О Церкви. Литургия. Отец Серафим (Звягин) не мыслил своей жизни без церкви и церковных служб. Служение Божественной Литургии было неотъемлемой частью его духовной жизни. Особое внимание старец уделял проскомидии, вынимая в рядовые воскресные дни по 800-1000 штук просфор. В праздничные же дни это количество увеличивалось до 1500-2000 штук, причем делал он это не спеша, прочитывая каждое имя в записочке и вынимая частички. Поэтому только совершение проскомидии занимало у отца Серафима от 3-х до 4-х часов. Батюшка четко разделял просфоры на «заздравные» и «заупокойные» (с Богородицей или буквой «М» – «заздравные»; с крестиком – «заупокойные») и никогда не поминал на «заздравных» просфорах за упокой и на «заупокойных» о здравии. Батюшка говорил, что печь просфоры должны вдовы или девы. Просфоры продавались на свечном ящике, причем по самой минимальной цене, и каждый мог купить такое их количество, какое хотел. Люди покупали просфоры, клали их в мешочки («заздравные» просфоры с записочками о здравии в одни мешочки, а «заупокойные» просфоры с записочками о упокоении – в другие мешочки) и подавали в алтарь. В алтаре келейник вытаскивал просфоры из мешочка вместе с записочками, батюшка читал записочку из мешочка и вынимал частички из тех просфор, которые там лежали. Затем келейник складывал просфоры с записочками обратно в мешочки. После проскомидии он выносил просфоры верующим, и каждый забирал свой мешочек с просфорами и своими записочками. Отец Серафим говорил: «Частички в крови – души из пламени огненного освобождаются. Душам умерших хорошо, когда их поминают». Еще говорил, что в двунадесятые и пасхальные праздники подавать только просфоры за здравие. А вот в поминальные субботы благословлял подавать только «за упокойные» просфоры. Старец имел особое благословение Божье молиться за убиенных во чреве младенцев, поэтому на Троицкую поминальную субботу и на Усекновение главы Иоанна Крестителя у батюшки подавали за них просфоры. Во время произнесения Великой ектении при возглашении «…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных…» старец всегда добавлял «…и в темницах заключенных», и получалось «О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и в темницах заключенных и о спасении их, Господу помолимся». Так отец Серафим за каждой Литургией сугубо молился о тех, кто страждет в темницах. А во время Великого входа, когда священник читает молитву «Великого Господина и Отца Нашего…», люди подходили поближе к батюшке, и он ставил каждому на голову чашу. Советовал: «Под чашу подходить, у кого головные боли, и мозги очищаются – это ребро Господне. Когда ставят на голову потир, проходят все болячки и головные боли». Отец Серафим говорил: «Литургия у старца – это океан милости Божьей. Все можно у Господа вымолить за этой Литургией». Батюшка наставлял: «С места на место во время службы не ходить. В церкви знать свое место, не бегать по церкви. Нужно знать ход службы, стоять и молиться, слушать или читать Иисусову молитву». Обязательно благословлял после Литургии подходить под крест, говорил: «Если к кресту не подошел – не был на службе. Крест целовать с молитвой «Господи, Крестом Твоим освяти и огради меня». Целуя Крест, мы целуем ребра Спасителя и гвозди в Его руках и ногах. На службе поется: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Вот и отлагайте всякое попечение и стойте обедню до конца, целуйте Крест, и только потом уходите. Не бегайте от Креста! Вы же знаете, кто от Креста бегает!». После помазания на лбу крестик лучше не растирать, а если струя бежит, тогда только. Бывало во время проскомидии батюшка мог выйти из алтаря и сделать замечание людям, которые в это время в храме разговаривали, или сказать несколько слов назидания: «На службе внимательно стоять, слушать, а то с мешком пустым пришла, с мякишем ушла – что узнала в церкви, 800 просфор у батюшки, а вы «ды-ды». Разговор! Собрали всех коров и овец. Один только читает «Жития святых», Евангелие. Если ученик в школу ходить будет, а знать ничего не будет – какой толк? Там заболело, ноги болят, сон отяготил – это бес. К Богу идешь – тропинка узкая, путь узкий и плачевный. Хоть умирать буду, но идти за Тобой, Господи, буду. В церкви чтобы