Набрела в Киото на небольшой музей японского фарфора и сделала немало открытий
Когда речь заходит о фарфоре, все сразу вспоминают Китай с его сине-белым фарфором династии Мин. Но Япония — это невероятная, живая и дышащая история фарфора, которая может посоперничать с китайской и по красоте, и по глубине. Это не просто посуда, а, как это обычно бывает у японцев, это красота, доведенная до абсолюта, это застывшая поэзия, где каждый предмет рассказывает историю своей земли и мастера.
От горшков до самурайского фарфора
История японской керамики насчитывает тысячелетия, но настоящий фарфор (белый, тонкий, звонкий) появился здесь относительно поздно — в начале XVII века. До этого Япония славилась своей грубоватой, но невероятно душевной керамикой Раку, которая идеально подходила для чайных церемоний и философии ваби-саби. Всё изменилось, когда корейские мастера, привезенные с военных походов, обнаружили в городке Арита на острове Кюсю залежи каолина — белой глины, необходимой для производства фарфора. Это стало началом золотого века. Японский фарфор, который в Европе называли «Имари» (по названию порта, откуда его экспортировали), хлынул на мировой рынок и стал главным конкурентом китайского. Я мало знаю о японском фарфоре. Но в моей семье долгие годы жила тарелочка, невероятно изящная, из белоснежного фарфора. Эту японскую тарелочку когда-то мама купила 100500 лет назад. Какая же она была стильная и элегантная. Но к сожалению, разбилась недавно. В этом самый большой минус фарфора. В Японии я хотела найти такую же тарелочку, много ходила по магазинам и музеям. Тарелку не нашла, зато знания свои существенно обогатила. А за тарелочкой будет повод вернуться в Японию. Вот в небольшом частном музее в Киото увидела небольшую коллекцию фарфора (все фото оттуда) и узнала всякую полезную информацию.
Как отличить японский фарфор от других? Ищите эти черты: 1. Смелость и асимметрия. Если китайский фарфор часто стремится к идеальной симметрии, то японский мастер может нарочно добавить неровность, «оживить» рисунок. Это наследие эстетики ваби-саби — красоты в несовершенстве. 2. Яркая палитра «Какэймэн». Узнаваемый стиль Ариты — насыщенные кобальтово-синие подглазурные рисунки, дополненные поверх глазури яркой киноварно-красной и золотой росписью. Узоры часто плотные, напоминающие расписные ткани, с изображением пионов, хризантем, птиц и пейзажей. 3. «Золотые трещины» Кинтаи. Еще один знаменитый стиль, при котором узор из трещин (кракелюр) на глазури специально подчеркивается золотой краской. Это превращает «дефект» в главное украшение. 4. Шесть древних печей. Помимо утонченного фарфора Ариты, в Японии ценят и местные школы керамики (Бидзэн, Сигараки, Тамба и др.). Их изделия — более грубые, с толстыми стенками, часто без глазури, но обладающие невероятной энергетикой и тактильностью.
Что покупать сегодня: цены и советы путешественнику
Сегодня японский фарфор — это не только антиквариат, но и современное искусство. Мастера берегут традиции, но постоянно экспериментируют.
На что обратить внимание: · Антиквариат: Подлинные старинные изделия периода Эдо (XVII-XIX вв.) — это предметы коллекционирования. Цены на них могут достигать нескольких тысяч долларов. Покупать такой стоит только у проверенных дилеров или на аукционах. Даже японцы не всегда могут распознать мастерскую подделку, так что не стоит верить в чудо и надеяться купить в мелкой лавчонке скрытый шедевр.? · Работы известных современных мастеров: Сертифицированные работы ныне живущих мастеров (например, признанных «Живыми национальными сокровищами») — тоже дорогое вложение, от $500 до десятков тысяч. Это инвестиция в искусство. Покупать их стоит в фирменных салонах, в магазинах при музеях. К покупке там обязательно должны дать сертификат. · Качественные современные изделия: Радость в том, что можно купить прекрасный современный фарфор от потомственных мастерских или талантливых художников. Красивая чайная пара ручной работы может стоить $50-200. Сервиз на четверых — $300-1000. Такое продают повсюду, в специальных магазинах можно найти что-то по своему вкусу. · Масс-маркет: В магазинах при фабриках или крупных универмагах можно найти серийные, но качественные изделия. Чашка или тарелка обойдется в $20-50. Это отличный вариант для красивого и доступного сувенира. Главный совет: Не гонитесь за стариной, если вы не эксперт. Лучше привезите из Японии вещь, которая говорит именно с вами — своей формой, рисунком, ощущением в руке. Настоящий японский фарфор, даже современный, хранит в себе тепло руки мастера и многовековую историю, которая делает каждую чашку чая маленьким ритуалом. Это не просто посуда, это частица японской души. Я в этот раз ничего не купила ( мой путь слишком длинный и извилистый), но очень надеюсь вернуться и все таки привезти что-нибудь, что станет нашей новой семейной реликвией. А вам нравится японский фарфор? Или вы любите фарфор других стран?
