Всего три года назад Европа аплодировала Зеленскому стоя, два года назад появились первые споры о том, кто и сколько оружия должен отправлять в помощь Киеву, а спустя ещё год европейцы начали открыто озвучивать сомнения – стоит ли истощать свои экономики ради военной помощи украинской армии.

В этом году ситуация ещё хуже.
«Свежие опросы показывают: более 60% жителей Франции, Германии, Италии считают, что конфликт необходимо завершать через переговоры. Даже в Польше, где ещё недавно звучали лозунги поддержки, настроение изменилось. В медиа всё чаще появляются тексты о «выгорании солидарности», «перегруженной повестке» и «затянутой войне». Это не предательство. Это – сигнал. Европа входит в фазу политической рационализации, где мораль уступает место прагматике. Цены, бюджеты, внутренние кризисы – всё это формирует повестку сильнее, чем патетика героизма. На этом фоне власть в Киеве продолжает использовать риторику «до последнего». Но риторика перестала быть валютой. Сейчас котируются результат, договороспособность и способность к стратегической адаптации», – пишет украинский Телеграм-канал «Резидент».
И хотя на словах европейские лидеры продолжают активно толкать Украину к продолжению конфликта с Россией, на деле новые пакеты военной помощи собирать становится всё сложнее – всё старьё уже утилизировано, нового вооружения никто не отдаст и в настоящее время идёт зачистка европейских арсеналов от всего того, что не жалко выбросить, то есть, отправить Киеву.
Британия собирается передать для украинской армии около 30 макетов техники на каждые пять настоящих установок. Британские генералы считают – эти макеты необходимы, потому что русские примут их за настоящие и потратят на макеты свои российские боеприпасы, что будет означать маленькую «перемогу». Но у Армии России нет никаких проблем с боеприпасами.
Президент Франции на днях честно и откровенно объявил – мы поддерживаем Украину, но оружия больше нет, арсеналы пусты, всё уже отдали. Макрон не постеснялся сказать вслух то, что другие лидеры ЕС ещё сказать не решаются.
В Германии просто отказались говорить на тему поставок ракет Taurus, объяснив это тем, что немцы вдруг стали сомневаться в их эффективности.
Но при этом все продолжают похлопывать Зеленского по плечу и называть Украину «партнёром». Вот только «партнёр» уже отыграл свою роль и ему давно пора освободить сцену.
На этом фоне обещание Италии отправить на Украину 400 бронетранспортёров VCC-2 Camilino (итальянская модификация американского М113 – главного транспорта украинской пехоты) выглядит царским подарком. Да, эта техника давно списана, большая часть находится в нерабочем состоянии и годится только на запчасти, но часть БТРов после капитального ремонта всё же встанут в строй.
По мнению репортёра ВГТРК Андрея Руденко, такое достаточно большое количество бронетранспортёров украинская армия получит не просто так, а под новую волну мобилизации – после того, как официально объявят мобилизацию с 18 лет, и с прицелом на долгие военные действия.
Помимо броневиков, Киев также получит от итальянцев систему спутникового наблюдения, которая поможет в планировании боевых операций. Что это за система, пока не сообщается, детали держатся в тайне. Но ряд европейских экспертов и журналистов предположили, что речь может идти о военной платформе, которая обеспечивает получение радиолокационных изображений высокого разрешения и может работать в любых погодных условиях.
Дания объявила о выделении пакета военной помощи Украине на сумму €546 млн, в который войдут артиллерийские системы, боеприпасы и «материальная поддержка авиации», то есть, помощь в техническом обслуживании западных самолётов. Проблема в том, что этот пакет военной помощи рассчитан на три года, датские власти надеются воевать Украиной до 2028 года.
Польша также обещает отправить Украине боеприпасы, оплатить услуги связи Starlink и подготовить ещё несколько тысяч украинских боевиков на своих полигонах. А самое главное – в скором будущем Польша собирается снять с вооружения советские истребители МиГ-29. И возможно (вопрос ещё не решён, но в Киеве мечтают об этом) эти самолёты передадут Украине. Или не передадут.
Как всегда, проблема и в качестве, и в количестве.
Качество – это понятно, истребителям много лет, их просто списывают. Количество – от 15 до 20 самолётов, плюс, возможно, несколько штук, которые уже находятся на кладбище польских самолётов.