ум не рассеивался. На службе трудиться – за каждое моление ответишь пред Господом. «Боже, очисти и помилуй мя». Дорожка узкая – мало кто в Царство Небесное попадет. Борьба! Борись, не поддавайся!» В другой раз говорил: «Лучше покупать свечи в храме, какие есть. Сколько свечей? Пенсионерам хоть одну, да просфору 1-у за здравие и 1-у за упокой, да малую панихиду, и в тарелку не 10 рублей, а копейки. Не смотреть на других. Нужно и питаться пенсионерам. Бог спросит добрые дела. Священники знают: накорми алчущего, посети в больнице, куличи раздай, яйца, конфеты – за дела или прославишься, или постыдишься. Ангел спрашивает добрые дела. Свечи – жертва на храм, на поддержание храма. В церкви надо слушать Евангелие, Апостол, как в школе. Все ропотом пропадает, не ропщите, не ленись ходить в церковь. Есть молитвы при входе в храм, надо их читать. Идешь в церковь – прежде помолись. Если там находишься с ленью, хоть притворно молился, спал – все равно получаешь благодать, Ангел вписал. Кто так стоит в церкви, словно молится, все равно благодать. Креститься – это не просто рукой махать. Поучал о. Серафим, что нужно правильно накладывать на себя крестное знамение: на лоб, на живот, не доводя до пупка, на правое плечо и вести по прямой до левого плеча. В церкви ни о чем не думай, отложи домашние попечения. По храму не бегать, по сторонам не смотреть, а стоять и читать Иисусову молитву. В брюках женщинам ходить нельзя – мерзость перед Богом, а в храм тем более. Если в воскресенье, в праздник не был на службе, то кушать после 13-14 часов. Сейчас многие не ходят в храм. Дом – грош, а в храм хож. С Церковью все как по маслу, без Церкви все дела с минусом. Вне Церкви нет спасения, там сама святость, там причастие. В церковь будут ходить, сдвиги будут в лучшую сторону. Когда человек не идет в церковь – это означает, что нечистый не пускает. Нужно молиться Божьей Матери «Умиление». Мир, в котором мы живем – это житейское море, а Церковь – корабль. С верующими соединишься и много узнаешь, научишься. Если не православный, перекреститься и взять православное имя. Кто уверует до конца, тот и спасется, и будет говорить Духом Святым. Хоть сидя или спать, но в церкви. Надо угодить Богу, а не людям. Главная цель жизни – спасти душу. Не дорог начаток, а дорог конец». Много Господь открывал батюшке о колдунах и о том, как они вредят людям, он говорил: «…Часто после причастия любят провести рукой по спине (тому, кто причастился), любят брать за плечо или за локоть. Если к вам так дотронулась колдовка, нужно то место перекрестить 20 раз и прочитать «Да воскреснет Бог…». А ей сказать: «Кто давал, возьми назад», – от этого у нее пальцы будут долго болеть и посинеют. Однажды колдовка взяла записочку с именами усопших, пошептала на нее, поплевала и дала одной женщине: «Помолись за моих усопших сродников!» Та взяла, а через несколько дней умерла. Нужно быть внимательным и у незнакомых людей ничего не брать, деньги не поднимать даже в церкви – порчу наводят. Не передавать свечи (если кто-то просит в храме за них передать или поставить). А у себя в храме батюшка однажды сказал: «Нельзя брать в храме ничего, не крестя». Как-то раз у отца Серафима в храме убрали со стола две вещи, и батюшка сказал: «Не наши, подсовывают. Одна женщина взяла такое в руки, и что потом было с её руками». Имея за плечами огромный опыт, полученный от общения со многими старцами, отец Серафим часто разъяснял людям различные нюансы в церковных Богослужениях и давал дельные, практические советы. Он советовал: «На Обедню с просфорами в алтарь подают большую свечу. Хорошо подавать проскомидию за одно имя на 9-ти просфорах – снимается много грехов (так и сейчас после смерти батюшки Серафима молятся в Покровской обители). Проскомидия на 9 просфорах - одна из православных традиций Глинских старцев, а духовником нашего батюшки Серафима (Звягина) был прославленный в лике святых глинский старец схиархимандрит Серафим (Амелин), который передал ему свой опыт служения. Во время чтения шестопсалмия идет Страшный суд, нужно стоять и молиться: слушать или читать Иисусову молитву. На службе можно сидеть, а на Евангелии, Херувимской, «Верую» – стоять, дома по 12 поклонов, чтобы руки, ноги