ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ И ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ШКОЛЕ


Предпрофессиональная программа готовит будущих профессиональных музыкантов, хореографов, художников, она длится на несколько лет дольше. Конечно, после окончания школы выбор остается за ребенком.
Важен возраст, в котором ребенок идет поступать в музыкальную школу. В 1 класс на бюджетное отделение берут с 6,5 лет – это закон. Если ребенок младше, то только в подготовительный класс, причем в подготовительном он может находиться несколько лет. Сейчас возможно поступление в разном возрасте, многие дети выбирают впоследствии обучение на втором отделении, но наиболее продуктивным и успешным для обучения в 1 классе является возраст 6-7 лет.
Но также есть любопытный факт – для поступления на некоторые факультеты в ВУЗы и училища не требуются документы об окончании школы – это, например, музыкальное отделение вокала, духовых и ударных инструментов.
К примеру о фортепиано. Многие родители мечтают, чтобы ребенок обучался на фортепиано. Но так как на фортепианное отделение зачастую сложно попасть, родителям предлагают вариант освоить другой инструмент, при этом объясняют, что будет общее фортепиано. Общее фортепиано – это всего 20 минут в неделю, в отличие от отделения специального фортепиано, где ученики осваивают программу 2-3 раза в неделю по 45 минут. После 20 минут в неделю пианистом не стать, но можно освоить первоначальные навыки.
Есть специализированные музыкальные школы при консерваториях, академиях, институтах, где готовят будущих профессиональных музыкантов. Поступают в эти школы наиболее музыкально одаренные дети, уже в возрасте 4-5 лет детей приглашают пройти экзамены на подготовительное отделение. Обучение требует трудолюбия, усидчивости и огромного желания, поскольку здесь самые сильные требования, учащиеся уже в 1 классе музыкальной спецшколы опережают по своим результатам на 2-3 года своих сверстников из обычных музыкальных школ.
Дополнительное образование дети могут получить в кружках и секциях домов творчества или дворцов культуры, специализированных студиях, частных досуговых центрах, но основные организации, занимающиеся подготовкой будущих профессионалов и просто художественно-эстетическим развитием подрастающего поколения, – это детские музыкальные школы (ДМШ) и школы искусств (ДШИ). Эти учреждения могут работать как самостоятельные единицы или входить в структуру вузов – консерваторий и институтов культуры.
Принципы обучения
Система дополнительного образования выполняет две главные задачи:
• выявление одаренных детей, подготовка их к дальнейшему профессиональному образованию;
• обучение детей, не планирующих в будущем профессионально заниматься хореографией, живописью, вокалом или исполнительством, пению или игре на различных инструментах, развитие их компетенции и общей культуры.
В соответствии с этими двумя задачами обучение по дополнительным программам делится на предпрофессиональное и общеразвивающее.
Предпрофессиональное
Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам ориентировано на подготовку будущих квалифицированных творческих и педагогических работников сферы искусств и ведется в ДМШ или ДШИ. Учеба построена по принципу непрерывности и преемственности (фактически это своего рода ранний предуниверсарий для тех, кто собирается поступать в вузы) и состоит из взаимосвязанных последовательных этапов профессионального становления личности.
Все программы дополнительного предпрофессионального образования ДМШ и ДШИ разрабатывают с учетом ФГТ (федеральных государственных требований), утвержденных Минкультуры РФ.
Профили
Учебные предметы по предпрофессиональным программам должны вести специалисты со средним или высшим образованием по соответствующему профилю.
Аккредитацию ДМШ и ДШИ не проходят (для ведения дополнительной образовательной деятельности им достаточно лицензии), поэтому детям, освоившим предпрофессиональные программы, вручают свидетельства не государственного, а установленного школами образца.
Общеразвивающее (любительское)
Работа по общеразвивающим программам нацелена на эстетическое воспитание детей, не стремящихся сделать музыку, хореографию или живопись своей профессией. ФГТ на этот вид программ не распространяются – школы, центры искусств, кружки и студии разрабатывают их самостоятельно с учетом возрастных категорий и запросов желающих получить дополнительное общеразвивающее образование разных профилей. Ориентиром, на который при составлении собственных программ опираются учебные заведения, служат рекомендации Министерства культуры, изложенные в Письме N 191-01-39/06-ГИ от 21.11.2013.
Программы
Обучение на любительском уровне может проходить по тем же предметам, что и на предпрофессиональном. Ориентировочный перечень общеразвивающих программ:
Классы раннего эстетического развития детей и подготовительные группы ДМШ организуют в основном для тех, кто хочет поступить в школу. Продолжительность обучения в таких классах – 1 год.
Условия поступления и сроки обучения
Прием заявлений на поступление в школу для обучения по предпрофессиональным программам проводится с 15.04 по 15.06. Если необходим дополнительный набор, его объявляют с 15.08 по 30.08. Возраст детей, которых принимают таким образом, чтобы к моменту окончания учебы выпускнику еще не исполнилось 18 лет.
Нормативные сроки обучения по уровням:
• стартовый – 3 года;
• базовый – 5–6 лет;
• углубленный – 7 лет;
• предпрофессиональный – 8–9 лет.
Последний, шестой (или девятый), год предусмотрен для особо одаренных детей, которые в дальнейшем хотят работать в области культуры и искусства, а потому готовятся к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Программы/ Отделение Возраст (лет) Срок обучения (лет)
Предпрофессиональные 6,5 8 (9)
8–10 5 (6)
Общеразвивающие 6–17 1–5
18–25
Подготовительное 3–6 1
Платное 3,5–25+ Зависит от специальности

В соответствии с законом об образовании прием поступающих на все отделения происходит по результатам вступительных испытаний для выявления способностей.
На отделение предпрофессионального образования детей принимают согласно регламенту, установленному приказом Министерства культуры РФ № 1145. Вступительные испытания для поступления на общеразвивающие и предпрофессиональные программы могут различаться. Школы самостоятельно устанавливают их формы.
Программы/Критерии
Общеразвивающие
Слух
Ритм
Память
Предпрофессиональные
Слух — звуковысотная ориентация (воспроизведение)
Ритмическое восприятие
Ассоциативное восприятие
Зрительная, словесная память
Мышление
Воображение
Методы проверки способностей зависят от выбранной специальности. При поступлении на хореографическое отделение попросят справку от педиатра. Отбор производит комиссия в составе не менее трех человек. В нее должны входить представители каждого отделения. Решение о зачислении принимает педагогический совет.
ДМШ и ДШИ дают дополнительное образование высокого уровня. Получить его имеют право все, кто прошел вступительное прослушивание. Большинство выпускников в дальнейшем не станет профессиональными инструменталистами, хореографами, но зато они будут настоящими любителями и искушенными ценителями – и это очень важно, ведь для развития и вообще существования искусства нужны не только творцы, но и те, кто сможет по достоинству оценить их творения.

Комментарии

Комментариев нет.