До сих пор вспоминаю шок, который произошел со мной, когда я с телефона перекинула фотки на компьютер и кликнула на фото своей дочери, которой исполнилось к тому времени шесть лет. Я взрослая женщина, но буквально чуть не свалилась со стула в обморок, долго не могла прийти в себя. Глазам не верю. На снимке стоит моя дочь, моя Боженка, в нарядном платьице, – рядом, на камне, клубочком свернулась крупная змея: узор зигзагом, вот эта маленькая голова задрана вот так. Всем руками показываю.
1. Я отлично помню, как в том месте, за деревней, мы спустились со старого моста, прямо на крутой берег. Красивое место за деревней, – деревня под Матвеевым-Курганом.
Прошлись над камышами. У больших валунов стояла девочка, лет пятнадцати, а чего мне запомнилась? платье на ней было, знаешь, как балахон, как до Революции носили. Я спросила ее: «Ты с деревни?»
Та ничего не ответила, начала возиться с велосипедом. Ну, ладно. Сфоткала дочь. Божена еще хотела на камень залезть. Никакой змеи.
Позвонила знакомым, и все в один голос: "Лето, тепло, на камне грелась змея, ты просто не заметила". А то, что Боженка мне еще говорила, мама, давай я буду стоять на камне. Это как?
Люди опять за свое: «Как можно было фотографировать ребенка рядом с гадюкой? А если бы ужалила?»
Я вспомнила, что девочка, которую мы встретили, отошла в сторону, чтобы нам не мешать, по поводу змеи она не беспокоилась, – помню, хромала сильно, я думала ногу отсидела, а потом смотрю, руки развела в стороны: походила, покатила велосипед, и захромала еще больше, будто одна нога короче другой.
Алина позвонила в деревню родителям, сестре двоюродной в той же деревне написала – выясняла про ту девочку.
Оказалось, нет в деревне девочек-хромоножек, да и девочек-подростков тоже нет. Может, приезжая?
Тоже не припомнят, чтобы в августе девочка у кого гостила и на велосипеде ездила.
Не с Луны же она свалилась? У Боженки рисунок нашла, девочка в платье белом, длинном, с велосипедом. А тут еще ночью приснилась, говорит: "Приводи дочку!" Так я проснулась со страху.
А может: девочка та привиделась? Нет ее на фотке. Откуда у меня уверенность такая? Успокойся. Как успокойся? Когда у тебя змея на фотке.
Позвонила подруге.
–Знаешь, после деревни дочь стала часто болеть, живот, рвота, горло, ангина.
Фото А.Кустов. Непогода –Так ты всегда жаловалась на это сколько помню. Вообще она бледненькая у тебя, кожа-кости, надо бабкам показать, врачи не помогут.
–Так мы ж летом возили к бабке, в нашей деревне знахарка.
–Ты не рассказывала…
Из открытых источников –Да, на краю живет, странная старуха, ну ее. В доме вроде все разложено, а запах такой стойкий, едкий, не могу описать, будто испортилось что-то. Ворчит, то крестики не сняли, то не так порог перешли, то ребенка не так одели, то выходите во двор, а ребенка оставьте. Сами мы не такие, ребенок не такой. Да еще имя у ребенка неправильное.
–Божена! Одаренная Богом. Чего ей имя не понравилось?
–Ну, может в деревне так не называют, вот и привязалась к имени. Чего-то шептала, шептала. И знаешь, ходит, хромает, мне так тяжело стало, не знаю, Боженка как выдержала.
–Не плакала?
–Угу, не плакала, сначала ничего вроде, а потом, в рыданиях уносили. Перепугалась. И когда уходили, ни перекрестила, ни молитву, может, так и надо. А Боженка маленькая плакала часто, сейчас как-то подуспокоилась. Правда, как успокоилась, худющая, не ест ничего и кошмары по ночам.
Я тебе и говорю о чем: бабка не помогла.
