19 дек 2024
Ту-4: советская копия B-29
В 1941 году в небо поднялся лучший стратегический бомбардировщик B-29, который в 1945 году навсегда запечатлел себя в человеческой истории, сбросив две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.
Преимущества B-29 над остальными машинами подобного класса были очевидны. Самолет был оборудован 12 × 12,7-мм пулеметами, способными вести круговой обзор. При скорости 600 км/ч самолет мог подниматься на 12 км, где зенитный огонь был малоэффективен, и при этом нести бомбовую нагрузку до 6 тонн.
При этом уже с 1941 года руководству СССР было ясно, что вскоре человечество получит доступ к новому, доселе невиданному оружию. А следовательно, стране нужен был самолет, который сможет взять на борт чудо-бомбу.
С 1943 года СССР неоднократно обращался к союзникам с просьбой поставить данные самолеты по ленд-лизу, но каждый раз получал вежливый отказ. Однако вскоре удача улыбнулась стране Советов, и в разное время на территории Союза приземлились три американских борта, получившие повреждения в ходе налетов на Японию.
В отличие от тех, кого западные партнеры постоянно обманывают, Сталин был политиком мощным и умел использовать политические инструменты себе во благо. Так, согласно советско-японскому пакту о ненападении, бомбардировщики и их экипажи были интернированы в СССР.
После изучения самолетов был сделан вывод: американские машины на голову превосходят все, что имелось в СССР на тот период.
Вот как в книге «Коснувшись неба» описывает судьбоносную встречу Л. Л. Лазарев:
— Считаю этот самолет очень хорошим, товарищ Сталин, — быстро сказал Архангельский.
— Хорошим… — повторил задумчиво Сталин, прохаживаясь вдоль длинного стола. Потом повернулся:
— Так вот, товарищи, нам нужен самолет с такими же характеристиками. И мы хотим поручить это сделать вам. Беретесь?
— Да, товарищ Сталин, — поднялся Туполев. — Однако…
— Говорите.
— Товарищ Сталин, американская технология самолетостроения, особенно такого бомбардировщика, очень отличается от нашей. Я имею в виду не только авиационные заводы, но и промышленность других министерств, от которых мы получаем и металл, и изделия.
— Значит, им придется освоить эту продукцию, — сказал Сталин, выпуская клубы дыма. — Иного пути у нас нет…
В машине возбужденный Туполев сказал Архангельскому:
— Ну, теперь или пан, или пропал…
В отличие от тех, кого западные партнеры постоянно обманывают, Сталин был политиком мощным и умел использовать политические инструменты себе во благо. Так, согласно советско-японскому пакту о ненападении, бомбардировщики и их экипажи были интернированы в СССР.
После изучения самолетов был сделан вывод: американские машины на голову превосходят все, что имелось в СССР на тот период.
Вот как в книге «Коснувшись неба» описывает судьбоносную встречу Л. Л. Лазарев:
— Считаю этот самолет очень хорошим, товарищ Сталин, — быстро сказал Архангельский.
— Хорошим… — повторил задумчиво Сталин, прохаживаясь вдоль длинного стола. Потом повернулся:
— Так вот, товарищи, нам нужен самолет с такими же характеристиками. И мы хотим поручить это сделать вам. Беретесь?
— Да, товарищ Сталин, — поднялся Туполев. — Однако…
— Говорите.
— Товарищ Сталин, американская технология самолетостроения, особенно такого бомбардировщика, очень отличается от нашей. Я имею в виду не только авиационные заводы, но и промышленность других министерств, от которых мы получаем и металл, и изделия.
— Значит, им придется освоить эту продукцию, — сказал Сталин, выпуская клубы дыма. — Иного пути у нас нет…
В машине возбужденный Туполев сказал Архангельскому:
— Ну, теперь или пан, или пропал…
По сути, речь шла о том, чтобы к 1947 году вывести целые отрасли промышленности на принципиально новый уровень. Для этого создатели самолета получили право непосредственно заказывать нужную продукцию у различных министерств в приоритетном порядке.
Клонированию B-29 здорово помог тот факт, что в одном из самолетов была обнаружена техническая документация.
Первое, что пришлось создать при копировании американского самолета, — новую систему управления проектом. Благо в СССР проектами управлять умели. Каждый элемент самолета тщательно фотографировался, ему присваивался номер и специальная карточка. Только после этого за оборудованием приезжал представитель отдельного завода, осуществлял приемку и забирал себе.
