцатиклассников в шок тяжёлым слогом, устаревшей лексикой и не совсем актуальной для юношеских размышлений темой "народной жизни в ее идеальном, всеобъемлющем смысле".
В 2021-м "дежурным" был назначен Л. Н. Толстой: я насчитала пять текстов, где писатель от души нафилософствовался, а выпускники запутались в его "размышлизмах".
В этом году безоговорочная победа досталась Евгению Михайловичу Богату. Вот были раньше у великих особ придворные художники, скульпторы, архитекторы. Такое ощущение, что Евгений Михайлович приписан к ФИПИ в качестве "придворного поэта".
Я насчитала шесть (!!!) публицистических текстов, принадлежащих перу автора, о существовании которого я узнала только благодаря ЕГЭ.
Первый текст окрещён одиннадцатиклассниками как "текст о самолётах" (В XIX веке не было понятия летной и нелетной погоды, но именно нелетная погода вернула меня в XIX столетие. Было это на аэродроме. За широкими, в полмира, стеклами мела-мела метель, самолеты, лишенные неба, стояли на бетонной полосе беспомощно и тяжело).
Второй текст о забвении и воскрешении произведений искусства (Однажды молодая чета Н., возвращаясь вечером домой, обнаружила в московском дворе, в сугробе, холст, в котором узнала картину из Третьяковской галереи).
Этот текст ругают больше остальных, потому что там "много всего" намешано. Я думаю, учеников сбило наличие именно трёх моделей - они растерялись в момент выбора примеров. Что с чем сопоставлять? Первую модель со второй? Первую с третьей? Вторую с третьей? Как их связать? Отсюда паника. Хотя текст логичный, структурированный, но, соглашусь, неудобный для формата 27-го задания.
Четвёртый текст Богата о творчестве (Что такое творчество? Что такое творческий человек? А это вопрос человеческой судьбы).
Этот текст уже встречался одиннадцатиклассникам на ЕГЭ два года назад (как и текст Толстого о природе и текст Васильева о труде и отдыхе). Поэтому те, кто успел разобрать этот текст, оказались в выигрышной ситуации.
Пятый текст о чудаках (Один из самых обаятельных образов русской литературы — образ чудака. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, изданный в 1882 году, дает такое определение: «Чудак, чудачка — человек странный, своеобычный, делающий все не по-людски, а по-своему, вопреки общему мнению и обыку»). Говорят, из середины этого текста был убран достаточно большой фрагмент, что помешало целостному восприятию. Трудно судить о сложности, не видя экзаменационный "обрубленный" вариант, но в целом текст неплох. За собственными примерами тоже далеко ходить не надо: тут вам и шукшинские "чудики", и всем известный "Юшка" Андрея Платонова.
Шестой текст о системе ценностей человека и общества (Нет, — и, наверное, не было никогда в мире, — человека, который не хотел бы быть счастливым. Но вот вечный человеческий вопрос, самый простой и самый загадочный: что такое счастье?). Текст понятный, но опять же не самый удобный для написания сочинения в формате ЕГЭ. Во всяком случае, его не ругают так, как "Три модели поведения".
И что нам теперь делать в этой ситуации? Активно знакомить учеников с творчеством Богата или через год буден назначен новый "придворный поэт"? Я думаю, что уже встретившиеся на экзамене фрагменты разобрать надо. Специалисты ФИПИ нередко в последнее время грешат "текстовыми повторами", поэтому руководствуемся девизом "предупреждён - значит вооружён".