20-е годы XX столетия стали временем развития не только военной, но и спортивной авиации.

В СССР этому вопросу уделялось большое внимание, так как страна пропагандировала здоровый образ жизни и стремилась достичь рекордов на мировой арене. В 1927 году молодой самоучка А.С.Яковлев создал самолёт АИР-1, оказавшийся лучшим спортивным воздушным судном советской страны. Его испытательный полёт 12 мая 1927 года признаётся датой создания пресловутого ОКБ Яковлева, которое занималось разработкой различных типов и модификаций летательных аппаратов.
Александр Яковлев ещё в детстве активно увлекался созданием авиамоделей, со временем превратив своё юношеское увлечение в профессию. Любопытно, что будущий авиаконструктор не имел специального технического образования и фактически являлся самоучкой. Свой первый тренировочный планер АВФ-10 Яковлев сконструировал в 1923 году и получил за него премию Всесоюзных планерных испытаний в Крыму. Это достижение настолько окрылило юного учёного, что он немедленно приступил к проектированию лёгкого самолёта, способного преодолевать большие расстояния и отличавшегося высокой прочностью.
В процессе изобретательства Александру Сергеевичу приходилось не только изучать отечественный и иностранный научный опыт, но и закрывать пробелы в собственном образовании. С этой задачей он успешно справился, продемонстрировав редкое упорство и преданность делу. Средства на строительство испытательной модели были собраны отделением Авиахима Краснопресненского района Москвы. Это была достаточно небольшая сумма, которую Яковлев потратил с умом и без привлечения государственного финансирования.
Новая модель была названа АИР-1 в честь председателя Осоавиахима Алексея Ивановича Рыкова. Она представляла собой двухместный биплан, развивающий максимальную скорость 150 км\ч и способный непрерывно находиться в воздухе более 15 часов. Слушатель Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского В.С.Пышнов, внимательно изучивший самолёт, дал ему лестную характеристику и разрешил испытательный полёт. Тем не менее, Яковлев в своих воспоминаниях упомянул о наличии большого количества недоброжелателей, которые не верили в профессиональные способности молодого учёного и требовали запретить ему проектировать сложные летательные аппараты.
К счастью, все бюрократические проволочки оказались преодолены, и АИР-1 начал готовиться к полёту. Пилотировать машину учёный доверил опытному лётчику и участнику Гражданской войны Ю.И.Пионтковскому. Желая разделить риски с авиатором, Александр Сергеевич принял решение стать первым пассажиром собственной модели, в успех которой всей душой верил. Учёный и его команда наметили полёт на 12 мая 1927 года, изучив метеорологические прогнозы и тщательно подготовив машину к сложным испытаниям.
Утром 12 мая на Центральном аэродроме собралась большая толпа зрителей, с нетерпением ожидавшая начало полёта. Сев в кабину, Пионтковский завёл мотор и без видимых усилий поднялся в воздух. Успех мероприятия стал решающим в судьбе молодого учёного. В тот же день он стал руководителем опытно-конструкторского бюро и был зачислен в Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского.
В июле 1927 года Пионтковский и Яковлев совершили большой перелёт Москва – Харьков – Севастополь – Москва, который прошёл успешно. Это развеяло все сомнения властей в пригодности машины и позволило ей участвовать в конкурсах. Одновременно машина установила новые мировые рекорды для спортивных самолётов: на дальность полета без посадки – 1420 километров и на продолжительность – 15 часов 30 минут. С тех пор Яковлев стал признанным авиаконструктором и навсегда развеял сомнения скептиков по поводу своей профессиональной пригодности.

Комментарии

Комментариев нет.