не болели. Прежде, чем заказывать молебны, нужно знать от чего заказывать и кому заказывать (какому святому), а не просто так. Свечи ставить тем святым, в помощи которых нужду имеешь, каждому по свече. Поставить свечу за свое здравие и сказать: «Господи, пусть все обиды уйдут из моей души, из душ моих потомков, и прости, что обижалась. Господи, на все святая воля Твоя!» Зажег свечу – молись: «Святый угодниче (-ца) (имя рек), моли Бога о мне грешном (-ой), да простит мне Господь прегрешения моя и святыми твоими молитвами сподобит достичь Царствия Небесного». Хотя бы раз в жизни нужно поставить свечу за тех, кого обидел, обсчитал, обокрал, не вернул деньги, обругал». За врагов ставить свечу в алтарь за престол, и они станут друзьями. Еще батюшка советовал ежедневно читать Святое Евангелие, Библию, говорил: «Евангелие читать – с Богом говорить. Когда читаешь, отложи всякое попечение. Даже херувимы слушают со вниманием, страхом. На службе внимательно слушать Евангелие, Апостол, а то каким был, таким и остался. Когда человеку сильно плохо, приступы духовной болезни (порчи) или просто плохо на душе, читать последние главы из Евангелия, где повествуется о крестных страданиях Господа. Слепые те, кто не читает ежедневно Евангелие по календарю с указаниями на каждый день. Евангелие не знаем – все плотские, все младенцы. Нужно знать Писание, Библию. Библию внимательно читать, но больше Евангелие»
Прозорливый старец Серафим (Звягин)
Наставления прозорливого старца схиархимандрита Серафима (Звягина):
О Церкви.
Литургия.
Отец Серафим (Звягин) не мыслил своей жизни без церкви и церковных служб. Служение Божественной Литургии было неотъемлемой частью его духовной жизни. Особое внимание старец уделял проскомидии, вынимая в рядовые воскресные дни по 800-1000 штук просфор. В праздничные же дни это количество увеличивалось до 1500-2000 штук, причем делал он это не спеша, прочитывая каждое имя в записочке и вынимая частички. Поэтому только совершение проскомидии занимало у отца Серафима от 3-х до 4-х часов. Батюшка четко разделял просфоры на «заздравные» и «заупокойные» (с Богородицей или буквой «М» – «заздравные»; с крестиком – «заупокойные») и никогда не поминал на «заздравных» просфорах за упокой и на «заупокойных» о здравии. Батюшка говорил, что печь просфоры должны вдовы или девы. Просфоры продавались на свечном ящике, причем по самой минимальной цене, и каждый мог купить такое их количество, какое хотел. Люди покупали просфоры, клали их в мешочки («заздравные» просфоры с записочками о здравии в одни мешочки, а «заупокойные» просфоры с записочками о упокоении – в другие мешочки) и подавали в алтарь. В алтаре келейник вытаскивал просфоры из мешочка вместе с записочками, батюшка читал записочку из мешочка и вынимал частички из тех просфор, которые там лежали. Затем келейник складывал просфоры с записочками обратно в мешочки. После проскомидии он выносил просфоры верующим, и каждый забирал свой мешочек с просфорами и своими записочками. Отец Серафим говорил: «Частички в крови – души из пламени огненного освобождаются. Душам умерших хорошо, когда их поминают». Еще говорил, что в двунадесятые и пасхальные праздники подавать только просфоры за здравие. А вот в поминальные субботы благословлял подавать только «за упокойные» просфоры. Старец имел особое благословение Божье молиться за убиенных во чреве младенцев, поэтому на Троицкую поминальную субботу и на Усекновение главы Иоанна Крестителя у батюшки подавали за них просфоры. Во время произнесения Великой ектении при возглашении «…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных…» старец всегда добавлял «…и в темницах заключенных», и получалось «О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и в темницах заключенных и о спасении их, Господу помолимся». Так отец Серафим за каждой Литургией сугубо молился о тех, кто страждет в темницах. А во время Великого входа, когда священник читает молитву «Великого Господина и Отца Нашего…», люди подходили поближе к батюшке, и он ставил каждому на голову чашу. Советовал: «Под чашу подходить, у кого головные боли, и мозги очищаются – это ребро Господне. Когда ставят на голову потир, проходят все болячки и головные боли».
