Катин класс по окружающему миру проходил тему "Как построить дом".
Там им рассказывали про дома в городе и в селе и про строительную технику.
И целый раздел был про строительные машины. Самосвал, бульдозер, экскаватор, бетономешалка, автокран, башенный кран (Катя, конечно, прочла "бешеный" кран, и уже не могла успокоиться - смеялась).
Домашнее задание было такое: придумать вопрос про строительную технику и задать его классу.
Я понимала ход мысли составителя учебника, наверное, он рассчитывал на вопросы вроде:
- Может ли бульдозер поднять тяжелый груз на большую высоту?
И класс хором:
- Нееет, это башенный кран может, а бульдозер роет землю.
Но такие вопросы придумают все. Скукота же.
- Катя, давай придумаем необычные вопросы, креативные?
- Например?
- Например: "Можно ли на экскаваторе выехать из метро?" Или "Можно ли в бетономешалке перевезти сгущёнку?"
Катя согласилась задать эти вопросы классу, прилежно записала их в тетрадку. Ответ мы тоже отрепетировали. Что экскаватор и эскалатор - это разная техника, отличающаяся целой буквой "к". И что сгущенку можно перевозить, но только не варёную, а обычную, жидкую. Сгущеная плотная слишком.
После школы спрашиваю:
- Кать, ну как вопросы? Посмеялись все?
Я была уверена, что это забавно. Что Катя, загадочно прищуриваясь, задаёт смешной вопрос, все прыскают, всем весело, и учёба лучше усваивается.
- Нет, мам. Мне просто сказали, что в бетономешалке никто не станет возить сгущёнку, в ней возят бетон.
- Ээээ. Ну понятно, что не станет. Это же юмор. Ты как задавала вопрос? С серьёзным лицом или как прикол?
- Я серьёзно задавала вопрос. И мне серьёзно ответили. Это школа, мама, а не цирк.
Ну, в целом, согласна. Что не цирк. И что юмор не везде уместен. Но мы же и не в церкви, не на совещании, и не на похоронах. Почему не использовать возможность поучиться юмору, пошутить, создать смех в классе. Почему нет?
Катерина получилась по характеру вылитая я в детстве - ответственная, исполнительная и серьёзная.
Я тут хотела спросить её, зачем она такая... ну, строгая, что ли.
В моём детстве быть бунтарём было сложно, а на юмор в школе было прямо табу.
Учёба - это нечто мега- серьёзное, а не хихоньки и хахоньки. Только учителю разрешено было высмеять голову, которую ты забыл или формулу, которую ты забыл. Но не дай Бог ответить как-то дерзко, это сразу отрезало от тебя расположение учителя, а тот, в свою очередь, располагал полномочиям вообще не жалеть ученика и стать его психологической травмой. Помню, как учитель мог и указкой по спине, и толкнуть к доске и прибить словом. Конечно я при таких вводных была мега-послушная, меня заполнял страх, а послушание - мостик к похвале и одобрению.
А сейчас-то все совсем не так. Учительница Катина - добрая и нежная, все ее обожают, мне кажется, она вообще не умеет кричать. Самое строгое - чуть громче произнесет имя расшалившегося ребенка. С ней не страшно экспериментировать с юмором про сгущенку и про экскаватор .
Так вот я спрашиваю дочь:
- Почему ты такая.... - и запнулась слово подобрать: серьезная? строгая?
А Катя в ответ:
- А почему ты такая?
А. Точно. 1:1.
Какой ей ещё быть?
Недавно смотрела видео педагогического характера. И там сказали, мол, родители, не надо думать, что вы как-то кардинально можете повлиять на ребенка: в него фундамент его личности уже заложен при рождении. И поэтому ваше влияние на него очень условно и не так масштабно, как вам кажется. И дальше вывод: вы пастух, а не дизайнер овцы (я прям обалдела в этом месте).
Мол, приглядывайте за ними (детьми), чтоб не разбежались, и кормите. Дальше они сами))
Если так, то я хочу быть весёлым пастухом, чтобы овечка моя была почаще в хорошем настроении.
Дома мы с ней постоянно хохочем, но юмор у нас ситуативный.
Катя видит, как я кофейные зерна высыпаю в кофемолку, спрашивает:
- Как ты их выгрёбываешь?
Ударение на "Ё": выгрёбываешь)))
Или про Ватрушу. Каждое утро кошка садится у дверей и мяучит, будто это ей в школу пора. Катя шутит:
- А где твой портфельчик? А что у вас сегодня в расписании? Опять физра? И иностранный язык? Ну, собачий...)))
Я люблю, когда смешно. Мне кажется юмор - это инъекция легкости жизни. Хочется впрыснуть его в день и улыбаться чаще. Юмор очень помогает "выгрёбывать".
Я, как родитель, хочу помогать дочке усвоить материал. Но что я могу рассказать ребёнку про строительство, если сама ничего про это не знаю. Только свои вечные метафоры.
Я слушала, как спикер рассказывал кейс строительный, что однажды они строили небоскрёб на 50 этажей, а пока строили изменили концепт. Потому что бетон набрал прочность, и теперь вместо 50 этажей стало возможно построить 60.
Спикер имел в виду, что на входе ты можешь не знать, что получится, но тем интереснее попробовать.
Это хорошая метафора, на самом деле. Что мы тоже по жизни можем набрать прочность, и выдержать больше, чем кажется. Выгрёбывать гораздо эффективнее, чем думаем.
Но Кате 9 лет, она пока такое не поймёт. Зато поймёт смешной вопрос про сгущёнку.
Бетономешалка может возить сгущенку. Она же не сломается, если вместо бетона туда сгущенку налить. Но никто, конечно, так делать не будет, потому что для стоительства дома сгущенка не нужна.
- Мам, будь посерьёзнее с моей домашкой, - попросила Катя и пошла щипать травку (зачёркнуто) рисовать.
Смотрите, какого тукана нарисовала)))
Дальше идут надстройки: социальная и духовная.
Но кто-то навсегда остаётся на первом уровне.
Поэтому и воспитывали наши предки ребенка, пока он поперек лавки лежит.
Они были мудрее нас.
Ну, дура-дурой!
Так и хочется её указкой и даже не по спине, а по голове