21 сен 2023

1976 Lotus Esprit

Производитель модели: Minichamps
Масштаб: 1/43
Материал: die-cast
Пришло время вспомнить автомобиль, ставший сенсацией в середине 70-х, благодаря своему невероятному дизайну, больше подходящему концепт-кару. Но самое невероятное, это и был концепт-кар, только изготовляемый серийно! На стенде недавно созданной дизайнерской компании Ital Design на автосалоне в Турине в 1972 году рядом с невероятным Maserati Boomerang красовался концепт с клиновидным кузовом серебряного цвета (на фото), который имел два сиденья и двигатель за ними. Этот кузов стоял на удлиненном и расширенном шасси Lotus Europa, которое предложил Колин Чепмен в разговоре с Джорджио Джуджаро для дизайнерского эксперимента. В этот момент ателье Ital Design набирало известность и глава Lotus хотел, чтобы его компания имела модный спортивный автомобиль в современном итальянском стиле.
Джуджаро, который уже был признанным мастером и имел за плечами такие великие проекты как Iso Rivolta Grifo и Maserati Ghibli, был именно тем дизайнером, который мог сделать что-то выдающееся. Первая модель в масштабе 1:4 показала коэффициент сопротивления Сх 0,34 и это не устроило Чепмена, который был готов отозвать свой заказ. Однако Джуджаро за собственный счет создал полноразмерный макет, который понравился главе Lotus и он изменил мнение, дав разрешение продолжать работу. Используя технологию строительства лодок, были сделаны две стеклопластиковых оболочки, склеенные затем вместе вдоль поясной линии.
Все свои концепты Джуджаро красил в серебряный цвет, поэтому до выбора окончательного имени этот проект называли “The Silver Car”. Концепт имел форму острого клина с плоскими панелями (на фото). На другом фото Джуджаро и Чепмен позируют с прототипом. Окончательный вариант, ставший серийным, имел небольшие отличия от концепта, но общие формы остались нетронутыми. Исчезла поперечная решетка на капоте, лобовое стекло стало слегка закругленным, а не плоским, и задняя часть кузова поднималась целиком, как на Ford GT40 и на Ferrari F40. Концепт, показанный в Турине в 1972 году, имел под большим задним стеклом двигатель Lotus 907, но не имел коробки передач, которую еще надо было выбрать.
Первые пробы в аэродинамическом туннеле показали, что на кузов действуют подъемные силы, поэтому приделали передний спойлер и сделали небольшую модификацию хвоста, оснастив его приподнятым выступом. Но получалось, что такая конструкция кузова не позволит вынуть его верхнюю половину из штампа. Другая проблема заключалась в чрезмерном наклоне в 22 градуса от горизонтали лобового стекла, что расходилось с установленными нормами. Два специалиста Lotus целый год работали в Турине вместе с Джуджаро над второй полноразмерной моделью, дорабатывая шасси для серийного производства. Сам Колин Чепмен по три раза в неделю летал в Турин на своем самолете, чтобы следить за проектом. Одним из двух специалистов Lotus был дизайнер Оливер Уинтерботтом, который в нарисовал кузов модели Elite 1974 года. Он считал, что кузов можно было производить так же, как и кузов Elite (ранняя модель) из двух половинок, верхней и нижней. Но этого так и не произошло и все кузова для Esprit (в переводе это дух, остроумие, живость ума, но, главное, что название было выразительным и начиналось с буквы Е в традициях Lotus) делались вручную. Угол наклона передних стоек пришлось довести до 26 градусов. Первый прототип окрасили в красный цвет, дали ему имя “The Red Car” и в 1973 году перевезли на завод в Англии, чтобы завершить окончательную доводку.