–Логично, раз не знаешь даже, кто вам ее порекомендовал.
–Не говори, бабка вся перекособоченная, саму лечить надо, жуть.
–И девочка вам у моста попалась хромая, и бабка хромая. Совпадения какие…
Из открытых источников –Про нее нехорошее говорят, не знаю, чего мы к ней пошли.
–Кто-то надоумил. Как вы про бабку узнали?
–Да ладно, не помню уже.
–Знаешь, что я тебе скажу, ты только не смейся. У меня у мужа родня в Карелии, у него с работы возили в ту деревню ребенка лечить к одной бабке.
Только не перебивай. И ты знаешь, помогло.
–Нет, сходили уже к одной, хватит с меня.
–Слушай что я тебе скажу. Хочешь ребенка спасти – отпускай
–Куда отпускай?
–Сама ты туда не поедешь…
–Никуда я не поеду.
–Слушай. Я разузнала. Знахарка живет в урочище, деревня Верхнее Волозеро. В Заонежье. Но ребенка везти должен муж. Женщине нельзя, я бы сама поехала. У меня давление прыгает. Он как, сможет?
–Да он работает, кто его отпустит. Да и ехать! Не ближний край. Боженка простывает без конца.
–Еще раз! Бабка, как ты описала – ведьма. Хочешь спасти ребенка. Отправляй немедленно.
Фото Виноградов З.З.
2. …Юрка позвонил глубокой ночью. В дороге звонить не любит. Добрались нормально. Боженка спит, как убитая.
Хозяева – люди неразговорчивые, но картошки на сале нажарили, Боженке быстро супчик сварганили, и ночлег предоставили, гостинцы почему-то положили в угол дома, у порога. Конфеты, печенье, да колбаса копченая, не пропадут. Но что главное, от знахарки пришла женщина, сказала, бабка не примет, ей что-то мешает. Юрка не втемяшился, зря, говорит, мы перлись за тыщу верст. Потом разобрался. Боженку держат через вещь, если коротко объяснять. Кто, где, какую вещь, – ничего не понятно. Я на бабку подумала. Ту, хромую. Но деревня-то в Ростовской области. Тоже не доедешь.
Позвонила Вовке Царапину, он с моим отцом работал на ферме, мужик безотказный, но алкаш, за бутылкой хоть на край света. Спросила про ту бабку. Жива ли? Он сразу: ведьма? Не видал, говорит, давно. А самогон у нее берешь? Я, говорит, с нечистью не связываюсь.
Володя, говорю, сходи с утра к бабке, как бы за самогоном. Он говорит, с ума сбрендила? Не нужен мне ее самогон, еще отравит. Да подожди ты, мне ребенка спасать надо, летом мы у были у этой бабки, и дальше вру ему про забытую вещь. А чего вас туда занесло? Ребенка лечили.
Эт как додумались, ее люди обходят через другую улицу. Да не знала я, говорю ему, вот те крест. И тут меня как холодной водой окатило. А что мы у бабки могли забыть? Вовка спросил, а чего ночью то вспомнили, – я призналась, говорю, на вещь наговор, наверное, есть, надо забрать ее у бабки и спалить.
Перезвоню, говорю. Сижу, гадаю, что за вещь. Разбудила маму и отца. –Не помните, ничего мы не теряли, может, Боженка спрашивала?
Отец поддал вечером, еще не отошел, стал говорить про какую-то сумочку.
–Зеленая, ее любимая? Да, вроде дома, говорю: пошла, нашла, лежит, показала им.
–Тогда не знаю, – говорит отец.
Ночь не сплю, перерыла все дочкины вещи.
И вдруг осенило! На речку мы брали другую сумку, она с прошлого приезда оставалась, плюшевая сумка через плечо, с мордашкой такой, Мишка, по-моему, мультяшный. Домой ее точно не привезли. Помню перед фотосъемкой я сняла с нее сумку, бросила в траву, вот там мы ее и оставили. С речки ехали без сумки. Наверное, девочка та, с велосипедом, забрала. На часах уже 4 часа, ну куда Вовке звонить, – отложила на утро.
