В начале XX века многим учёным казалось, что географические открытия практически завершены и белых пятен на картах не осталось.
Тем не менее, суровые арктические и антарктические широты оставались малоисследованным местом, манившим последних романтиков странствий. К их числу принадлежал офицер Борис Андреевич Вилькицкий, сын полярника и гидрографа Андрея Ипполитовича Вилькицкого. В 1913 году экспедиция, которую он возглавлял, открыла Землю Николая II и остров Цесаревича Алексея, в советское время переименованные в Северную Землю и остров Малый Таймыр. Интерес к изучению северных морей возник в России ещё в эпоху Петра I, однако долгое время техническое состояние кораблей не позволяло пробиваться сквозь ледяные поля. Появление ледоколов изменило ситуацию в лучшую сторону и ускорило подготовку освоения северного морского пути. В конце первого десятилетия XX века в России возникла Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО). Она ставила перед собой перспективные цели открытия морского пути вдоль северного побережья империи, который бы связал Архангельск и Владивосток. Для этой цели на верфях Санкт-Петербурга (Невский завод) было построено два современных ледокола «Таймыр» и «Варгач». Сама экспедиция должна была начаться из Владивостока, куда и отправились её будущие участники. Первым судном командовал штурман Борис Владимирович Давыдов, а вторым – капитан II ранга Александр Васильевич Колчак. Последний принимал активное участие в разработке проекта плавания, но не смог до конца принять в нём участие из-за нового назначения. Общее руководство всем мероприятием осуществлял генерал – майор Иван Семёнович Сергеев. В 1910 году «Таймыр» и «Варгач» совершили переход из Кронштадта во Владивосток, где и приступили к научным исследованиям. Уже во время первого плавания они проникли в Северный Ледовитый океан и внесли изменения в морские карты. С 1910 по 1913 год наши моряки всё дальше проникали сквозь ледяные поля на запад и даже добрались до Таймыра. В 1913 году перед ними была поставлена задача полностью пройти северный морской путь и добраться до Архангельска. Это было рискованное, но очень увлекательное дело. В пути произошло несчастье – Сергеева разбил паралич, и он не мог больше командовать плаванием. Руководство экспедицией взял на себя капитан II ранга Вилькицкий, уже имевший солидный опыт странствий в северных широтах. Это назначение приветствовалось многими офицерами, прекрасно знавшими Бориса Андреевича. Третьего сентября 1913 года на 78°24' северной широты и 106°22' восточной долготы вахтенный офицер заметил на горизонте землю. Это была оконечность северной земли, покрытая снегом и едва различимая в условиях плохой видимости. На следующий день новые земли были торжественно провозглашены владениями Российской империи, над ними был поднят триколор, а сам Вилькицкий в приказе отметил: «В поисках великого Северного пути из Тихого океана в Атлантический нам удалось достигнуть места, где еще не бывал человек». Когда экспедиция добралась до Архангельска, то об открытии новых земель узнала научная общественность. Вскоре последовало высочайшее распоряжение назвать их Землёй Императора Николая II, а два открытых острова – «Островом Цесаревича Алексея" и "Островом Генерала Вилькицкого». Любопытно, что подобное наименование сохранялось до 11 сентября 1926 года, когда Президиум ЦИК СССP переименовал Землю Императора Николая II в Северную Землю, а остров Цесаревича Алексея — в Малый Таймыр.
Одна Родина
В начале XX века многим учёным казалось, что географические открытия практически завершены и белых пятен на картах не осталось.
Тем не менее, суровые арктические и антарктические широты оставались малоисследованным местом, манившим последних романтиков странствий. К их числу принадлежал офицер Борис Андреевич Вилькицкий, сын полярника и гидрографа Андрея Ипполитовича Вилькицкого. В 1913 году экспедиция, которую он возглавлял, открыла Землю Николая II и остров Цесаревича Алексея, в советское время переименованные в Северную Землю и остров Малый Таймыр.
Интерес к изучению северных морей возник в России ещё в эпоху Петра I, однако долгое время техническое состояние кораблей не позволяло пробиваться сквозь ледяные поля. Появление ледоколов изменило ситуацию в лучшую сторону и ускорило подготовку освоения северного морского пути. В конце первого десятилетия XX века в России возникла Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО). Она ставила перед собой перспективные цели открытия морского пути вдоль северного побережья империи, который бы связал Архангельск и Владивосток. Для этой цели на верфях Санкт-Петербурга (Невский завод) было построено два современных ледокола «Таймыр» и «Варгач». Сама экспедиция должна была начаться из Владивостока, куда и отправились её будущие участники. Первым судном командовал штурман Борис Владимирович Давыдов, а вторым – капитан II ранга Александр Васильевич Колчак. Последний принимал активное участие в разработке проекта плавания, но не смог до конца принять в нём участие из-за нового назначения. Общее руководство всем мероприятием осуществлял генерал – майор Иван Семёнович Сергеев.
В 1910 году «Таймыр» и «Варгач» совершили переход из Кронштадта во Владивосток, где и приступили к научным исследованиям. Уже во время первого плавания они проникли в Северный Ледовитый океан и внесли изменения в морские карты. С 1910 по 1913 год наши моряки всё дальше проникали сквозь ледяные поля на запад и даже добрались до Таймыра. В 1913 году перед ними была поставлена задача полностью пройти северный морской путь и добраться до Архангельска. Это было рискованное, но очень увлекательное дело.
В пути произошло несчастье – Сергеева разбил паралич, и он не мог больше командовать плаванием. Руководство экспедицией взял на себя капитан II ранга Вилькицкий, уже имевший солидный опыт странствий в северных широтах. Это назначение приветствовалось многими офицерами, прекрасно знавшими Бориса Андреевича. Третьего сентября 1913 года на 78°24' северной широты и 106°22' восточной долготы вахтенный офицер заметил на горизонте землю. Это была оконечность северной земли, покрытая снегом и едва различимая в условиях плохой видимости. На следующий день новые земли были торжественно провозглашены владениями Российской империи, над ними был поднят триколор, а сам Вилькицкий в приказе отметил: «В поисках великого Северного пути из Тихого океана в Атлантический нам удалось достигнуть места, где еще не бывал человек».
Когда экспедиция добралась до Архангельска, то об открытии новых земель узнала научная общественность. Вскоре последовало высочайшее распоряжение назвать их Землёй Императора Николая II, а два открытых острова – «Островом Цесаревича Алексея" и "Островом Генерала Вилькицкого». Любопытно, что подобное наименование сохранялось до 11 сентября 1926 года, когда Президиум ЦИК СССP переименовал Землю Императора Николая II в Северную Землю, а остров Цесаревича Алексея — в Малый Таймыр.