28 окт 2024

В России возродили Ми-34М1. Возможно это не лучшая идея


15 октября 2024 года я удивлением наблюдал за первым полетом в режиме висения экспериментального образца Ми-34М1 на аэродроме Национального центра вертолетостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова. Казалась бы уже закрытый проект легкого вертолета вновь получил возможность на возрождение.

По сообщениям, в течение 2024 года активно обсуждается вопрос о перезапуске серийного производства легкого вертолета Ми-34М на базе Казанского вертолетного завода.

Проект легкого учебно-спортивного вертолета Ми-34 начался с амбициозной цели заменить стремительно устаревающие модели Ми-2 в народном хозяйстве в конце 1980-х годов.
В России возродили Ми-34М1. - 959136999144
Первый полет опытного Ми-34 состоялся 17 ноября 1986 года, и летчик-испытатель Б. В. Савинов стал первым пилотом, проверившим возможности нового вертолета. Несмотря на успешные испытания, с распадом СССР, спрос на легкие вертолеты пережил "отрицательный рост" и проект был закрыт.

При этом, важно отметить, что готовились к поставкам нового вертолета серьезно. Производство планировалось развернуть на Закарпатском машиностроительном заводе в Дубовом, где для этого была проведена технологическая подготовка и освоена технология производства.

В 90-е годы предпринимались робкие попытки запустить проект в серию, но во-первых, советский вертолет к тому времени уже безнадежно устарел и все еще был сырым продуктом, а во-вторых, спрос на новые машины был минимальным и вполне покрывался закупкой западных вертолетов, бывших в употреблении.
В России возродили Ми-34М1. - 959137005800
В 2000-х Ми-34 успешно участвовал в международных соревнованиях, но популярности на рынке ему это не принесло. В 2010-х вертолет оснастили двигателем М9ФВ "повышенной мощности" в 365 л.с. но и этот мотор плохо тянул машину, которой нужен был агрегат, способный выдавать 500-600 л.с.

Важной вехой стала попытка восстановить проект в 2011 году, представив Ми-34С1.

Эта модификация предполагала значительные улучшения, включая замену старого двигателя М-14 на более мощный поршневой двигатель М-14В26В1 и обновление авионики.
В России возродили Ми-34М1. - 959137034472
Но не помогло и это проект закрыли в 2012 году. Основной причиной называлась неконкурентоспособность Ми-34 по сравнению с популярным на рынке легких вертолетов Robinson R44, который стал основным выбором как для частных лиц, так и для учебных учреждений.

Тем не менее, проект не был окончательно забыт. В 2024 году появилась информация о новом этапе разработки Ми-34М1, который стал модернизированной версией Ми-34С.

Главной особенностью нового вертолета является установка турбовального двигателя ВК-650В отечественного производства, мощностью 650 л.с., который заменил поршневую силовую установку. Эта модификация улучшила летно-технические характеристики Ми-34, включая мощность и дальность полета, а также повысила надежность работы двигателя.
В России возродили Ми-34М1. - 959137043432
Однако, встает вопрос — не разрабатываются ли в России похожие по характеристикам вертолеты? Например, «Ансат», который уже выпускается серийно на Казанском вертолетном заводе, также является легким многоцелевым вертолетом, но имеет важное преимущество - двухдвигательную компоновку с теми же ВК-650В.

Вопрос заключается в том, есть ли смысл разрабатывать и продвигать Ми-34М1, когда на рынке уже есть успешный продукт отечественного производства — «Ансат».

Возможно, Ми-34М1 сможет занять свою нишу в учебных заведениях и среди частных лиц благодаря своей более компактной конструкции и предполагаемой более низкой стоимости эксплуатации, однако в сегментах легких вертолетов «Ансат» уже является сильным игроком.
В России возродили Ми-34М1. - 959137057768

Возможно, этот вертолет сможет найти свою нишу как учебная и частная машина, в то время как «Ансат» будет продолжать занимать свою нишу в многоцелевом использовании.

Комментарии

Комментариев нет.