Утром он звонит, сам. Взял с собой взрослую дочь: и пошли они к бабке. Я, говорит, об велосипед запнулся, загремел на весь двор, шины спущены, чего он стоял у крыльца, ну думаю сейчас бабка погонит. А ее в доме нет, повезло. Мы – давай по «нышпарам», давай «шукать».
Сам в окно смотрю, думаю, не зашла бы?
Из открытых источников Нашли? – спрашиваю, а сама еще не говорила, что надо было искать. А он такой, нашли и выпаливает: «Сумка?»
Да, говорю, розовая, плюшевая. А как догадались? Так дочка нашла: торчала в углу за печкой. Глазастая, вся в мать, и мне говорит такая: Батя, а че там детская сумка делает?
Меня в холодный пот бросило. Не брали мы ее к бабке. Мы, когда ехали к ней (нас Воробей, сосед подвез), я еще Боженке говорю, все оставляем дома, едем лечиться. Сумка пустая? – спрашиваю спасителя. Пустая, говорит. Жги, говорю.
Сжег.
Я мужу звоню, идите к бабке, спроси, примет или нет?
Что ты думаешь? Приняла. Вот как узнала та бабка на Севере, что вещь ребенка оказалась у этой ведьмы?
Муж пошел утром, Боженку ведет сонную, а тут бабка с ведрами.
–Иди за мной, – говорит. –Дровишек с поленницы захвати.
Она оказалась. Все знала. Спросила только: не ходили мои к часовне заброшенной. Муж говорит: нет, понятия не имею.
Фото Виноградов З.З. 3. Мои вернулись, не узнать, вроде с дороги, а веселые, воодушевленные. Муж говорит, места там чудные. У Боженки щеки розовые, болтает без умолку. Говорю, что у тебя дочь, на лбу, пятно какое-то появилось?
Муж: да это сажа, знахарка сказала до самого дома не смывать, люди глаза косили в поезде, а что поделать, это у нас лечение, говорю. А как лечила бабка, муж объяснить не может. Мы в Интернет. Нашли статью ученого одного, Логинов фамилия, – о детской «порче», – опубликована на страничке Музея-заповедника «Кижи», и в ней точно наш случай.
Я скопировала.
«В Заонежье сохранились старинные способы определения «порчи». Используют угли из печи, когда она топится, либо угли от лучинки, сжигаемой на шестке. Угольком трижды обводят вокруг головы и бросают в стакан с водой: если зашипит – «порча» есть (если побежит сверху черная пленка, то от чужака, а если светлая – от домашних)».
Что интересно, когда она порчу определила, то молча кивнула, и давай молитвы читать…
...Для лечения используют молитву:
«Все прикосы и призоры, отойдите от раба божьего (имярек) на щельи, на болота, на темные леса, на буйные ветры с белого лица, с ретивого сердца, с ясных очей. Аминь.»
"На дорогу мазнут по лбу или за ухом сажей с чела печи, с топки дровяной плиты».
Родители провода обрывают, как там внучка. Сказала. Мама говорит: я так и чувствовала, но со вчерашнего вечера легко-легко стало на душе.
И знаешь, девочка на велосипеде, слава богу, перестала мне сниться, – я вот подумала, то ведьма была. А как в ее доме сумка Божены оказалась?
Все, в деревню мы больше ни ногой. Отец говорит: правильно, старуху видел, – все шепчет, да оглядывается. На той неделе мама позвонила, ты знаешь, говорит, Вовка Царапин умер. Что? Да, неожиданно вышло. Вечером лег спать, а утром жена зашла: готов. Говорят, отпечатки пальцев были на горле. Хоронили в рубашке с большим воротом. Молодой мужик. Жалко.
