Плохой дебют, экспортный успех и громкое возвращение ===================================== 50 лет назад начал госиспытания "Объект-219", будущий Т-80
Одна из самых последних модификаций танка Т-80БВМ, появившаяся в начале нынешнего десятилетия. Фото МО РФ
Накануне российские военные представили новую модификацию танка Т-80, уже четвертую, начиная с 2020 года. Пожалуй, ни одна из наших бронированных машин не вызывала столько споров, как "Объект-219" - самый быстрый и самый "прожорливый" российский танк, имеющий газотурбинную силовую установку такого же типа, как у американского "Абрамса". Он пошёл в серийное производство в далёком 1976 году, на фоне крупнейшего в Советской Армии скандала среди высшего армейского руководства, вспыхнувшего как раз по его поводу. Несмотря на критику, танк имеет достаточно удачную экспортную судьбу и продавался в том числе в страны, где российским боевым машинам было появиться практически без шансов. Впрочем, обо всём - по порядку.
Объект-219 на испытаниях в феврале 1975 года. Фото "Красная звезда"
Газотурбинный двигатель пришёл в танкостроение из авиации. Первыми, кто использовал его в серийном изделии, стали шведы, снабдившие ГТД фирмы "Боинг" для вертолёта KAMAN свой необычный танк Strv 103, в качестве дополнительной силовой установки. В Советском Союзе на этом поприще экспериментировала конструкторская группа из Ленинграда под руководством Александра Старостиненко, но успехом эти эксперименты не увенчались. Вторая попытка произошла в конце 50-х годов, но тоже сорвалась из-за прямого противодействия Генерального Секретаря КПСС Н. С.ергеевича Хрущёва. Так что, даже не родившись, Т-80, а точнее - проект танка с ГТД, встречал сопротивление и жёсткую критику на пути к серийному производству. И только в 1963 году, в инициативном порядке, в КБ Александра Морозова была создана газотурбинная версия Т-64Т. Её-то и можно считать прообразом Т-80, на доработку которого потребовалось ещё как минимум 10 лет. После появления в 1973 году уральского Танка Т-72, по отношению турбинному танку произошёл ещё один серьёзный раскол внутри военного руководства страны. Министр Обороны Андрей Гречко, поддержанный начальником штаба маршалом Куликовым и его замом Сергеем Ахромеевым, категорически невзлюбили "Объект-219", и было за что.
Фото "Красная звезда"
Скорость, конечно, он набирал приличную (свыше 70км), и задним ходом мог ездить быстрее всех остальных советских танков, но на этом преимущества заканчивались. Топливо Т-80 жёг непозволительно много для экономичной модели Советской Армии и никаких особых достоинств, по сравнению с более скромным по запросам Т-72, не показывал. Но после скоропостижной кончины министра Гречко, его преемником стал Дмитрий Устинов, испытывавший к Т-80 какую-то особую симпатию… Государственные испытания машины завершились в феврале 1975 года, но только после личного утверждения Устиновым, в мае 1976 года, промышленность получила отмашку для серийного производства "восьмидесятки".
Т-80 нередко фигурирует в компьютерных играх. Компоновка танка от War Thunder
Главным конструктором танка стал талантливый ленинградский инженер Николай Попов. Танк предполагалось использовать в западных группах войск, чтобы, по выражению министра Устинова: "Он по хорошим шоссе так и жал до Ла-Манша". Новый ОБТ [Основной Боевой Танк] был вооружён 125-мм гладкоствольным орудием 2А46, с возможностью запуска управляемых ракет, курсовым ПКТ и 12,7-мм зенитным "Утёсом". Лобовая броня с динамическими блоками по бронепробиваемости соответствовала 800 мм катанной гомогенной стали. У танка было много модификаций, но особого внимания заслуживает вариант Т-80У, ставший самым коммерчески успешным во всей линейке.
============== Стал ли Т-80 прообразом "Чёрной пантеры"?
