30 мая 2024

Умел ли Малевич рисовать? За пределами «Черного квадрата»

Некоторое время назад я писала про «Черный квадрат» Казимира Малевича на Дзене. Тогда для меня стала неожиданностью бурная реакция читателей в комментариях. Если вкратце, я считаю, что не надо рассматривать «Черный квадрат» как живопись, это высказывание и артефакт эпохи.

И вот тогда в комментариях часто звучало, что Малевич нарисовал квадрат (который сможет нарисовать любой, даже ребенок), потому что рисовать не умел. А поскольку Малевича я знаю в основном по его работам супрематизма-абстракционизма-авангарда (что у меня нигде совершенно не отзывается и не вдохновляет), мне самой стало интересно покопать: а что, собственно, было за пределами вот этого всего.

Вот, показываю вам. А вы можете высказать свое мнение в комментариях: так умел Малевич рисовать или не умел?
Казимир Малевич «Портрет матери» (1907), Государственный Русский музей
Казимир Малевич «Портрет матери» (1907), Государственный Русский музей
Казимир Малевич «Безработная девушка» (1930), 80×66 см, Государственный Русский музей
Казимир Малевич «Безработная девушка» (1930), 80×66 см, Государственный Русский музей
Казимир Малевич «Весна» (1929), 53×66 см, Государственный Русский музей
Казимир Малевич «Весна» (1929), 53×66 см, Государственный Русский музей
Казимир Малевич «Читающая женщина (Портрет члена семьи художника)» (1906), 68×99 см, Городской музей Стеделек (Амстердам)
Казимир Малевич «Читающая женщина (Портрет члена семьи художника)» (1906), 68×99 см, Городской музей Стеделек (Амстердам)
Казимир Малевич «Мужской портрет» (1933), 71×57 см, Государственный Русский музей
Казимир Малевич «Мужской портрет» (1933), 71×57 см, Государственный Русский музей
Казимир Малевич «Цветочница» (1930), 80×100 см, Государственный Русский музей
Казимир Малевич «Цветочница» (1930), 80×100 см, Государственный Русский музей
Казимир Малевич «Портрет В.А. Павлова» (1933), 46,5×36,5 см, Государственная Третьяковская галерея
Казимир Малевич «Портрет В.А. Павлова» (1933), 46,5×36,5 см, Государственная Третьяковская галерея
Казимир Малевич «Женский портрет» (XX век), 47×40,5 см, Государственный Русский музей
Казимир Малевич «Женский портрет» (XX век), 47×40,5 см, Государственный Русский музей
Казимир Малевич «Яблоня в цвету» (1930), 57,5×49 см, Государственный Русский музей
Казимир Малевич «Яблоня в цвету» (1930), 57,5×49 см, Государственный Русский музей
Казимир Малевич «Портрет отца художника» (1902), Городской музей Стеделек (Амстердам)
Казимир Малевич «Портрет отца художника» (1902), Городской музей Стеделек (Амстердам)
Если вам понравился пост, приглашаю вас вступить в мою группу:

Комментарии

  • Комментарий удалён.
  • 3 июн 2024 16:39
    .....но как-то странно....
  • 4 июн 2024 17:12
    Но он же не один в этой афере участвовал, обычный договорняк проходимцев для введения в блуд гоев, внедрение "истинных ценностей" в жизнь. А гениальность не в мазне, а в масштабах подлога, когда вместо исскуства подложили такую свинью. Там целая машина трудилась на договорных началах- один пачкал,другие языком цокали,третьи рецензии строчили и отзывы. И через кошерные СМИ в Мир.
  • 4 июн 2024 18:38
    Свои работы продемонстрируете?
  • 4 июн 2024 18:39
    Соглашусь, мне его портреты тоже как-то не очень.
  • 4 июн 2024 18:40
    Я рада, что вам было интересно! 
  • 4 июн 2024 18:40
    Мне кажется, портреты - не его жанр 🙂
  • 4 июн 2024 18:42
    Разве я говорила о гениальности?
  • 4 июн 2024 18:44
    Квадрат - это нуль форм, он как бы сводит все эти поиски художников того времени к нулю. По сути это высказывание, а не живопись в традиционном понимании.
  • 4 июн 2024 18:46
    Спасибо, очень интересно!
  • 4 июн 2024 18:47
    Что именно?
  • 15 июн 2024 07:00
    Доброе утречко, ну,куда Вам послать?
    Где эти засланцы?
  • 17 июн 2024 17:34

    Малевич написал свой "Чёрный квадрат"в 1915 году для оперы «Победа над солнцем».