Толкачев.Истории
Ведьма живет на краю деревни (рассказ)
До сих пор вспоминаю шок, который произошел со мной, когда я с телефона перекинула фотки на компьютер и кликнула на фото своей дочери, которой исполнилось к тому времени шесть лет. Я взрослая женщина, но буквально чуть не свалилась со стула в обморок, долго не могла прийти в себя. Глазам не верю. На снимке стоит моя дочь, моя Боженка, в нарядном платьице, – рядом, на камне, клубочком свернулась крупная змея: узор зигзагом, вот эта маленькая голова задрана вот так. Всем руками показываю.
1.
Я отлично помню, как в том месте, за деревней, мы спустились со старого моста, прямо на крутой берег. Красивое место за деревней, – деревня под Матвеевым-Курганом.
Прошлись над камышами. У больших валунов стояла девочка, лет пятнадцати, а чего мне запомнилась? платье на ней было, знаешь, как балахон, как до Революции носили. Я спросила ее: «Ты с деревни?»
Та ничего не ответила, начала возиться с велосипедом. Ну, ладно. Сфоткала дочь. Божена еще хотела на камень залезть. Никакой змеи.
Позвонила знакомым, и все в один голос: "Лето, тепло, на камне грелась змея, ты просто не заметила". А то, что Боженка мне еще говорила, мама, давай я буду стоять на камне. Это как?
Люди опять за свое: «Как можно было фотографировать ребенка рядом с гадюкой? А если бы ужалила?»
Я вспомнила, что девочка, которую мы встретили, отошла в сторону, чтобы нам не мешать, по поводу змеи она не беспокоилась, – помню, хромала сильно, я думала ногу отсидела, а потом смотрю, руки развела в стороны: походила, покатила велосипед, и захромала еще больше, будто одна нога короче другой.
Алина позвонила в деревню родителям, сестре двоюродной в той же деревне написала – выясняла про ту девочку.
Оказалось, нет в деревне девочек-хромоножек, да и девочек-подростков тоже нет. Может, приезжая?
Тоже не припомнят, чтобы в августе девочка у кого гостила и на велосипеде ездила.
Не с Луны же она свалилась? У Боженки рисунок нашла, девочка в платье белом, длинном, с велосипедом. А тут еще ночью приснилась, говорит: "Приводи дочку!" Так я проснулась со страху.
А может: девочка та привиделась? Нет ее на фотке. Откуда у меня уверенность такая? Успокойся. Как успокойся? Когда у тебя змея на фотке.
Позвонила подруге.
–Знаешь, после деревни дочь стала часто болеть, живот, рвота, горло, ангина.
Фото А.Кустов. Непогода
–Так ты всегда жаловалась на это сколько помню. Вообще она бледненькая у тебя, кожа-кости, надо бабкам показать, врачи не помогут.
–Так мы ж летом возили к бабке, в нашей деревне знахарка.
–Ты не рассказывала…
Из открытых источников
–Да, на краю живет, странная старуха, ну ее. В доме вроде все разложено, а запах такой стойкий, едкий, не могу описать, будто испортилось что-то. Ворчит, то крестики не сняли, то не так порог перешли, то ребенка не так одели, то выходите во двор, а ребенка оставьте. Сами мы не такие, ребенок не такой. Да еще имя у ребенка неправильное.
–Божена! Одаренная Богом. Чего ей имя не понравилось?
–Ну, может в деревне так не называют, вот и привязалась к имени. Чего-то шептала, шептала. И знаешь, ходит, хромает, мне так тяжело стало, не знаю, Боженка как выдержала.
–Не плакала?
–Угу, не плакала, сначала ничего вроде, а потом, в рыданиях уносили. Перепугалась. И когда уходили, ни перекрестила, ни молитву, может, так и надо. А Боженка маленькая плакала часто, сейчас как-то подуспокоилась. Правда, как успокоилась, худющая, не ест ничего и кошмары по ночам.
Я тебе и говорю о чем: бабка не помогла.
–Логично, раз не знаешь даже, кто вам ее порекомендовал.