Т-80 на учениях в составе армии Южной Кореи в начале "нулевых". Фото "Рёнхап"
Первое боевое применение Т-80 было, наверное, самым кошмарным из тех, что только можно себе представить для настоящей боевой машины. Шестёрка "восьмидесяток" под камеры расстреляла "Белый дом", здание Верховного совета Российской Федерации на Пресненской набережной в Москве. Американские журналисты устроили из этого целое реалити-шоу. Танк получил свою минуту славы и вошёл в историю, но совсем не так, как, наверное, хотелось его создателям. В новую постсоветскую эпоху Россия вошла, имея на балансе без малого пять тысяч "восьмидесяток", и их продолжали производить вплоть до начала нового века. Через год танк ждал ещё один репутационный шок. В ходе штурма Грозного и более ранних боев под Ханкалой было поражено не менее 18 этих машин из состава четырёх сводных батальонов Российской Армии. Танк показал себя лучше более ранних советских, но стал заложником недостаточной подготовленности экипажей, в частности, к ведению боя в городской черте.
Фотография танка Т-80, обошедшая все мировые издания. Фото АР
Западная пресса заявила о "провале самого перспективного танка России" и не жалела красок для убийства его репутации. Но, несмотря на такое обескураживающее начало боевой карьеры, Т-80 внезапно привлёк внимание зарубежных покупателей, подтвердив старый тезис о том, что чёрный пиар - это тоже пиар. В советские времена танк на экспорт не поставлялся вообще, но в 90-е это был, безусловно, самый успешный проект постсоветского танкопрома. Первыми его приобрели... британцы, оформив покупку через загадочных марокканских посредников. Цель их была ясна: изучить "танк Ла-Манша"* как оружие потенциального противника, хоть и поверженного в "Холодной войне". Потом Т-80 официально приобрели нейтральный Кипр, Йемен и Египет скромными партиями в несколько десятков машин. Но самым интересным покупателем оказалась Южная Корея, проведшая целую полувоенную операцию "Бурый медведь" с целью покупки ряда самых интересных образцов постсоветской техники.
Типичная картина для армии Южной Кореи начала нынешнего века: российские танки Т-80 при поддержке ударных американских вертолётов "Суперкобра". Фото "Рёнхап"
Проект Brown Bear I предусматривал приобретение от 27 до 40 танков Т-80У и другой бронетехники в счёт ещё советского долга, достигшего к середине 90-х трёх миллиардов долларов. Техника продавалась с большой скидкой, и корейцы несколько раз меняли условия, доведя скидку на танки и БМП до 50%, попутно критикуя их качество по классическим законам восточного торга. Но тут они заметно лукавили. Первые же сравнения с собственным танком К-1, который был ничем иным как ранним "Абрамсом" со 105-мм орудием, внезапно показали, что корейцы получили куда более совершенный ОБТ, чем есть у них на вооружении. Вторая партия Т-80У приобреталась уже за живые деньги и без всяких дополнительных скидок. Т-80 без особых проблем влился в сухопутные войска бывшего потенциального противника и сыграл свою роль в проектировании будущего танкового хита южнокорейской фирмы Hyundai Rotem - ОБТ "четвёртого поколения" К-2 "Чёрная пантера". Один из отцов-основателей южнокорейской танковой индустрии, экс-министр национальной Обороны Юн Сон Мин говорил, что российский танк вдохновил инженеров из Hyundai на некоторые решения, несвойственные для западных танков, и тем самым сильно обогатил их компетенции.
Южнокорейский Т-80 и американский "Абрамс" в ходе совместных учений на полуострове. Фото "Рейтерс"
Вплоть до появления в промышленных количествах "Чёрной пантеры" (К-2), Т-80У оставался лучшим танком Южной Кореи. А после того, как К-2 был принят на вооружение, российская машина стала часто использоваться на учениях в качестве "агрессора", изображая бронетанковые силы КНДР. До сих пор на хранении и в учебных частях находится более 40 Т-80У. Прежняя американская администрация давила на Сеул с целью отправки "восьмидесятки" на постсоветское пространство. Но южнокорейцы предпочли уничтожить танки на полигонах, используя их, как мишени для ударных дронов. Не менее интересной стала история попадания Т-80 в Пакистан, где он на долгие годы стал основным боевым танком местной армии. Но прямого отношения к России она не имеет и заслуживает отдельного материала.
А в конце прошлого десятилетия танк Т-80, точнее - очередная модификация "восьмидесятки", внезапно обрела второе дыхание. Сначала в частях российской морской пехоты, а потом - и в целом.