Отец Серафим говорил: «Литургия у старца – это океан милости Божьей. Все можно у Господа вымолить за этой Литургией». Батюшка наставлял: «С места на место во время службы не ходить. В церкви знать свое место, не бегать по церкви. Нужно знать ход службы, стоять и молиться, слушать или читать Иисусову молитву». Обязательно благословлял после Литургии подходить под крест, говорил: «Если к кресту не подошел – не был на службе. Крест целовать с молитвой «Господи, Крестом Твоим освяти и огради меня». Целуя Крест, мы целуем ребра Спасителя и гвозди в Его руках и ногах.
На службе поется: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Вот и отлагайте всякое попечение и стойте обедню до конца, целуйте Крест, и только потом уходите. Не бегайте от Креста! Вы же знаете, кто от Креста бегает!».
После помазания на лбу крестик лучше не растирать, а если струя бежит, тогда только. Бывало во время проскомидии батюшка мог выйти из алтаря и сделать замечание людям, которые в это время в храме разговаривали, или сказать несколько слов назидания: «На службе внимательно стоять, слушать, а то с мешком пустым пришла, с мякишем ушла – что узнала в церкви, 800 просфор у батюшки, а вы «ды-ды». Разговор! Собрали всех коров и овец. Один только читает «Жития святых», Евангелие. Если ученик в школу ходить будет, а знать ничего не будет – какой толк? Там заболело, ноги болят, сон отяготил – это бес. К Богу идешь – тропинка узкая, путь узкий и плачевный. Хоть умирать буду, но идти за Тобой, Господи, буду. В церкви чтобы ум не рассеивался. На службе трудиться – за каждое моление ответишь пред Господом. «Боже, очисти и помилуй мя». Дорожка узкая – мало кто в Царство Небесное попадет. Борьба! Борись, не поддавайся!»
В другой раз говорил: «Лучше покупать свечи в храме, какие есть. Сколько свечей? Пенсионерам хоть одну, да просфору 1-у за здравие и 1-у за упокой, да малую панихиду, и в тарелку не 10 рублей, а копейки. Не смотреть на других. Нужно и питаться пенсионерам.
Бог спросит добрые дела. Священники знают: накорми алчущего, посети в больнице, куличи раздай, яйца, конфеты – за дела или прославишься, или постыдишься. Ангел спрашивает добрые дела.
Свечи – жертва на храм, на поддержание храма. В церкви надо слушать Евангелие, Апостол, как в школе. Все ропотом пропадает, не ропщите, не ленись ходить в церковь. Есть молитвы при входе в храм, надо их читать. Идешь в церковь – прежде помолись. Если там находишься с ленью, хоть притворно молился, спал – все равно получаешь благодать, Ангел вписал. Кто так стоит в церкви, словно молится, все равно благодать.
Креститься – это не просто рукой махать. Поучал о. Серафим, что нужно правильно накладывать на себя крестное знамение: на лоб, на живот, не доводя до пупка, на правое плечо и вести по прямой до левого плеча. В церкви ни о чем не думай, отложи домашние попечения. По храму не бегать, по сторонам не смотреть, а стоять и читать Иисусову молитву.
