Я почти уже совсем упростилась до одних иллюстраций. Почти ничего не пишу. Ни стихи, ни уже даже прозу.
Есть у меня одно открытие последних месяцев в психоанализе. Оно не мое, но почему-то интутивно мне кажется, что оно верное. Суть в следующем: младенец ощущает мир несформированной кашей в сознании... ощущения, эмоции, звуки, визуальные образы, которые теснятся в его сознании без имен. Но вот его мама, если конечно маме было дело до того, что ощущает ее ребенок, делает что-то и ему становится по-другому. Боль, например, уменьшается... Это явление называется "контейнированием". Потом, когда ребенок растет, его мама поименовывает ему из этой аморфной каши в его сознании словами его ощущения и постепенно ребенок усваивает названия предметов, форм, и если мама поименовывала ему его ощущения, то и их. Но бывает так, что маме просто неинтересно что чувствует ее ребенок. И она ему ничего не рассказывает о внутреннем мире. Если ребенок идет в сад и там его более или менее учат понятиям физического мира, то о внутреннем точно не скажут и там. И вот вырастает такой ребенок во взрослого, а что происходит у него внутри - без понятия. У взрослого человека спрашиваешь: что ты чувствуешь? А он не знает ответа на этот вопрос... Но некоторые, особенно когда читают книги, начинают по описаниям в книгах догадываться - что происходит у них внутри. То есть - пытаются подобрать слова к той аморфной каше, что ощущают внутри...
В психологии есть такое явление: как мама относилась к ребенку в детстве, так он потом и будет относиться к себе и другим, когда вырастет. Если мама не дарила ребенку тепло, не обращала внимания, на то, что ребенок чувствует, то когда он вырастает во взрослого, то тоже не будет обращать внимания на собственные чувства. А если мама еще и запрещала ребенку проявлять эмоции, то и взрослый будет заниматься подавлением собственных чувств и самоманипулированием, а не жизнью. Если мама была обесценивающей, унижала ребенка, то и вырастая, взрослый будет сам с собой это делать. А так как других паттернов поведения у него нет, то он и не будет знать как это внутри себя исправить.
Какие чувства обычно под запретом в семьях: Гнев Печаль Горе Агрессия То есть, проявляя их, ребенок в семье программируется так, чтобы их не проявлять в семье, а потом занимается самоподавлением этих "плохих" эмоций. Но теперь посмотрим на полезную функцию этих эмоций:
Гнев, агрессия - защитить свои границы Печаль, горе - допрожить до конца утрату чего-то ценного
И если все это запретить проявлять, то никуда не девшись, оно будет складироваться в психике и к 40 годам накопится в таком обьеме, что сил на жизнь просто не останется. Весь ресурс психики будет занят сдерживанием этого "багажа" внутри.
Внутренний мир личности
:Елена Никифорова
Небольшое усложнение
Я почти уже совсем упростилась до одних иллюстраций. Почти ничего не пишу. Ни стихи, ни уже даже прозу.Есть у меня одно открытие последних месяцев в психоанализе. Оно не мое, но почему-то интутивно мне кажется, что оно верное.
Суть в следующем: младенец ощущает мир несформированной кашей в сознании... ощущения, эмоции, звуки, визуальные образы, которые теснятся в его сознании без имен. Но вот его мама, если конечно маме было дело до того, что ощущает ее ребенок, делает что-то и ему становится по-другому. Боль, например, уменьшается... Это явление называется "контейнированием".
Потом, когда ребенок растет, его мама поименовывает ему из этой аморфной каши в его сознании словами его ощущения и постепенно ребенок усваивает названия предметов, форм, и если мама поименовывала ему его ощущения, то и их.
Но бывает так, что маме просто неинтересно что чувствует ее ребенок. И она ему ничего не рассказывает о внутреннем мире. Если ребенок идет в сад и там его более или менее учат понятиям физического мира, то о внутреннем точно не скажут и там.
И вот вырастает такой ребенок во взрослого, а что происходит у него внутри - без понятия.
У взрослого человека спрашиваешь: что ты чувствуешь? А он не знает ответа на этот вопрос...
Но некоторые, особенно когда читают книги, начинают по описаниям в книгах догадываться - что происходит у них внутри.
То есть - пытаются подобрать слова к той аморфной каше, что ощущают внутри...
В психологии есть такое явление: как мама относилась к ребенку в детстве, так он потом и будет относиться к себе и другим, когда вырастет. Если мама не дарила ребенку тепло, не обращала внимания, на то, что ребенок чувствует, то когда он вырастает во взрослого, то тоже не будет обращать внимания на собственные чувства. А если мама еще и запрещала ребенку проявлять эмоции, то и взрослый будет заниматься подавлением собственных чувств и самоманипулированием, а не жизнью.
Если мама была обесценивающей, унижала ребенка, то и вырастая, взрослый будет сам с собой это делать. А так как других паттернов поведения у него нет, то он и не будет знать как это внутри себя исправить.
Какие чувства обычно под запретом в семьях:
Гнев
Печаль
Горе
Агрессия
То есть, проявляя их, ребенок в семье программируется так, чтобы их не проявлять в семье, а потом занимается самоподавлением этих "плохих" эмоций.
Но теперь посмотрим на полезную функцию этих эмоций:
Гнев, агрессия - защитить свои границы
Печаль, горе - допрожить до конца утрату чего-то ценного
И если все это запретить проявлять, то никуда не девшись, оно будет складироваться в психике и к 40 годам накопится в таком обьеме, что сил на жизнь просто не останется. Весь ресурс психики будет занят сдерживанием этого "багажа" внутри.
Никифорова Елена.