24 сен 2023

Почему ширина колеи в России шире чем в Европе и откуда взялось значение 1520мм?

Доброго времени суток. В этой статье я расскажу о том, почему в России ширина колеи больше, чем в Европе и Северной Америке, а также почему было выбрано расстояние именно в 1520 миллиметров.

Для начала я думаю стоить пояснить, что такое вообще ширина колеи. А точнее по каким частям рельса она мерится. Ширина колеи - это расстояние между внутренними частями головок рельсов.
Почему ширина колеи в России шире чем в Европе и откуда взялось значение 1520мм? - 955044160571
Вообще в профиле рельса можно выделить три части: подошва, шейка и головка.
Почему ширина колеи в России шире чем в Европе и откуда взялось значение 1520мм? - 955044163643
Теперь, когда с шириной колеи всё понятно, наверное возникает вопрос, почему бы не унифицировать её значение на всех железных дорогах мира? Зачем при строительстве первых в России железных дорог колею сделали шире, чем в Европе?

Немного истории

На заре развития железнодорожного сообщения, у каждой ж/д была своя ширина колеи. Тогда никого особо не интересовала стандартизация и инженеры проектировали пути по своим предпочтениям. Но когда дороги начали объединяться в единую сеть, возникла проблема, что ширина колеи везде разная, следовательно нужно либо каждый раз перегружать грузы из вагона в вагон, либо менять тележки или колесные пары.

Так как это было неудобно и затратно, необходимо было стандартизировать колею. В качестве стандарта была выбрана первая железная дорога, на тот момент самая длинная, построенная знаменитым инженером Джорджем Стефенсоном в 1830 и соединявшая Ливерпуль и Манчестер.

Ширина колеи на ней составляла 1435 миллиметров и со временем это стало стандартом в Европе, США и Китае. Она была проложена по дорогам, которые строили римляне. И 1435 миллиметров являлось шириной оси военной повозки.
Почему ширина колеи в России шире чем в Европе и откуда взялось значение 1520мм? - 955044170811

Русская колея

В России решили пойти по другому пути и сделать железную дорогу с шириной колеи, отличной от европейской. В проектировании магистрали Санкт-Петербург - Москва участвовали американские инженеры, которые предложили ширину колеи, популярную в то время в южных штатах - 1524мм. Есть ещё другое мнение, что было выбрано круглое число - 5 футов или 60 дюймов.

Есть ещё несколько догадок, что таким образом планировалось увеличить ширину не только колеи, но и ширины вагонов, что означало возможность перевозить больше грузов и пассажиров. Или что более широкая колея обеспечивала более плавный и быстрый ход составов.

Сделать колею шире чем в Европе, это, скорее всего, стратегический шаг. Чтобы в случае войны враг не смог воспользоваться российской железной дорогой. Хотя с другой стороны можно было захватить российский поезд для этих целей, впрочем - это уже совсем другая история.

Первая железная дорога в России - Царскосельская вовсе имела ширину колеи 1829мм - 6 футов или 72 дюйма. Секрет был в удобстве инженерных расчетов.

Позже, уже в советские времена ширина колеи стала равна всем знакомому значению - 1520мм. Это было сделано для повышения скорости грузовых поездов, при этом не модернизируя подвижной состав.

Вот такая история получилась с шириной колеи. Помимо европейской и русской колеи, есть ещё более широкая колея - 1676мм. Она используется в Индии, Пакистане, Чили и Аргентине. Есть ещё узкая колея, ширина которой составляет 1067мм. Она используется в том числе в России (узкоколейки и ранее на Сахалине), а также в ряде других стран: Японии, Индонезии, на Тайване, в Новой Зеландии и местами в Австралии.
---
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке. Поставьте 👍 статье и вступайте в группу, чтобы не пропустить свежие и интересные публикации🚅 ❤
#железнодорожный #железнаядорога #ржд #рждмояработа #рждюмор
#поезд

Комментарии

Комментариев нет.