Шедевр династии Цин, найденный в обувной коробке во Франции

— Да, эта ваза нам не слишком понравилась, также как она не нравилась нашим бабушке и дедушке! — искренне сообщили ее владельцы агентству Франс Пресс. Им даже в голову не пришло, что они владеют настоящим шедевром времен китайского императора Цяньлун и что стоит он целое состояние. Владельцы нашли фарфоровую вазу на чердаке дома, полученного в наследство. А их предки, в свою очередь, унаследовали вазу в 1947 году от своего дяди, который собирал предметы азиатского искусства.

Вот только ваза показалась французам совершенно неинтересной, поэтому спустя время они завернули ее в бумагу и положили в коробку из-под обуви. После чего отправили ее на чердак их дома, расположенного во французской провинции. Там ваза благополучно и пылилась несколько десятилетий, пока семейный дом не унаследовали внуки пары. Они стали разбирать вещи, доставшиеся им от родственников. И чердаке случайно обнаружили позабытую всеми вазу. Предприимчивые наследники на всякий случай все же решили ее оценить.
Императорская ваза эпохи Цяньлуна, XVIII век
Императорская ваза эпохи Цяньлуна, XVIII век
И в марте 2018 года одна из наследниц привезла вазу в парижское отделение аукционного дома прямо в обувной коробке. Пораженные эксперты Sotheby’s только взглянув на произведение искусства, сразу поняли, что перед ними редкая ваза эпохи династии Цин. Она находилась в прекрасном состоянии, за исключением небольшого скола на горлышке. А внизу на вазе отлично сохранилось императорское клеймо.
«Продавец приехал на поезде, потом на метро и прошёл через двери Sotheby’s в мой кабинет с вазой в обувной коробке, накрытой газетой. Когда она поставила коробку на мой стол и мы открыли её, мы все были поражены красотой изделия… Это выдающееся произведение искусства. Как будто мы только что обнаружили Караваджо!» — из интервью Оливье Вальмье, эксперта Sotheby’s по азиатскому искусству.
Императорская ваза эпохи Цяньлуна, XVIII век
Императорская ваза эпохи Цяньлуна, XVIII век
После проведенных экспертиз ваза в виде своеобразной луковицы была датирована XVIII веком. Ее диаметр – 30 сантиметров, а высота – 28. Сосуд прозвали вазой Цяньлуна по имени императора из династии Цин, во времена правления которого она была изготовлена. Подобные роскошные изделия из розового фарфора в стиле «Янцай» создавались в императорских мастерских в штучных количествах.

На прелестной вазе изображены идиллические миниатюры. Девять оленей и ланей резвятся среди пышных сосновых деревьев в горах, окутанных туманом. За ними наблюдают 5 черно-белых журавлей. Изящное произведение искусства выполнено в нежно розовых и зеленых тонах и украшено золотистыми узорами. Все животные и растения несут в себе позитивный смысл.

В китайском искусстве очень популярен сюжет, где запечатлено это трио. Журавли, олени и сосны - это метафора счастья, процветания и долголетия. Поэтому предметы с их изображением являлись пожеланием владельцу долгих лет жизни. В Китае олень - символ здоровья, удачи и благополучия, журавль - долгой жизни и бессмертия, а сосна - стойкости и то же - долголетия.
Императорская ваза эпохи Цяньлуна, XVIII век
Императорская ваза эпохи Цяньлуна, XVIII век
В живописных садах Старого дворца Юаньминъюань всегда содержали оленей и журавлей для развлечения императорской семьи. Императорам нравилось наблюдать за этими благородными животными. Эксперты Sotheby's весьма деликатно сообщили, что, возможно, ваза попала во Францию в конце XIX века, когда в большой моде было китайское искусство.

Правда, не стоит забывать, что в 1860 году произошло знаменитое разграбление англо-французскими войсками императорского дворца в Китае по время Второй Опиумной войны. По предварительным подсчетам экспертов, только из дворца Юаньминъюань было вывезено 1,5 миллиона предметов искусства!
Императорская ваза эпохи Цяньлуна, XVIII век
Императорская ваза эпохи Цяньлуна, XVIII век
Англичане и французы совершенно беззастенчиво разграбили дворец и увезли с собой в качестве трофеев множество артефактов. Скорей всего, в их числе была и эта вазочка. Тем более что до 1947 года точная судьба ее неизвестна. Зато специалисты Sotheby's рассказали прессе, что подобные экспонаты редко встречаются в частных коллекциях и в основном хранятся в музеях.