Пятиступенчатая коробка передач Renault, которую использовали на модели Europa, не могла переварить мощность двухлитрового двигателя. Нужную коробку нашли у Citroen, который использовал ее как для переднеприводного SM, так и для среднемоторного Maserati Merak. Двигатель, который установили в моторном отсеке под углом в 45 градусов, был доведен до мощности 160 л.с. В отсеке осталось место и для установки мотора V8, что произошло в отдаленном будущем. На этом этапе Колин Чепмен из эстетических соображений решил укоротить базу на 51 мм (было 2480 мм) и отрезать от заднего свеса 244 мм. Поэтому в кабине стало тесно для высоких людей.
Ходовой прототип был готов точно на Рождество 1974 года и, наконец, надо было дать ему имя. Джуджаро предложил назвать его «Киви» из-за длинного острого носа, но для рафинированных англичан оно не подходило, к тому же это было прозвищем австралийцев, и главное, что оно не начиналось на букву Е. Уважая традицию, по которой только производитель кузова мог устанавливать шильдик со своим именем, Джуджаро не хотел ставить шильдик с именем Ital Design. Чепмен же хотел видеть название итальянского ателье на кузове, но затем Джуджаро предложил вариант “Giugiaro Design”, с которым Чепмен согласился, объяснив это так: «Джуджаро это стилист. Дизайнер это человек, который совмещает вместе кузов и механику, то есть это я». Таким образом, на Lotus сбоку была установлена табличка «Styled by Giugiaro”.
После решения огромного количества разных проблем, предсерийный автомобиль был наконец показан на Парижском салоне в октябре 1975 года, а месяцем позже в Англии на Earl's Court Show вместе с новым Lotus Eclat. Автомобиль смотрелся отлично на дисках Wolfrace, окрашенный в серебряный цвет. Первые серийные машины появились в продаже в мае 1976 года. От момента премьеры в Париже до начала продаж, заявленная стоимость автомобиля выросла с 5844 фунта стерлингов до 7883!
Первые Esprit, известные как S1, поставлялись с цветными стеклопластиковыми кузовами. Это экономило заводские расходы, но выбор цветов был невелик, а если кто хотел окрасить машину в другой цвет, то как правило краски не были совместимы с таким типом материала как стеклопластик и довольно скоро Lotus вернулся к обычному методу окрашивания.
После проведенных журналистами тестов выяснилось, что управляемость была на высоте, но вот с качеством постройки, отделки и обзорностью были проблемы. Хотя фирма заявила максимальную скорость 222 км в час, удавалось достичь только 209. К сожалению, внешний вид суперкара не был подкреплен двигателем. Первоначально Lotus планировал предложить два двигателя: рядный четырехцилиндровый двигатель начального уровня и флагманский V8. Однако по финансовым причинам V8 так и не был реализован (только 20 лет спустя), в результате чего единственной силовой установкой остался четырехцилиндровый двигатель. Двигатель 1973 куб.см, спроектированный и изготовленный Lotus, был поистине суперсовременным. Он имел цельносплавную конструкцию, двойной распредвал и четыре клапана на цилиндр, обеспечивая мощность около 160 лошадиных сил, что примечательно для его размеров. Тем не менее, по сравнению с 3-литровыми V8 или шестицилиндровыми двигателями Ferrari 308GTB (255 л.с.), Lamborghini Urraco P300 (265 л.с.) и Porsche 911 Carrera 3.0 (200 л.с.), он был куда менее мощным, не говоря уже о De Tomaso Pantera с его 350 л.с. американского V8. Четырехцилиндровый двигатель будет ахиллесовой пятой Esprit на долгие годы.
Но две вещи спасали игру. Во-первых, Esprit весил менее 1 тонны. Фирменное хребтовое шасси Колина Чепмена и корпус из стекловолокна, а также небольшой двигатель помогли машине обойти конкурентов на 200-300 кг. Это означало, что Esprit довольно быстро развивал скорость, пока его преимущество в легкости не уступило место аэродинамическому сопротивлению на более высокой скорости. Со временем разгона от 0 до 100 км/ч в диапазоне от 7,5 до 8 секунд он все же не смог сравниться со своими более мощными конкурентами, поэтому, чтобы конкурировать, потребовалось второе - более низкий ценник. Стоимость оригинального Esprit составляла около 8000 фунтов стерлингов, что на 2000–5000 фунтов стерлингов меньше, чем у его конкурентов.