–Не говори, бабка вся перекособоченная, саму лечить надо, жуть.
–И девочка вам у моста попалась хромая, и бабка хромая. Совпадения какие…
Из открытых источников
–Про нее нехорошее говорят, не знаю, чего мы к ней пошли.
–Кто-то надоумил. Как вы про бабку узнали?
–Да ладно, не помню уже.
–Знаешь, что я тебе скажу, ты только не смейся. У меня у мужа родня в Карелии, у него с работы возили в ту деревню ребенка лечить к одной бабке.
Только не перебивай. И ты знаешь, помогло.
–Нет, сходили уже к одной, хватит с меня.
–Слушай что я тебе скажу. Хочешь ребенка спасти – отпускай
–Куда отпускай?
–Сама ты туда не поедешь…
–Никуда я не поеду.
–Слушай. Я разузнала. Знахарка живет в урочище, деревня Верхнее Волозеро. В Заонежье. Но ребенка везти должен муж. Женщине нельзя, я бы сама поехала. У меня давление прыгает. Он как, сможет?
–Да он работает, кто его отпустит. Да и ехать! Не ближний край. Боженка простывает без конца.
–Еще раз! Бабка, как ты описала – ведьма. Хочешь спасти ребенка. Отправляй немедленно.
2.
…Юрка позвонил глубокой ночью. В дороге звонить не любит. Добрались нормально. Боженка спит, как убитая.
Хозяева – люди неразговорчивые, но картошки на сале нажарили, Боженке быстро супчик сварганили, и ночлег предоставили, гостинцы почему-то положили в угол дома, у порога. Конфеты, печенье, да колбаса копченая, не пропадут. Но что главное, от знахарки пришла женщина, сказала, бабка не примет, ей что-то мешает. Юрка не втемяшился, зря, говорит, мы перлись за тыщу верст. Потом разобрался. Боженку держат через вещь, если коротко объяснять. Кто, где, какую вещь, – ничего не понятно. Я на бабку подумала. Ту, хромую. Но деревня-то в Ростовской области. Тоже не доедешь.
Позвонила Вовке Царапину, он с моим отцом работал на ферме, мужик безотказный, но алкаш, за бутылкой хоть на край света. Спросила про ту бабку. Жива ли? Он сразу: ведьма? Не видал, говорит, давно. А самогон у нее берешь? Я, говорит, с нечистью не связываюсь.
Володя, говорю, сходи с утра к бабке, как бы за самогоном. Он говорит, с ума сбрендила? Не нужен мне ее самогон, еще отравит. Да подожди ты, мне ребенка спасать надо, летом мы у были у этой бабки, и дальше вру ему про забытую вещь. А чего вас туда занесло? Ребенка лечили.
Эт как додумались, ее люди обходят через другую улицу. Да не знала я, говорю ему, вот те крест. И тут меня как холодной водой окатило. А что мы у бабки могли забыть? Вовка спросил, а чего ночью то вспомнили, – я призналась, говорю, на вещь наговор, наверное, есть, надо забрать ее у бабки и спалить.
Перезвоню, говорю. Сижу, гадаю, что за вещь. Разбудила маму и отца. –Не помните, ничего мы не теряли, может, Боженка спрашивала?
Отец поддал вечером, еще не отошел, стал говорить про какую-то сумочку.
–Зеленая, ее любимая? Да, вроде дома, говорю: пошла, нашла, лежит, показала им.
–Тогда не знаю, – говорит отец.
Ночь не сплю, перерыла все дочкины вещи.
И вдруг осенило! На речку мы брали другую сумку, она с прошлого приезда оставалась, плюшевая сумка через плечо, с мордашкой такой, Мишка, по-моему, мультяшный. Домой ее точно не привезли. Помню перед фотосъемкой я сняла с нее сумку, бросила в траву, вот там мы ее и оставили. С речки ехали без сумки. Наверное, девочка та, с велосипедом, забрала. На часах уже 4 часа, ну куда Вовке звонить, – отложила на утро.