Клонированию B-29 здорово помог тот факт, что в одном из самолетов была обнаружена техническая документация.
Первое, что пришлось создать при копировании американского самолета, — новую систему управления проектом. Благо в СССР проектами управлять умели. Каждый элемент самолета тщательно фотографировался, ему присваивался номер и специальная карточка. Только после этого за оборудованием приезжал представитель отдельного завода, осуществлял приемку и забирал себе.
Головной болью были системы, которые в СССР либо не производились вовсе. К примеру, система распознавания "свой-чужой", радиолокационные станции AN/APQ-13, аналоговые вычислительные станции и многое другое. Все это приходилось создавать буквально с нуля.
Множество проблем доставил процесс перевода дюймовых размеров в метрическую систему. Просто не получалось сделать прокат нужного размера, из-за чего самолет набирал массу.
Вместо того чтобы полностью скопировать американский двигатель Wright R-3350-79, был создан жуткий советско-американский кентавр АШ-73ТК. От американского "Циклона" были взяты: приводной центробежный нагнетатель (роторный центробежный компрессор), турбокомпрессоры и агрегаты системы их управления, карбюраторы, магнето, термостойкие многооборотные подшипники.
Как итог, если оригинальный американец Wright R-3350-79 имел ресурс в 500 часов, то отечественный АШ-73ТК — всего 25. Высокая аварийность этого двигателя была главной проблемой Ту-4 на протяжении всей его службы. Радовало лишь то, что советский аналог был несколько мощнее.
Множество проблем доставил процесс перевода дюймовых размеров в метрическую систему. Просто не получалось сделать прокат нужного размера, из-за чего самолет набирал массу.
Вместо того чтобы полностью скопировать американский двигатель Wright R-3350-79, был создан жуткий советско-американский кентавр АШ-73ТК. От американского "Циклона" были взяты: приводной центробежный нагнетатель (роторный центробежный компрессор), турбокомпрессоры и агрегаты системы их управления, карбюраторы, магнето, термостойкие многооборотные подшипники.
Как итог, если оригинальный американец Wright R-3350-79 имел ресурс в 500 часов, то отечественный АШ-73ТК — всего 25. Высокая аварийность этого двигателя была главной проблемой Ту-4 на протяжении всей его службы. Радовало лишь то, что советский аналог был несколько мощнее.
На B-29 широко применялись пластмассы, резина, синтетика. Из-за этого заводы-поставщики сопротивлялись новым материалам и настойчиво предлагали заменить их традиционными, освоенными советской промышленностью: бакелитом, фиброй и плексигласом. Туполеву буквально с боем приходилось отстаивать данные материалы.
ИИ-Юрист, которые решает проблемы
Однако в чем-то Ту-4 был лучше — в составе вооружения, так как пулеметное 12,7-мм стрелковое оружие было заменено на 11 23-мм пушек НС-23. Кстати, многие из них до сих пор находятся на хранении и готовы к использованию.
Однако сроки поджимали. США имели вполне конкретный план атомных бомбардировок СССР (Operation Dropshot), и сорвать его мог только дуэт из Ту-4 и атомной бомбы.
ИИ-Юрист, которые решает проблемы
Однако в чем-то Ту-4 был лучше — в составе вооружения, так как пулеметное 12,7-мм стрелковое оружие было заменено на 11 23-мм пушек НС-23. Кстати, многие из них до сих пор находятся на хранении и готовы к использованию.
Однако сроки поджимали. США имели вполне конкретный план атомных бомбардировок СССР (Operation Dropshot), и сорвать его мог только дуэт из Ту-4 и атомной бомбы.
В 1947 году сырой самолет поднялся в небо и был запущен в серийное производство незамедлительно. По сути, выпускаемые Ту-4 отрабатывались уже по ходу дела, так как к моменту появления ядерного оружия в СССР уже должен был быть сформирован парк стратегических бомбардировщиков.
В 1949 году СССР произвел испытание ядерной бомбы РДС-1, и с этого момента стало ясно, что Operation Dropshot вызовет незамедлительный ответный ядерный удар по противнику.
Был ли Ту-4 лучшим самолетом своей эпохи? Однозначно нет, но, возможно, он был той машиной, которая спасла человечество от нового витка ядерного безумия. А согласитесь, это уже немало.
Одну разобрали на месте, она была в нелетном состоянии. И их никто не забывал, их просто не вернули