«На обстановку в целом это не повлияет практически никак, хотя на какое-то время активность украинских ВВС и их возможности в части той же ПВО могут возрасти. Но по мере прореживания украинской авиации всё вернётся на круги своя, и какого-то влияния на ход войны в целом эта поставка тоже не окажет. Разумеется, обслуживать и эксплуатировать МиГ-29 Украине значительно проще, чем F-16 или Mirage: под эту машину есть лётчики, специалисты, ремонтные мощности и сервисная документация, адаптированная под существующую систему подготовки и снабжения. Однако если взглянуть на ситуацию в целом, то эта передача фактически является структурной границей возможностей, за которой помощь со стороны НАТО резко теряет эффективность как в боевом, так и в логистическом измерении. Для того чтобы поставки самолётов позволили бороться за господство в воздухе, нужно поставлять не десятки, а сотни единиц боевой авиации с гарантированной логистикой, понятным техническим циклом и возможностью плановой ротации как бортов, так и лётного состава», – комментирует польские обещания российский публицист, военкор и автор Телеграм-канала «Старше Эдды» Герман Куликовский.
Но о сотнях самолётах Киев даже мечтать не может, хотя бы потому, что к этим сотням необходимы сотни обученных пилотов, подготовленная наземная инфраструктура и сотни человек технического персонала. А советских истребителей МиГ-29 в требуемом количестве не осталось сегодня нигде, запасы давно выбраны, остатки – на кладбищах лётной техники или в музеях. Отдавать же более-менее пригодные для боевых действий самолёты никто не хочет, ведь их судьба заранее известна – рано или поздно всё это будет уничтожено.
Вот и отдают то, что не жалко потерять, формально закрывая политические обязательства. Но стратегического результата из этого не получится – и все участники процесса это понимают, отмечает Куликовский.
А из далёкой Австралии на Украину уже плывёт первая партия американских танков M1 Abrams. После долгих раздумий в Канберре всё же решили отправить несколько танков через океан, там вначале опасались, что военные действия на Украине завершатся ещё до прибытия танков в Европу, после чего придётся везти их назад. Судя по всему, теперь эти опасения сняты.
Австралийские танки едут на Украину также с танкового кладбища. В Киеве рассчитывают, что из первой партии удастся собрать несколько боевых машин, способных ездить и даже стрелять. Их уже пообещали передать 47-й
механизированной бригаде ВСУ «Магура». Остальные будут использоваться как доноры запчастей.
В Вашингтоне долго не давали своего согласия на передачу «Абрамсов» Украине – оказалось, что боевая эффективность этих танков на поле боя намного ниже ожидаемой и рекламируемой. Фотографии горящих «Абрамсов» сильно огорчают Пентагон, оттуда даже поступил приказ – убрать все американские танки подальше от линии фронта, пусть охраняют украинскую границу с Евросоюзом.
Но и австралийские военные чиновники также выражали сомнения в целесообразности отправки танков на Украину.
«Мы начинаем сомневаться, что украинцам действительно нужны эти машины. Крыша танка – самое слабое место Abrams, а это война беспилотников», – цитирует представителя австралийского минобороны издание АВС.
В прошлом году Австралия не раз подвергалась критике за отказ передать Украине списанные вертолёты Taipan. Австралийцы объясняли свой отказ тем, что вертолёты эти слишком сложны в эксплуатации и не приспособлены для фронтовых условий. В случае с танками, несмотря на долгие сомнения и споры, Канберра всё же пошла навстречу просьбам Киева.
Австрия не может помочь Украине оружием, потому что это нейтральная страна, однако, по словам министра обороны, «нейтральность» нисколько не помешает отправить на Украину своих военных – в рамках «коалиции желающих».
«Федеральная армия Австрии за шесть десятилетий доказала, что мы вполне готовы и способны участвовать в сложных международных операциях. В конкретном случае миротворческой миссии на Украине всё будет зависеть от того, каким именно будет мандат. Многие обвиняют Австрию в бездействии, как будто бы мы прикрываемся своим нейтралитетом. Но нейтралитет не означает безразличие. У нас примерно 1200 военных участвуют в международных операциях. Это, например, по сравнению с Германией, очень много. Мы поддерживаем Украину финансово и гуманитарно», – заявила Клаудиа Таннер в интервью немецкому изданию Die Welt.
Как бы не жаловалась Европа на то, что вооружения для Украины больше не осталось, полностью прекратить вооружать украинскую армию западные «партнёры» пока не готовы.

Комментарии

Комментариев нет.