    Задумка состояла в том, чтобы создать полную противоположность красному солнечному кругу.

    Картина должна была стать символом подчинения природы человеком.

    Картина "Чёрный квадрат" была представлена на авангардистской выставке «0, 10», причем художник поместил ее в красный угол, место, где в православном доме обычно висят иконы.

    Этим шагом Малевич провозгласил значимость полотна и оказался прав: картина стала поворотным пунктом в развитии авангарда.

    По замыслу художника, черный квадрат символизирует чистую форму, а белый фон – бесконечное пространство.

    Малевич употреблял прилагательное «динамический», чтобы показать, что эта форма находится в космосе.

    Это похоже на планету во Вселенной.

    Малевич был не первым художником, который начал создавать подобные картины.

    Многие мастера Франции, Англии и России были близки к постижению беспредметного искусства.

    Однако, именно у Малевича геометрия приобрела четкий философский подтекст.

    Его замысел ясно вытекал из предыдущего художественного течения – кубизма, где предметы дробятся на геометрические формы, и каждая из них раскрашена отдельно.

    В супрематизме перестали изображать первоначальную форму, художники перешли к чистой геометрии.

    Малевич считал, что именно квадрат является основой всех форм.

    Если следовать логике художника, круг и крест являются уже вторичными элементами: вращение квадрата образует круг, а перемещение белых и черных плоскостей – крест.

    Кстати «Черный квадрат» на самом деле квадратом не является. Его стороны не равны друг другу. И противоположные стороны не параллельны друг другу.

    Дальше — еще круче.

    «Черный квадрат» не совсем черный. Химический анализ картины показал, что Малевич использовал три самодельные краски.

    Первая – жженая кость, вторая – черная охра, а третья – еще один природный компонент темно-зеленого оттенка.

    Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам, Малевич добавил в краску мел.

    Эту информацию надо знать всем, кому вдруг захочется сказать: «Да я такое за час нарисую!»

    Вот как то так.

  • 18 июн 2024 14:49
    Александр, здравствуйте! Спасибо за Ваш комментарий. Конечно, интересно, что замыслил автор произведения, в данном случае художник и как он воплотил свой замысел, как сам оценил полученный результат. Художник творить может для себя или для людей. Для себя, для собственной души - это одно. Если для людей и желает признания, то, естественно, он как минимум должен стремиться быть понятым. Для большинства, судя по биографиям, быть принятым и признанным является самой желаемой целю их творчества. Я же зритель, неравнодушный к искусству, в том числе к живописи. Для меня искусство один из источников эмоций, чувств, переживаний, делающий жизнь многограннее, полнее и ярче. Поэтому с эстетической точки зрения черный квадрат у меня в свое время вызвал недоумение и вполне рациональные вопросы: что это и зачем? Всем известна истина о том, что все гениальное просто и понятно. Только достичь этого трудно и не всем удается. На мой взгляд, Малевичу лучше удалось озадачить своим квадратом, чем донести этим творением свой замысел.
  • 5 авг 2024 11:06
    Черный квадрат
    Мила Попова
    Запредельно для движенья,
    запредельно для эмоций…
    Как игра с заветной тенью,
    Как желанье не бороться.
    Как застывшие мишени,
    Не раскрашенные пулей.
    В одночасье, как крушенья,
    Что всю жизнь перевернули.
    Размалеванная краска
    Так манит все лбом преткнуться.
    И гадают все с опаской,
    И глаза хотят сомкнуться,
    Чтоб увидеть под ресницей
    То, что здесь не рисовалось…
    То ли Богу помолиться,
    Чтобы Чертом не казалась.
    Эта дивная химера,
    Уносящая в пространство.
    Кто увидел это первым,
    Слицемерить постарался:
    Мол, прекрасно, гениально,
    Удивительно велико!
    И все видится детально,
    Так придумано, поди-ка!
    И король, без платья, голый,
    Вдруг поверил в превосходство.
    И забыл, что ждал позора,
    И забыл про все уродства,
    Что хранятся в квадрате
    Под разлитой краской черной…
    И пусть кажется все вздорным,
    Казимир Малевич, «здрасте!»