История создания портрета сказочника П. П. Бажова на садовой лопате

Портрет П. П. Бажова на садовой лопате. Екатерина Попова-Гамаюн. Садовая лопата, масло. Фото: Михаил Богачев.
Портрет П. П. Бажова на садовой лопате. Екатерина Попова-Гамаюн. Садовая лопата, масло. Фото: Михаил Богачев.
Екатерина Попова-Гамаюн, молодая художница, почему-то решила написать портрет Павла Петровича Бажова на садовой лопате, да еще маслом!
Не случайно!
Екатерина Попова-Гамаюн
Екатерина Попова-Гамаюн
Вот как она об этом рассказывает:
"Писать портрет Павла Петровича на лопате было интересно и весело. Я написала его не в виде малахита, а в виде хрена. Бажов очень любил хрен. По мнению сказителя, самую силу это растение набирает весной, когда ещё лежит снег. Поэтому уже в марте-апреле, преодолевая снежные сугробы, Павел Петрович ходил в огород, чтобы выкопать корни хрена для приготовления их к обеденному столу.
...Если рассмотреть лист хрена, то в нем можно увидеть, как и в малахите, пейзажи, образы и сюжеты. Корневая система хрена — крепкая, как у сорняка, удивительная, насыщенная минералами и витаминами. Вся сила хрена — в его корне".

Добавим, замысел художницы, конечно, намного глубже. Она хотела показать, как Бажов любил свою землю, свой край, свой огород.
В огороде Павел Петрович что называется "отводил душу".
А душа у него ко всякому делу творческая была. Не было для него дела малого либо скудного. Возьмется ли за перо, берется ли за лопату — во всякое дело душу вкладывал.
Вот и на огороде своем он не просто землю копал, не для одного лишь пропитания. Там он заботу свою зелёную творил. Картошка, та, понятное дело, основа всему, семья большая кормиться должна. А душа-то просила иного — красоты да диковинки.
Выписывал он, бывало, из заморских каталогов семена разные, словно клад какой подбирал. И наблюдал зорко: что как на уральской земле примется, каков плод даст? Яблоньку новую вывести норовил, чтобы морозу нашему поперек не была, а яблочко чтобы наливное, сладкое.
А уж однажды случилась там история, прямо как в сказе. Прислали ему семян маковых, прозываются Ширли. Не для стола, для красоты. Разбросал он те семена по грядкам, не особо мудрствуя. Взошли они, поднялись... да такой ковер цветной по всему огороду расстелили, что диву даться! Белые, алые, розовые — один к одному огоньки-цветы. Словно сама Огневушка-Поскакушка по грядкам протопала, рассыпав свои искры.
Стоял тогда Павел Петрович, любовался. Не огород, а палата царская стала. Вот оно, творчество-то как проявляется — даже в земном, в простом, красоту узреть да ее взрастить. Для него и маковый цветок — тот же камень самоцветный, только из земли живой проросший.
Хрен в огороде Дома-музея П. П. Бажова в Сысерти. Фото предоставлено заведующим музеем Анатолием Каптуром.
Хрен в огороде Дома-музея П. П. Бажова в Сысерти. Фото предоставлено заведующим музеем Анатолием Каптуром.
Завершаем рассказ художницы:
"Так вот, захотел Павел Петрович у меня в виде хрена проявиться. Но, когда я написала его глаза, то столкнулась с удивительным — куда бы я не отходила от портрета, его глаза смотрели на меня. В этом было что-то магическое. С лопаты на меня смотрел не добрый сказочник, а мощный древний колдун, обладающий невероятными знаниями и ключами от миров, преодолевший пространство и время. Он наблюдал за мной из своего секретного сада души.
...Свои ранние произведения Бажов подписывал фамилией Колдунков, потому что его фамилия означала «бажить», то есть колдовать".

Комментарии