Утром он звонит, сам. Взял с собой взрослую дочь: и пошли они к бабке. Я, говорит, об велосипед запнулся, загремел на весь двор, шины спущены, чего он стоял у крыльца, ну думаю сейчас бабка погонит. А ее в доме нет, повезло. Мы – давай по «нышпарам», давай «шукать».
Сам в окно смотрю, думаю, не зашла бы?
Из открытых источников
Нашли? – спрашиваю, а сама еще не говорила, что надо было искать. А он такой, нашли и выпаливает: «Сумка?»
Да, говорю, розовая, плюшевая. А как догадались? Так дочка нашла: торчала в углу за печкой. Глазастая, вся в мать, и мне говорит такая: Батя, а че там детская сумка делает?
Меня в холодный пот бросило. Не брали мы ее к бабке. Мы, когда ехали к ней (нас Воробей, сосед подвез), я еще Боженке говорю, все оставляем дома, едем лечиться. Сумка пустая? – спрашиваю спасителя. Пустая, говорит. Жги, говорю.
Сжег.
Я мужу звоню, идите к бабке, спроси, примет или нет?
Что ты думаешь? Приняла. Вот как узнала та бабка на Севере, что вещь ребенка оказалась у этой ведьмы?
Муж пошел утром, Боженку ведет сонную, а тут бабка с ведрами.
–Иди за мной, – говорит. –Дровишек с поленницы захвати.
Она оказалась. Все знала. Спросила только: не ходили мои к часовне заброшенной. Муж говорит: нет, понятия не имею.
Фото Виноградов З.З.
3.
Мои вернулись, не узнать, вроде с дороги, а веселые, воодушевленные. Муж говорит, места там чудные. У Боженки щеки розовые, болтает без умолку. Говорю, что у тебя дочь, на лбу, пятно какое-то появилось?
Муж: да это сажа, знахарка сказала до самого дома не смывать, люди глаза косили в поезде, а что поделать, это у нас лечение, говорю. А как лечила бабка, муж объяснить не может. Мы в Интернет. Нашли статью ученого одного, Логинов фамилия, – о детской «порче», – опубликована на страничке Музея-заповедника «Кижи», и в ней точно наш случай.
Я скопировала.
«В Заонежье сохранились старинные способы определения «порчи». Используют угли из печи, когда она топится, либо угли от лучинки, сжигаемой на шестке. Угольком трижды обводят вокруг головы и бросают в стакан с водой: если зашипит – «порча» есть (если побежит сверху черная пленка, то от чужака, а если светлая – от домашних)».
Что интересно, когда она порчу определила, то молча кивнула, и давай молитвы читать…
...Для лечения используют молитву:
«Все прикосы и призоры, отойдите от раба божьего (имярек) на щельи, на болота, на темные леса, на буйные ветры с белого лица, с ретивого сердца, с ясных очей. Аминь.»
"На дорогу мазнут по лбу или за ухом сажей с чела печи, с топки дровяной плиты».
Родители провода обрывают, как там внучка. Сказала. Мама говорит: я так и чувствовала, но со вчерашнего вечера легко-легко стало на душе.
И знаешь, девочка на велосипеде, слава богу, перестала мне сниться, – я вот подумала, то ведьма была. А как в ее доме сумка Божены оказалась?
Все, в деревню мы больше ни ногой. Отец говорит: правильно, старуху видел, – все шепчет, да оглядывается. На той неделе мама позвонила, ты знаешь, говорит, Вовка Царапин умер. Что? Да, неожиданно вышло. Вечером лег спать, а утром жена зашла: готов. Говорят, отпечатки пальцев были на горле. Хоронили в рубашке с большим воротом. Молодой мужик. Жалко.
Читайте по ссылке новый сборник деревенских историй. Первые 3 рассказа бесплатно.
https://ok.ru/chtenieist