Конечно же, несомненную ценность вазе придавало то, что ею владела императорская семья. Цяньлун правил империей Цин с 1735 по 1796 год. Император славился своей образованностью и любовью к искусству. Он был не только успешным военачальником, но обладал литературным талантом, писал стихи и эссе. А также покровительствовал развитию гончарного искусства.
Император Цяньлун в возрасте 65 лет в Запретном городе, Пекин, 1761 год
Император Цяньлун в возрасте 65 лет в Запретном городе, Пекин, 1761 год
«В загородном дворце, не очень далеко отсюда, куда легко добраться, где орхидеи и стручковый перец растут и вьются, я открываю его облачные врата.
Здесь, глядя на горы, я могу лучше выдержать полуденный зной, или, спасаясь от летней жары, ненадолго отвлечься от дел на целый день.

Журавли приводят сюда своих птенцов, чтобы те почистили свои молодые перышки, а олени после линьки отращивают новую пятнистую шерсть.
Так почему же кабинет должен быть местом, где открываются только сшитые тома?»
— стихотворение императора Цяньлуна «Вдохновлённый летним днём в Саду тишины и покоя».
Императорская ваза эпохи Цяньлуна, XVIII век
Императорская ваза эпохи Цяньлуна, XVIII век
В июне 2018 года вазу выставили на аукцион Sotheby's в Париже, где она привлекла всеобщее внимание как экспонат из императорских дворцов, а также сочетанием изысканной формы и рисунков. За право обладать прекрасным предметом развернулась ожесточенная битва среди коллекционеров. Изначально аукционный дом поставил цену на вазу в 700 тысяч евро. Но около 25 минут, пока шли торги, цена на нее взлетела в двадцать раз. В конце концов, она была продана за потрясающую сумму в 16,2 миллионов евро!

Владельцы вазы не могли поверить в происходящее. На тот момент сумма сделки стала абсолютным рекордом для фарфоровых изделий, проданных Sotheby's во Франции. Как обычно, покупатель артефакта предпочел остаться неизвестным. Зато выяснилось, что он лично присутствовал на торгах и был выходцем из Китая. А в том, что такие артефакты скупают именно китайские коллекционеры, нет ничего удивительного.
Императорская ваза эпохи Цяньлуна, XVIII век
Императорская ваза эпохи Цяньлуна, XVIII век
Сейчас в Китае распространена тенденция среди миллиардеров по приобретению предметов национального искусства, вывезенных ранее Великобританией и Францией из страны. Эти действия активно поощряются властями Китая. Так что, скорей всего, шедевр вернулся на историческую родину. Хотя, конечно, хотелось бы лицезреть такие предметы в музеях…но, увы…

Кстати, на этом же аукционе владельцами вазы было продано еще несколько произведений искусства из семейного наследства, но суммы, вырученные за них, были скромными. На протяжении столетий утонченное китайское искусство восхищало коллекционеров во всем мире. И эта необычная история лишь демонстрирует, что настоящие сокровища могут скрываться в совершенно неожиданных местах. А какие у вас впечатления от нежной вазы, читатели? 🙂

С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мою группу! Благодарю вас за лайки 👍

Читайте также о судьбе пекинеса Лутти, который британцы украли по время разграбления императорского дворца в Китае.
Обаяние истории
3 фев

Живые трофеи: как британцы похитили пекинесов из императорского дворца Китая

В октябре 1860 года англо-французские войска ворвались в Старый Летний дворец Юаньминъюань, расположенный в Пекине. В женских покоях британцы наткнулись на знатную китаянку, которая покончила с собой во время нападения на дворец. Женщина была окружена пятью крошечными пекинесами, которые дрожали от страха и прижимались к ее телу. Позже выяснилось, что это была пожилая тетка императора Сяньфэна. Самому императору удалось сбежать из Пекина, после чего он заболел и вскоре умер.

Юаньминъюань считался настоящей жемчужиной китайской архитектуры. Он был расположен недалеко от Запретного города и являлся любимой резиденцией Сяньфэна. Летний дворец был полностью разрушен и сожжен британцами и французами, а все его уникальные богатства были увезены в Европу. Разграбить же его приказал английский лорд Элгин, Джеймс Брюс, которого впоследствии королева назначила вице-королем Индии.

Эти трагические события произошли во время Второй Опиумной войны. Тогда вооруженные конфликты между Китаем и западными странами стали причиной ослабления империи Цин. Главным инициатором опиумных войн выступила Великобритания, которая стремилась расширить свое влияние и пыталась добиться от Китая легализации торговли опиумом, который сами же британцы и ввозили незаконно в эту страну.
«Лутти» худ. Фредерик Уильям Кейл, 1861 год
«Лутти» худ. Фредерик Уильям Кейл, 1861 год
Показать ещё

Комментарии