Тематический пост к 100-летию со дня рождения Ю. Трифонова. 28 августа исполнилось 100 лет со дня рождения русского советского писателя Юрия Трифонова. Его проза в 1970-е годы была интеллектуальным откровением, в 1990-е казалась уходящей натурой, а сегодня снова читается как пронзительное исследование того, что происходит с человеком, когда история встречается с повседневностью.
Юрий Валентинович родился в 1925 году в семье революционера-большевика в Москве. Детство будущего писателя прошло в Доме правительства на Берсеневской набережной, специально построенном для высшей советской номенклатуры, здесь жили министры, академики, военачальники. В 1937 году отец Трифонова был арестован и расстрелян как «враг народа», а мать отправили в лагерь, где она пробыла до мая 1945 года. Только благодаря бабушке, по некоторым данным близко знавшей Сталина, дети Трифоновых не попали в детдом. Эта травма стала определяющей темой всей жизни и творчества писателя, хотя открыто об этом он заговорил только годы спустя и не совсем по своей воле. Юрий учился в школе № 19. Там он подружился с Левой Федотовым - одаренным мальчиком с широким кругом интересов. Друзья много читали, выдумывали себе страны и путешествия. Уже тогда Трифонов активно писал стихи и рассказы. В апреле 1943 года Льва призвали в армию но, не доехав до фронта, он погиб под бомбежкой. Трифонов тогда уже вернулся из ташкентской эвакуации, его не призывали. Но как «сын врага народа» он не мог поступить ни в один вуз, пришлось сначала устроиться работать на авиазавод. В 1944 году он поступил в Литературный институт. Юрий Валентинович учился у Федина и Константина Паустовского, с которым был знаком еще с 1939 года, когда посещал литературный кружок в Московском городском доме пионеров и октябрят. Дипломная работа «Студенты» - образец соцреализма - принесла Трифонову Сталинскую премию III степени в 25 лет. Молодой автор в одночасье оказался на вершине советской литературной иерархии, но этот успех не принес ему удовлетворения.
После смерти Сталина отношение к лауреатам премий имени вождя резко ухудшилось: тиражи сокращались, гонорары падали. Чтобы не выпасть из профессии, Юрий Валентинович стал писать о спорте, особенно о футболе и хоккее - много, с азартом и глубоким знанием темы, сам болел за ЦСКА. Делал репортажи о соревнованиях, выпускали его и за границу - он был спецкором журнала «Физкультура и спорт» на чемпионатах мира, Европы, летних и зимних Олимпийских играх. Но почти на десять лет он исчез из большой литературы.
Вскоре его отправили в творческую командировку в Туркмению, где тогда строили Каракумский канал. В результате появился роман «Утоление жажды» - добротная, большая книга, которая делилась на две части: производственную - о самой стройке, технике и песках пустыни, и личную, где звучал голос автора и есть размышления об арестах, культе личности и отношениях между людьми. На работу над романом ушло около трех лет - с 1958 по 1960 год. Книга писалась сложно: по требованию редакции Трифонов переписывал ее четыре раза. Роман выдвигали на Ленинскую премию, но награды он так и не получил. Это стало еще одним тяжелым разочарованием. Книгу переиздавали шесть раз, вышла и экранизация на «Туркменфильме» с Петром Алейниковым в главной роли. Повесть «Обмен» (1969) открыла новую главу в творчестве писателя и в советской литературе в целом. Трифонов создал уникальный художественный мир, сосредоточенный на повседневной жизни московской интеллигенции. Он писал не о героических свершениях, а о семейных конфликтах, карьерных компромиссах, повседневных мелочах - обо всем том, что и составляет основу человеческой жизни. Самую большую славу писателю принесла повесть «Дом на набережной», которая описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры, прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. В этой повести автор мысленно вернулся к дому своего детства, но не как к идиллическому воспоминанию, а как к символу эпохи, где роскошь соседствовала с предательством, а привилегии оборачивались проклятием. В конце 1960-х и в 1970-е годы его авторитет в читательской среде был огромен. Люди ждали его новых публикаций, обсуждали их, искали в них ответы на мучившие вопросы.