В брюках женщинам ходить нельзя – мерзость перед Богом, а в храм тем более. Если в воскресенье, в праздник не был на службе, то кушать после 13-14 часов. Сейчас многие не ходят в храм. Дом – грош, а в храм хож. С Церковью все как по маслу, без Церкви все дела с минусом. Вне Церкви нет спасения, там сама святость, там причастие. В церковь будут ходить, сдвиги будут в лучшую сторону. Когда человек не идет в церковь – это означает, что нечистый не пускает. Нужно молиться Божьей Матери «Умиление». Мир, в котором мы живем – это житейское море, а Церковь – корабль. С верующими соединишься и много узнаешь, научишься. Если не православный, перекреститься и взять православное имя. Кто уверует до конца, тот и спасется, и будет говорить Духом Святым.
Хоть сидя или спать, но в церкви. Надо угодить Богу, а не людям. Главная цель жизни – спасти душу. Не дорог начаток, а
дорог конец».
Много Господь открывал батюшке о колдунах и о том, как они вредят людям, он говорил: «…Часто после причастия любят провести рукой по спине (тому, кто причастился), любят брать за плечо или за локоть. Если к вам так дотронулась колдовка, нужно то место перекрестить 20 раз и прочитать «Да воскреснет Бог…». А ей сказать: «Кто давал, возьми назад», – от этого у нее пальцы будут долго болеть и посинеют. Однажды колдовка взяла записочку с именами усопших, пошептала на нее, поплевала и дала одной женщине: «Помолись за моих усопших сродников!» Та взяла, а через несколько дней умерла. Нужно быть внимательным и у незнакомых людей ничего не брать, деньги не поднимать даже в церкви – порчу наводят. Не передавать свечи (если кто-то просит в храме за них передать или поставить). А у себя в храме батюшка однажды сказал: «Нельзя брать в храме ничего, не крестя». Как-то раз у отца Серафима в храме убрали со стола две вещи, и батюшка сказал: «Не наши, подсовывают. Одна женщина взяла такое в руки, и что потом было с её руками».
Имея за плечами огромный опыт, полученный от общения со многими старцами, отец Серафим часто разъяснял людям различные нюансы в церковных Богослужениях и давал дельные, практические советы. Он советовал: «На Обедню с просфорами в алтарь подают большую свечу. Хорошо подавать проскомидию за одно имя на 9-ти просфорах – снимается много грехов (так и сейчас после смерти батюшки Серафима молятся в Покровской обители). Проскомидия на 9 просфорах - одна из православных традиций Глинских старцев, а духовником нашего батюшки Серафима (Звягина) был прославленный в лике святых глинский старец схиархимандрит Серафим (Амелин), который передал ему свой опыт служения.
Во время чтения шестопсалмия идет Страшный суд, нужно стоять и молиться: слушать или читать Иисусову молитву.
На службе можно сидеть, а на Евангелии, Херувимской, «Верую» – стоять, дома по 12 поклонов, чтобы руки, ноги не болели.
Прежде, чем заказывать молебны, нужно знать от чего заказывать и кому заказывать (какому святому), а не просто так.
Свечи ставить тем святым, в помощи которых нужду имеешь, каждому по свече. Поставить свечу за свое здравие и сказать: «Господи, пусть все обиды уйдут из моей души, из душ моих потомков, и прости, что обижалась. Господи, на все святая воля Твоя!» Зажег свечу – молись: «Святый угодниче (-ца) (имя рек), моли Бога о мне грешном (-ой), да простит мне Господь прегрешения моя и святыми твоими молитвами сподобит достичь Царствия Небесного».
Хотя бы раз в жизни нужно поставить свечу за тех, кого обидел, обсчитал, обокрал, не вернул деньги, обругал». За врагов ставить свечу в алтарь за престол, и они станут друзьями.
Еще батюшка советовал ежедневно читать Святое Евангелие, Библию, говорил: «Евангелие читать – с Богом говорить. Когда читаешь, отложи всякое попечение. Даже херувимы слушают со вниманием, страхом. На службе внимательно слушать Евангелие, Апостол, а то каким был, таким и остался. Когда человеку сильно плохо, приступы духовной болезни (порчи) или просто плохо на душе, читать последние главы из Евангелия, где повествуется о крестных страданиях Господа. Слепые те, кто не читает ежедневно Евангелие по календарю с указаниями на каждый день. Евангелие не знаем – все плотские, все младенцы. Нужно знать Писание, Библию.
Библию внимательно читать, но больше Евангелие»