19 дек 2024

Ту-4: советская копия B-29


В 1941 году в небо поднялся лучший стратегический бомбардировщик B-29, который в 1945 году навсегда запечатлел себя в человеческой истории, сбросив две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

Преимущества B-29 над остальными машинами подобного класса были очевидны. Самолет был оборудован 12 × 12,7-мм пулеметами, способными вести круговой обзор. При скорости 600 км/ч самолет мог подниматься на 12 км, где зенитный огонь был малоэффективен, и при этом нести бомбовую нагрузку до 6 тонн.

При этом уже с 1941 года руководству СССР было ясно, что вскоре человечество получит доступ к новому, доселе невиданному оружию. А следовательно, стране нужен был самолет, который сможет взять на борт чудо-бомбу.
Ту-4: советская копия B-29 - 960360678888
С 1943 года СССР неоднократно обращался к союзникам с просьбой поставить данные самолеты по ленд-лизу, но каждый раз получал вежливый отказ. Однако вскоре удача улыбнулась стране Советов, и в разное время на территории Союза приземлились три американских борта, получившие повреждения в ходе налетов на Японию.

В отличие от тех, кого западные партнеры постоянно обманывают, Сталин был политиком мощным и умел использовать политические инструменты себе во благо. Так, согласно советско-японскому пакту о ненападении, бомбардировщики и их экипажи были интернированы в СССР.

После изучения самолетов был сделан вывод: американские машины на голову превосходят все, что имелось в СССР на тот период.

Вот как в книге «Коснувшись неба» описывает судьбоносную встречу Л. Л. Лазарев:

— Считаю этот самолет очень хорошим, товарищ Сталин, — быстро сказал Архангельский.
— Хорошим… — повторил задумчиво Сталин, прохаживаясь вдоль длинного стола. Потом повернулся:
— Так вот, товарищи, нам нужен самолет с такими же характеристиками. И мы хотим поручить это сделать вам. Беретесь?
— Да, товарищ Сталин, — поднялся Туполев. — Однако…
— Говорите.
— Товарищ Сталин, американская технология самолетостроения, особенно такого бомбардировщика, очень отличается от нашей. Я имею в виду не только авиационные заводы, но и промышленность других министерств, от которых мы получаем и металл, и изделия.
— Значит, им придется освоить эту продукцию, — сказал Сталин, выпуская клубы дыма. — Иного пути у нас нет…
В машине возбужденный Туполев сказал Архангельскому:
— Ну, теперь или пан, или пропал…
B-29
B-29
По сути, речь шла о том, чтобы к 1947 году вывести целые отрасли промышленности на принципиально новый уровень. Для этого создатели самолета получили право непосредственно заказывать нужную продукцию у различных министерств в приоритетном порядке.

Клонированию B-29 здорово помог тот факт, что в одном из самолетов была обнаружена техническая документация.

Первое, что пришлось создать при копировании американского самолета, — новую систему управления проектом. Благо в СССР проектами управлять умели. Каждый элемент самолета тщательно фотографировался, ему присваивался номер и специальная карточка. Только после этого за оборудованием приезжал представитель отдельного завода, осуществлял приемку и забирал себе.
Ту-4: советская копия B-29 - 960360699368
Головной болью были системы, которые в СССР либо не производились вовсе. К примеру, система распознавания "свой-чужой", радиолокационные станции AN/APQ-13, аналоговые вычислительные станции и многое другое. Все это приходилось создавать буквально с нуля.

Множество проблем доставил процесс перевода дюймовых размеров в метрическую систему. Просто не получалось сделать прокат нужного размера, из-за чего самолет набирал массу.

Вместо того чтобы полностью скопировать американский двигатель Wright R-3350-79, был создан жуткий советско-американский кентавр АШ-73ТК. От американского "Циклона" были взяты: приводной центробежный нагнетатель (роторный центробежный компрессор), турбокомпрессоры и агрегаты системы их управления, карбюраторы, магнето, термостойкие многооборотные подшипники.