*«Танк Ла-Манша» — это прозвище советского танка Т-80. Так его прозвали из-за того, что он, благодаря скорости и запасам топлива, способен всего за 5 дней дойти от Восточного Берлина (там располагались войска СССР) до Ла-Манша, а это - более 1100 км
НО ПАСАРАН
Самый быстрый танк России.
Плохой дебют, экспортный успех и громкое возвращение
=====================================
50 лет назад начал госиспытания "Объект-219", будущий Т-80
Накануне российские военные представили новую модификацию танка Т-80, уже четвертую, начиная с 2020 года. Пожалуй, ни одна из наших бронированных машин не вызывала столько споров, как "Объект-219" - самый быстрый и самый "прожорливый" российский танк, имеющий газотурбинную силовую установку такого же типа, как у американского "Абрамса". Он пошёл в серийное производство в далёком 1976 году, на фоне крупнейшего в Советской Армии скандала среди высшего армейского руководства, вспыхнувшего как раз по его поводу. Несмотря на критику, танк имеет достаточно удачную экспортную судьбу и продавался в том числе в страны, где российским боевым машинам было появиться практически без шансов. Впрочем, обо всём - по порядку.
Газотурбинный двигатель пришёл в танкостроение из авиации. Первыми, кто использовал его в серийном изделии, стали шведы, снабдившие ГТД фирмы "Боинг" для вертолёта KAMAN свой необычный танк Strv 103, в качестве дополнительной силовой установки.
В Советском Союзе на этом поприще экспериментировала конструкторская группа из Ленинграда под руководством Александра Старостиненко, но успехом эти эксперименты не увенчались.
Вторая попытка произошла в конце 50-х годов, но тоже сорвалась из-за прямого противодействия Генерального Секретаря КПСС Н. С.ергеевича Хрущёва.
Так что, даже не родившись, Т-80, а точнее - проект танка с ГТД, встречал сопротивление и жёсткую критику на пути к серийному производству.
И только в 1963 году, в инициативном порядке, в КБ Александра Морозова была создана газотурбинная версия Т-64Т. Её-то и можно считать прообразом Т-80, на доработку которого потребовалось ещё как минимум 10 лет.
После появления в 1973 году уральского Танка Т-72, по отношению турбинному танку произошёл ещё один серьёзный раскол внутри военного руководства страны. Министр Обороны Андрей Гречко, поддержанный начальником штаба маршалом Куликовым и его замом Сергеем Ахромеевым, категорически невзлюбили "Объект-219", и было за что.
Скорость, конечно, он набирал приличную (свыше 70км), и задним ходом мог ездить быстрее всех остальных советских танков, но на этом преимущества заканчивались. Топливо Т-80 жёг непозволительно много для экономичной модели Советской Армии и никаких особых достоинств, по сравнению с более скромным по запросам Т-72, не показывал.
Но после скоропостижной кончины министра Гречко, его преемником стал Дмитрий Устинов, испытывавший к Т-80 какую-то особую симпатию…
Государственные испытания машины завершились в феврале 1975 года, но только после личного утверждения Устиновым, в мае 1976 года, промышленность получила отмашку для серийного производства "восьмидесятки".
Главным конструктором танка стал талантливый ленинградский инженер Николай Попов. Танк предполагалось использовать в западных группах войск, чтобы, по выражению министра Устинова: "Он по хорошим шоссе так и жал до Ла-Манша".
Новый ОБТ [Основной Боевой Танк] был вооружён 125-мм гладкоствольным орудием 2А46, с возможностью запуска управляемых ракет, курсовым ПКТ и 12,7-мм зенитным "Утёсом". Лобовая броня с динамическими блоками по бронепробиваемости соответствовала 800 мм катанной гомогенной стали. У танка было много модификаций, но особого внимания заслуживает вариант Т-80У, ставший самым коммерчески успешным во всей линейке.
Стал ли Т-80 прообразом "Чёрной пантеры"?