Тем не менее, именно этот автомобиль потряс зрителей в новом фильме про Джеймса Бонда «Шпион, который меня любил». Там актер Роджер Мур не только ездил на белом Esprit, но и плавал на нем под водой, ведь стараниями гениального Кью этот Lotus мог превращаться в подводную лодку. Кадр, где Бонд выезжает из воды на пляж и с невозмутимым видом выбрасывает рыбу, бесподобен. Все это показано в официальном трейлере. Как же получилось, что этот автомобиль снялся в такой известной франшизе? Все потому, что менеджер по связям с общественностью Lotus стратегически припарковал предсерийную модель автомобиля возле студии Pinewood Studios, где снимали фильм; он сразу же привлек внимание продюсера Альберта Р. Брокколи.
По данным Sotheby’s, помимо подводной лодки Lotus предоставила продюсерской компании два «дорожных автомобиля» и семь стеклопластиковых корпусов Esprit. Один был разрезан пополам, чтобы можно было снять Роджера Мура и Барбару Бах на своих местах.
Мокрая Нелли (Wet Nellie), как называлась субмарина, оказалась единственной, полностью переоборудованной для съемок в подводную лодку. Автомобиль был отправлен во Флориду компании Perry Oceanographic, где он был оснащен балластными цистернами, четырьмя гребными винтами, водонепроницаемыми батареями и, конечно же, знаменитыми плавниками. (У него нет колес, и он не может функционально передвигаться.) Модификации автомобиля обошлись в то время около 100 000 долларов (около 450 000 долларов сегодня).
История с фильмом о Бонде имеет неожиданное продолжение: Счастливая пара из Лонг-Айленда купила складское помещение за 100 долларов и обнаружила, что там находится уникальный предмет: спортивный автомобиль Lotus Esprit 1976 года выпуска из фильма о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил». Эта пара понятия не имела, что они купили (они никогда раньше не видели фильм о Бонде), поэтому они обратились за помощью к основателю Фонда Яна Флеминга Дугу Редениусу, который позже подтвердил подлинность автомобиля. Их открытие в конечном итоге привлекло внимание генерального директора Tesla и SpaceX Илона Маска, который вырос на этих фильмах. В 2013 году он сделал анонимную ставку на автомобиль, предложив за него сумму в 997 000 долларов. Маск сказал, что этот спортивный автомобиль послужил вдохновением для дизайна его недавно поступившего в продажу Cybertruck. Маск также добавил: «Когда я был маленьким ребенком в Южной Африке, мне было интересно наблюдать, как Джеймс Бонд в фильме «Шпион, который меня любил» съезжает на своем Lotus Esprit с пирса, нажимает кнопку, и тот превращается в подводную лодку под водой (на фото кадр из фильма). Я был разочарован, узнав, что он на самом деле не может трансформироваться. Что я собираюсь сделать, так это модернизировать его с использованием электрической трансмиссии Tesla и попытаться заставить его трансформироваться по-настоящему».
Minichamps в своей серии “Bond collection” сделала отличную модель оригинального Lotus Esprit S1. Качество модели значительно выше среднего, тщательно воспроизведены все надписи и номерной знак, как в фильме. В модели нет ничего от изобретений Кью, поэтому можно смело считать ее моделью серийного автомобиля. Интерьер хорошо проработан, диски колес Wolfrace сверкают и качество окраски никак не ухудшилось с течением времени. Была выпущена также модель Мокрой Нелли, но ее у меня нет.

1976 Lotus Esprit - 979119270765

Комментарии

Комментариев нет.