Как итог, если оригинальный американец Wright R-3350-79 имел ресурс в 500 часов, то отечественный АШ-73ТК — всего 25. Высокая аварийность этого двигателя была главной проблемой Ту-4 на протяжении всей его службы. Радовало лишь то, что советский аналог был несколько мощнее.
Ту-4: советская копия B-29 - 960360706280
На B-29 широко применялись пластмассы, резина, синтетика. Из-за этого заводы-поставщики сопротивлялись новым материалам и настойчиво предлагали заменить их традиционными, освоенными советской промышленностью: бакелитом, фиброй и плексигласом. Туполеву буквально с боем приходилось отстаивать данные материалы.

ИИ-Юрист, которые решает проблемы

Однако в чем-то Ту-4 был лучше — в составе вооружения, так как пулеметное 12,7-мм стрелковое оружие было заменено на 11 23-мм пушек НС-23. Кстати, многие из них до сих пор находятся на хранении и готовы к использованию.

Однако сроки поджимали. США имели вполне конкретный план атомных бомбардировок СССР (Operation Dropshot), и сорвать его мог только дуэт из Ту-4 и атомной бомбы.
Ту-4: советская копия B-29 - 960360711400

В 1947 году сырой самолет поднялся в небо и был запущен в серийное производство незамедлительно. По сути, выпускаемые Ту-4 отрабатывались уже по ходу дела, так как к моменту появления ядерного оружия в СССР уже должен был быть сформирован парк стратегических бомбардировщиков.

В 1949 году СССР произвел испытание ядерной бомбы РДС-1, и с этого момента стало ясно, что Operation Dropshot вызовет незамедлительный ответный ядерный удар по противнику.

Был ли Ту-4 лучшим самолетом своей эпохи? Однозначно нет, но, возможно, он был той машиной, которая спасла человечество от нового витка ядерного безумия. А согласитесь, это уже немало.

Комментарии

  • 19 дек 2024 15:50
    В Западных Кневичах (ныне аэропорт Владивосток) пиндосы забыли 2 штуки. Их и копировали
  • 21 дек 2024 19:05
    По другим данным четыре, две из которых были в приличном состоянии. Но это не так уж и важно. Главное смогли на удивление пиндосам.
  • 22 дек 2024 00:44
    Пиндосы это несомненно ты имбицил Zaлупоголовый и твоя семейка 🤮
  • Комментарий удалён.
  • 26 дек 2024 09:00
    Четыре.
    Одну разобрали на месте, она была в нелетном состоянии. И их никто не забывал, их просто не вернули
  • 26 дек 2024 14:00
    скопировали даже подстаканник в панели управления и пепельницу (хотя советским лётчикам запрещалось курить в полёте категорически)... Доходило до анекдотических ситуаций. На левом крыле было обнаружено небольшое отверстие. Ни специалисты по аэродинамике, ни эксперты по прочности конструкции не могли сказать, для чего оно нужно. Вероятно, что рабочий на заводе сделал его случайно, по ошибке, а затем его просто забыли заделать. Однако на всех советских Ту-4 на левом крыле появилась крошечная дырочка, сделанная самым тонким сверлом.
  • 26 дек 2024 15:19
    Пиндосы , так называемые вами балбесами, вам помогали в войне, самолёт вам подогнали... Неблагодарная вонючая нация. Только и знают, что воровать да копировать.
  • Комментарий удалён.
  • 26 дек 2024 16:31
    Твоя нация исключительно пахучая ... ничего не воровала. Страну только украла. И негров с Африки. И людей со всего мира. Когда в Иране химоружие найдёте, тогда и щёки надуешь. Как негритос Колин Пауэл с пробиркой. Миротворцы сраные ... Гренландию отжимай и панаму у Панамы.
  • 26 дек 2024 16:58
    А какая моя нация угадай, чмобик с болот?
  • 26 дек 2024 17:43
    хер гадать. У чмошников нет нации - где не смоги выгнать там и родина. Крым чей?
  • 28 дек 2024 20:47
    ПНХ Zалупоголовый