Первое боевое применение Т-80 было, наверное, самым кошмарным из тех, что только можно себе представить для настоящей боевой машины. Шестёрка "восьмидесяток" под камеры расстреляла "Белый дом", здание Верховного совета Российской Федерации на Пресненской набережной в Москве. Американские журналисты устроили из этого целое реалити-шоу. Танк получил свою минуту славы и вошёл в историю, но совсем не так, как, наверное, хотелось его создателям.
В новую постсоветскую эпоху Россия вошла, имея на балансе без малого пять тысяч "восьмидесяток", и их продолжали производить вплоть до начала нового века.
Через год танк ждал ещё один репутационный шок. В ходе штурма Грозного и более ранних боев под Ханкалой было поражено не менее 18 этих машин из состава четырёх сводных батальонов Российской Армии. Танк показал себя лучше более ранних советских, но стал заложником недостаточной подготовленности экипажей, в частности, к ведению боя в городской черте.
Западная пресса заявила о "провале самого перспективного танка России" и не жалела красок для убийства его репутации. Но, несмотря на такое обескураживающее начало боевой карьеры, Т-80 внезапно привлёк внимание зарубежных покупателей, подтвердив старый тезис о том, что чёрный пиар - это тоже пиар.
В советские времена танк на экспорт не поставлялся вообще, но в 90-е это был, безусловно, самый успешный проект постсоветского танкопрома.
Первыми его приобрели... британцы, оформив покупку через загадочных марокканских посредников. Цель их была ясна: изучить "танк Ла-Манша"* как оружие потенциального противника, хоть и поверженного в "Холодной войне".
Потом Т-80 официально приобрели нейтральный Кипр, Йемен и Египет скромными партиями в несколько десятков машин.
Но самым интересным покупателем оказалась Южная Корея, проведшая целую полувоенную операцию "Бурый медведь" с целью покупки ряда самых интересных образцов постсоветской техники.
Проект Brown Bear I предусматривал приобретение от 27 до 40 танков Т-80У и другой бронетехники в счёт ещё советского долга, достигшего к середине 90-х трёх миллиардов долларов. Техника продавалась с большой скидкой, и корейцы несколько раз меняли условия, доведя скидку на танки и БМП до 50%, попутно критикуя их качество по классическим законам восточного торга.
Но тут они заметно лукавили. Первые же сравнения с собственным танком К-1, который был ничем иным как ранним "Абрамсом" со 105-мм орудием, внезапно показали, что корейцы получили куда более совершенный ОБТ, чем есть у них на вооружении.
Вторая партия Т-80У приобреталась уже за живые деньги и без всяких дополнительных скидок. Т-80 без особых проблем влился в сухопутные войска бывшего потенциального противника и сыграл свою роль в проектировании будущего танкового хита южнокорейской фирмы Hyundai Rotem - ОБТ "четвёртого поколения" К-2 "Чёрная пантера". Один из отцов-основателей южнокорейской танковой индустрии, экс-министр национальной Обороны Юн Сон Мин говорил, что российский танк вдохновил инженеров из Hyundai на некоторые решения, несвойственные для западных танков, и тем самым сильно обогатил их компетенции.
Вплоть до появления в промышленных количествах "Чёрной пантеры" (К-2), Т-80У оставался лучшим танком Южной Кореи. А после того, как К-2 был принят на вооружение, российская машина стала часто использоваться на учениях в качестве "агрессора", изображая бронетанковые силы КНДР. До сих пор на хранении и в учебных частях находится более 40 Т-80У. Прежняя американская администрация давила на Сеул с целью отправки "восьмидесятки" на постсоветское пространство. Но южнокорейцы предпочли уничтожить танки на полигонах, используя их, как мишени для ударных дронов.
Не менее интересной стала история попадания Т-80 в Пакистан, где он на долгие годы стал основным боевым танком местной армии. Но прямого отношения к России она не имеет и заслуживает отдельного материала.
А в конце прошлого десятилетия танк Т-80, точнее - очередная модификация "восьмидесятки", внезапно обрела второе дыхание. Сначала в частях российской морской пехоты, а потом - и в целом.
*«Танк Ла-Манша» — это прозвище советского танка Т-80. Так его прозвали из-за того, что он, благодаря скорости и запасам топлива, способен всего за 5 дней дойти от Восточного Берлина (там располагались войска СССР) до Ла-Манша, а это - более 1100 км