Путешествия в формате соло
Набрела в Киото на небольшой музей японского фарфора и сделала немало открытий
Когда речь заходит о фарфоре, все сразу вспоминают Китай с его сине-белым фарфором династии Мин. Но Япония — это невероятная, живая и дышащая история фарфора, которая может посоперничать с китайской и по красоте, и по глубине. Это не просто посуда, а, как это обычно бывает у японцев, это красота, доведенная до абсолюта, это застывшая поэзия, где каждый предмет рассказывает историю своей земли и мастера.От горшков до самурайского фарфора
История японской керамики насчитывает тысячелетия, но настоящий фарфор (белый, тонкий, звонкий) появился здесь относительно поздно — в начале XVII века. До этого Япония славилась своей грубоватой, но невероятно душевной керамикой Раку, которая идеально подходила для чайных церемоний и философии ваби-саби.Всё изменилось, когда корейские мастера, привезенные с военных походов, обнаружили в городке Арита на острове Кюсю залежи каолина — белой глины, необходимой для производства фарфора. Это стало началом золотого века. Японский фарфор, который в Европе называли «Имари» (по названию порта, откуда его экспортировали), хлынул на мировой рынок и стал главным конкурентом китайского.
Я мало знаю о японском фарфоре. Но в моей семье долгие годы жила тарелочка, невероятно изящная, из белоснежного фарфора. Эту японскую тарелочку когда-то мама купила 100500 лет назад. Какая же она была стильная и элегантная. Но к сожалению, разбилась недавно. В этом самый большой минус фарфора. В Японии я хотела найти такую же тарелочку, много ходила по магазинам и музеям. Тарелку не нашла, зато знания свои существенно обогатила. А за тарелочкой будет повод вернуться в Японию. Вот в небольшом частном музее в Киото увидела небольшую коллекцию фарфора (все фото оттуда) и узнала всякую полезную информацию.
Как отличить японский фарфор от других? Ищите эти черты:
1. Смелость и асимметрия. Если китайский фарфор часто стремится к идеальной симметрии, то японский мастер может нарочно добавить неровность, «оживить» рисунок. Это наследие эстетики ваби-саби — красоты в несовершенстве.
2. Яркая палитра «Какэймэн». Узнаваемый стиль Ариты — насыщенные кобальтово-синие подглазурные рисунки, дополненные поверх глазури яркой киноварно-красной и золотой росписью. Узоры часто плотные, напоминающие расписные ткани, с изображением пионов, хризантем, птиц и пейзажей.
3. «Золотые трещины» Кинтаи. Еще один знаменитый стиль, при котором узор из трещин (кракелюр) на глазури специально подчеркивается золотой краской. Это превращает «дефект» в главное украшение.
4. Шесть древних печей. Помимо утонченного фарфора Ариты, в Японии ценят и местные школы керамики (Бидзэн, Сигараки, Тамба и др.). Их изделия — более грубые, с толстыми стенками, часто без глазури, но обладающие невероятной энергетикой и тактильностью.
Что покупать сегодня: цены и советы путешественнику
Сегодня японский фарфор — это не только антиквариат, но и современное искусство. Мастера берегут традиции, но постоянно экспериментируют.На что обратить внимание:
· Антиквариат: Подлинные старинные изделия периода Эдо (XVII-XIX вв.) — это предметы коллекционирования. Цены на них могут достигать нескольких тысяч долларов. Покупать такой стоит только у проверенных дилеров или на аукционах. Даже японцы не всегда могут распознать мастерскую подделку, так что не стоит верить в чудо и надеяться купить в мелкой лавчонке скрытый шедевр.?
· Работы известных современных мастеров: Сертифицированные работы ныне живущих мастеров (например, признанных «Живыми национальными сокровищами») — тоже дорогое вложение, от $500 до десятков тысяч. Это инвестиция в искусство. Покупать их стоит в фирменных салонах, в магазинах при музеях. К покупке там обязательно должны дать сертификат.
· Качественные современные изделия: Радость в том, что можно купить прекрасный современный фарфор от потомственных мастерских или талантливых художников. Красивая чайная пара ручной работы может стоить $50-200. Сервиз на четверых — $300-1000. Такое продают повсюду, в специальных магазинах можно найти что-то по своему вкусу.
· Масс-маркет: В магазинах при фабриках или крупных универмагах можно найти серийные, но качественные изделия. Чашка или тарелка обойдется в $20-50. Это отличный вариант для красивого и доступного сувенира.
Главный совет: Не гонитесь за стариной, если вы не эксперт. Лучше привезите из Японии вещь, которая говорит именно с вами — своей формой, рисунком, ощущением в руке. Настоящий японский фарфор, даже современный, хранит в себе тепло руки мастера и многовековую историю, которая делает каждую чашку чая маленьким ритуалом. Это не просто посуда, это частица японской души. Я в этот раз ничего не купила ( мой путь слишком длинный и извилистый), но очень надеюсь вернуться и все таки привезти что-нибудь, что станет нашей новой семейной реликвией.
А вам нравится японский фарфор? Или вы любите фарфор других стран?