Две тетради

(выпуск 43-й)
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ (отрывок 45-й)
После Свердловска решил я навестить Боровиковых, которые жили в Шайтанке. Билет был взят до Алапаевска. Так как от Алапаевска до Шайтанки идёт узкоколейка, то пересадка была неминуема. Прибыл в Алапаевск, всю ночь просидел в вокзале. Вокзал деревянный, мрачный, напоминает старый барак ( и до сего времени – не перестроенный, спрашивал у брата Николая Ивановича, когда он был у нас в ноябре 1986 года). Утром, когда солнце взошло, сделалось тепло, к полудню начало пригревать, оттаивать. Настроение улучшилось, и я на дрезине добрался до Шайтанки, заплатив «левака» (5 рублей), быстро преодолев расстояние в 40 км. Когда рассказал об этом Николаю Ивановичу, тот на него обиделся, сказал, что сколько раз этому машинисту бесплатно пилу направлял.
…Николай Иванович – мой двоюродный брат по материнской линии, жил вместе с родителями-стариками в большом сосновом доме.
(Далее следует рассказ о том, как Ф.Г. встретился со своими родственниками, сколько и чего выпили, какие песни пели…).
На следующий день, когда все взрослые ушли на работу, мы с моим племянником Витей, который учился в 7 классе, отправились знакомиться с рабочим посёлком Шайтанка.
Перешли по мосту через речку Сусанку, вышли на площадь, где стоит церковь, которая после капитального ремонта имела праздничный вид. Ранние лучи солнца отражались на позолоченных куполах и крестах храма, создавая умопомрачающий божеский славный вид ярким блеском и другими притягательными свойствами, связанными с православной русской церковью.
А потом племянник Витя поведал мне, откуда произошло название посёлка – Шайтанка, а речки – Сусанка.
В далёкие, незапамятные времена, когда Русь была покорена и временно находилась под татаро-монгольским игом, на Урале, в том числе и в данной местности, в районе Алапаевска, проживали в основном татары-завоеватели. И в одно прекрасное время ушёл человек на охоту и не вернулся – попал в лапы другому завоевателю – хозяину тайги, Мишке косолапому. Жена охотника, которую звали Сусан, подумала, что её мужа шайтан (дьявол) забрал, поэтому не смогла вынести такого горя и бросилась в реку, которую потом и назвали Сусанкой. А осёлок получил название Шайтанка, так как её мужа забрал шайтан.
Как могло в далёком прошлом произойти слияние татар с монголами, ведь их родные места удалены друг от друга на несколько тысяч километров? Одни проживают на западе, вокруг Казани, другие далеко на востоке расположились, в своих монгольских степях. Как они сдружились? Или, возможно, их ханы сроднились через кочевой образ жизни между собой? Например, монгольский хан мог жениться на дочери татарского хана (или наоборот), тем более, что вера у них одна – мусульманская. И завязалась дружба под таким родственным предлогом.

Комментарии

Комментариев нет.