Юрий Трифонов ушел из жизни рано, в 55 лет в 1981 году, но успел создать уникальную художественную вселенную, в которой запечатлел драму советского человека второй половины XX века. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. После смерти писателя были опубликованы роман «Время и место», сборник рассказов «Опрокинутый дом» и незаконченное «Исчезновение», в котором он, наконец, напрямую обратился к теме репрессий и их влиянию на судьбы целых семей. Но опубликовали эту книгу только в 1988 году.
Юрий Валентинович Трифонов создал уникальную художественную систему, где вынужденные умолчания стали эстетическим приемом. Он стал безусловным лидером направления, которое в советском литературоведении получило название «городская проза», и сумел запечатлеть особое состояние советского общества эпохи застоя - всепроникающую усталость, моральную истощенность, ощущение тупика и безысходности. Дорогие друзья! Приглашаем вас в библиотеку познакомиться с творчеством Юрия Трифонова.
КУК "Усть-Ишимская МПБ"
Мастер «городской прозы».
Тематический пост к 100-летию со дня рождения Ю. Трифонова.
28 августа исполнилось 100 лет со дня рождения русского советского писателя Юрия Трифонова. Его проза в 1970-е годы была интеллектуальным откровением, в 1990-е казалась уходящей натурой, а сегодня снова читается как пронзительное исследование того, что происходит с человеком, когда история встречается с повседневностью.
В 1937 году отец Трифонова был арестован и расстрелян как «враг народа», а мать отправили в лагерь, где она пробыла до мая 1945 года. Только благодаря бабушке, по некоторым данным близко знавшей Сталина, дети Трифоновых не попали в детдом. Эта травма стала определяющей темой всей жизни и творчества писателя, хотя открыто об этом он заговорил только годы спустя и не совсем по своей воле.
Юрий учился в школе № 19. Там он подружился с Левой Федотовым - одаренным мальчиком с широким кругом интересов. Друзья много читали, выдумывали себе страны и путешествия. Уже тогда Трифонов активно писал стихи и рассказы. В апреле 1943 года Льва призвали в армию но, не доехав до фронта, он погиб под бомбежкой. Трифонов тогда уже вернулся из ташкентской эвакуации, его не призывали. Но как «сын врага народа» он не мог поступить ни в один вуз, пришлось сначала устроиться работать на авиазавод. В 1944 году он поступил в Литературный институт. Юрий Валентинович учился у Федина и Константина Паустовского, с которым был знаком еще с 1939 года, когда посещал литературный кружок в Московском городском доме пионеров и октябрят.
Дипломная работа «Студенты» - образец соцреализма - принесла Трифонову Сталинскую премию III степени в 25 лет. Молодой автор в одночасье оказался на вершине советской литературной иерархии, но этот успех не принес ему удовлетворения.
Повесть «Обмен» (1969) открыла новую главу в творчестве писателя и в советской литературе в целом. Трифонов создал уникальный художественный мир, сосредоточенный на повседневной жизни московской интеллигенции. Он писал не о героических свершениях, а о семейных конфликтах, карьерных компромиссах, повседневных мелочах - обо всем том, что и составляет основу человеческой жизни.
Самую большую славу писателю принесла повесть «Дом на набережной», которая описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры, прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. В этой повести автор мысленно вернулся к дому своего детства, но не как к идиллическому воспоминанию, а как к символу эпохи, где роскошь соседствовала с предательством, а привилегии оборачивались проклятием.
В конце 1960-х и в 1970-е годы его авторитет в читательской среде был огромен. Люди ждали его новых публикаций, обсуждали их, искали в них ответы на мучившие вопросы.
Юрий Валентинович Трифонов создал уникальную художественную систему, где вынужденные умолчания стали эстетическим приемом. Он стал безусловным лидером направления, которое в советском литературоведении получило название «городская проза», и сумел запечатлеть особое состояние советского общества эпохи застоя - всепроникающую усталость, моральную истощенность, ощущение тупика и безысходности.
Дорогие друзья! Приглашаем вас в библиотеку познакомиться с творчеством Юрия Трифонова.