24 окт 2023

Почему Ж/Д колея в России шире, чем в Европе. Дело не в том, что "враг не проедет". Вы удивитесь!

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке. Ставьте КЛАСС 👍 статье и рекомендуем вступить в группу, чтобы не пропустить свежие и интересные публикации и поддержать нашу железную дорогу🚅 ❤
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Как известно, ширина железнодорожной колеи в России, на текущий момент, составляет 1520 миллиметров, в Советском Союзе, до перешивки в 60-70х годах - 1524 миллиметра, а первая в Российской империи, Царскосельская железная дорога имела ширину колеи так и вообще 1829 миллиметров. Суть в том, что никогда ширина колеи на российских железных дорогах не совпадала с европейской, которая равна 1435 миллиметров.
Почему Ж/Д колея в России шире, чем в Европе. - 956276940859
Спрашивается, почему тогда не сделали «унифицированную» ширину колеи, чтобы сделать международные грузовые и пассажирские перевозки проще и выгоднее? По интернету уже давно гуляет версия, что сделали ширину колеи шире для того, чтобы потенциальный враг не смог проехать по нашим железным дорогам. Смысл в этом, конечно есть, но есть нюанс, о котором я поведаю далее.
Почему Ж/Д колея в России шире, чем в Европе. - 956276945211
Есть ещё похожая версия, мол «купеческое лобби» в те времена совсем не хотело видеть приток иностранных товаров, который бы обеспечивался за счёт легкости доставки по железной дороге, а потому царя убедили в том, что колею то надо пошире сделать. Но, как вы понимаете, с вероятностью 99% - это просто очередная красивая байка.

Что не так с версией про «враг не проедет»?

Дело в том, что во времена, когда в Российской империи строились первые «серьёзные» железные дороги (Варшаво-Венская, а также Санкт-Петербурго-Московская - позже Николаевская, а ныне Октябрьская), железных дорог в Европе было настолько мало, что о военном вопросе просто не думали.

То есть, железные дороги в то время, как виделось правительству, не играли важной роли в военной логистике. Да, позже, в XX веке, во время Великой Отечественной войны, нам очень повезло, что ширина колеи на наших железных дорогах отличалась от европейской, тем не менее, причина всё же кроется в другом.
Почему Ж/Д колея в России шире, чем в Европе. - 956276977723
Когда дело подошло к строительству железной дороги между Петербургом и Москвой, российские, а также приглашенные иностранные инженеры, до этого изучавшие мировой опыт строительства стальных магистралей, пришли к выводу, что по климатическим соображениям, необходимо было делать более широкую колею, нежели в Европе.

Широкая колея гарантировала большую устойчивость состава при движении, а значит и более высокий уровень безопасности движения, и более того - позволяла повысить скорость движения поездов. Помимо этого, дополнительным выигрышем при выборе более широкой колеи стала большая грузоподъёмность вагонов, а значит и возможность перевести больше груза как бы за один раз.

Кстати «климатические соображения» также подтверждаются и тем, что вторая по счёту дорога в РИ - Варшаво-Венская была построена с шириной колеи 1435 миллиметров, а вот уже «первая настоящая русская железная дорога» - Петербурго-Московская» с шириной колеи 1524 миллиметра.
Почему Ж/Д колея в России шире, чем в Европе. - 956277008187

Также немаловажную роль сыграл и Павел Петрович Мельников - инженер путей сообщения, а также первый министр путей сообщения Российской империи, который перед строительством железной дороги, в 1939 году, был командирован в Западную Европу изучать железнодорожное дело, позже скажет, что «европейский опыт нам не подходит».
#ржд #железнодорожный #ждбилеты #россия
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке. Ставьте КЛАСС👍 статье и рекомендуем вступайте в группу, чтобы не пропустить свежие и интересные публикации и поддержать нашу железную дорогу🚅 ❤

Комментарии

  • 27 окт 2023 12:18
    Ну мне это наверное очень сложно будет читать! Я не сильно разбираюсь в названиях по железякам. Что такое поршень коленвал я конечно знаю, но на большее мой мозг не потянет!
  • 27 окт 2023 12:48
    Конечно жаль, что убрали паровозы. Красота была. Одни гудки только чего стоили, и у каждого свой.
  • 27 окт 2023 13:07
    Это русские кулибины так заморочились чтоб к нам в Русь не одна натовская гнида не приехала.
  • 27 окт 2023 13:14
    Спасибо автору за познавательный комментарий!Прочитала с удовольствием!
  • 27 окт 2023 13:38
    Царь сказал на хуй шире
  • 27 окт 2023 16:35
    Мне инженеры железнодорожники , ещё при СССР были , говорили - ширина это стратегическая причина !!! В 1976 году технику с нашего эшелона перегружали на чехословацкий эшелон и наоборот !!! В припограничной станции Чоп , на Украине !!!
  • 27 окт 2023 16:48
    Своеобразная защита от Запада...Вот сейчас железную дорогу собираются в Китай строить...Это уже гораздо серьезней...
  • 27 окт 2023 17:22
    При поездке в пассажирском вагоне по железной дороге СССР маленькие дети свободно бегали по вагону. После замены колесных пар и движению по польским железным дорогам. свободное перемещение детей по вагону становилось опасным.
  • 19 апр 2024 16:10
    Здравствуйте !
  • 19 апр 2024 17:38
    А член у царя был 15 см-и когда он послал но оказалось что надо прибавить 15 см
  • 3 июн 2024 03:00
    Крутая песня из 90- х https://youtube.com/shorts/tqDyFM93xSY?si=YuCODy7pzWcHL6ua 🫶🏼