12 октября по н.

ст. - день рождения нашего дорогого и великого молитвенника прозорливого старца схиархимандрита Серафима (Звягина), стяжавшего благодать Духа Святого и получившего от Господа Бога дар прозорливости. Он всей своей жизнью, служением Богу и людям в полной мере доказал свою святость, многим помог. И до сего дня не оскудела благодатная помощь по молитвам приснопамятного старца Серафима, на его святой могиле обильно совершаются чудеса благодатной помощи и исцелений всем, кто с верой прибегает к его молитвенному ходатайству.Отец духовный Серафим.Детство и юность.С самого раннего детства Михаилу (до принятия монашества батюшка Серафим носил имя Михаил) пришлось понести все тяготы тяжелой крестьянской жизни 30-х годов ХХ века: нищета, голод, оскорбления, призрения и всевозможные лишения были его постоянными спутниками. Беспросветная нужда и горе тяжелым камнем ложились на душу. Единственной отрадой будущего подвижника было уединение и молитва. Все беды нелегкой доли он изливал единому Богу и Его Пречистой Матери. Отец Серафим говорил: «Родился я, по свидетельству мамы, в рубашке, но со слабыми признаками жизни. И хотя по моей младенческой немощности меня и обрекли на верную смерть, я упорно продолжал свое существование и вырос ребенком здоровым, способным на все житейские невзгоды». Его мама рассказывала, что когда рожала Михаила, то видела, как рядом с ней стояла величественная Женщина с распростертыми руками, вся в красном одеянии – это была Божья Матерь. В доме холодно и голодно было. Жили они в старой хате, с завалинкой и худым плетнем, с маленькими грязными окнами, с плесенью на потолке. Изба вся качалась от ветра. Батюшка Серафим говорил: «Я был еще малюткой, когда отца в 1933 году перед Рождеством Христовым арестовали, посадили в тюрьму в Курске, и он там умер. А мать плакала, томилась, не ела, не спала, все его ожидала. Она день и ночь плакала. Судьба ей такая выпала, и день ото дня все хуже и хуже. В этой суровой борьбе ей приходилось невыносимо. Мать – одинокая вдова – осталась беззащитной. Нас было 9-ть человек. Бывало, залезем на печь и спим. А мать очень подолгу не ложилась, все думала про своих сирот: как одеть, прокормить, пропитаться. Полночь, а она все не спит. Бедность, нищета, постоянно избитые лаптишки. Нужда между тем не переставала в нашей избе. Голод: хлеба и картофеля нет, коровы нет, дров нет, керосина, чтобы каптушку засветить, тоже нет. Мать сама выполняла всю мужицкую работу: сама пахала, косила, сеяла. Она грудь себе надорвала – ребенка носила в поле больного. Положит его под кустик, а сама до позднего вечера в поле. А в осенние и зимние долгие вечера мать пряла, вязала, по ночам в нужде, в грязи и нищете под каптушкой сидела. Маменька дни и ночи не спала. Она всегда усердно молилась. Долгими осенними и зимними вечерами мать одна от печальной судьбы вся отдавалась Богу, ужасно подолгу молилась перед иконами со слезами по щекам. Несмотря на холод, на осенние сумерки, я с молодых лет временами становился с ней на колени и молился». В церкви в Покровском служил отец Иоанн (Логвинов). Потом он стал Михаила брать прислуживать ему, помогать читать псалтырь. В 1946 год Михаил поступил в семинарию в Загорск. Глинская пустынь. Отец Серафим рассказывал: «Мой духовник был старец схиархимандрит Серафим (Амелин). У него был келейник Симеон, и я у него побирался. И у старца Андроника (Лукаша) окормлялся, и Модеста знал. Вот от кого у вашего батюшки Дух!» В Глинской пустыни батюшка Серафим был какое-то время келейником старца Серафима (Амелина). Батюшка потом рассказывал, что его очень впечатлило, как молился этот дивный старец. Он принял отца Серафима в свои духовные чада, и до конца дней батюшка с умилением и трепетом об этом вспоминал. Говорил: «Мы своему духовнику и в подмётки не годимся!» Духовник говорил отцу Серафиму, что скоро умрет, а Глинскую пустынь закроют. Сказал ему, чтобы он не оставался, и благословил уехать. Старец предсказал батюшке, что он станет священником и в конце жизни послужит в том месте, где он родился. Кострома. Первые годы служения. По благословению архимандрита Серафима (Амелина) в августе 1954 года отец Серафим поехал в град Кострому, где епископом Иоанном (Разумовым) был принят в Костромскую епархию иподьяконом, 21 сентября 1954 года был рукоположен в дьяконы, а 27 сентября 1954 года владыка рукоположил его в сан священника. После успешного прохождения практики отец Серафим был направлен на первый свой приход в с. Козура, Красносельского района, Костромской области к церкви в честь Святителя Николая, где 4-го ноября на праздник «Казанской» иконы Божьей Матери он отслужил первую Божественную литургию. Козура, место это было глухое: дремучий лес, небольшое сельское кладбище, на котором стояла Никольская церковь и домик-сторожка для священника, да в стороне небольшое село Козура. Трудно было 24-летнему отцу Серафиму на новом месте. Молодой священник в самом рассвете сил оказался в полном одиночестве. Враг рода человеческого и здесь воздвиг против юного подвижника невероятную духовную брань. Батюшка Серафим вспоминал: «Настала осень, скучная пора. Мне 24 года. Молодость, я один день и ночь, слезы утираю. Вижу одни высокие главы сельской церкви во имя Николая Чудотворца. Избушки стояли в конце церкви. А вот в ограде этой церкви похоронены мертвецы, и я один живу. Однажды ночью напали тюремщики, залезли и все отобрали. Я выбил окно и в одних носках зимой убежал в лес. Потом приехал парторг, уговаривал отказаться от священства, но я не отказался и за это три дня просидел в подвале без еды и воды. Густомесово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы с. Густомесово являла собой настоящий шедевр зодчества конца ХІХ в., поражая красотой архитектурной мысли. И это радующее глаз благолепие являлось одним из немногих утешений для о. Серафима. Для молодого 24-летнего юноши было мучительно и невыносимо месяцами быть одному, зачастую среди густого леса и кладбища с покойниками. В это время батюшка Серафим стал участником события в г. Куйбышеве, которое получило название "Стояние Зои". Никому не удавалось взять икону из рук окаменевшей Зои, а отец Серафим (Звягин) помолился, подошёл и взял. После этого он попал в тюрьму, где его пытали и заставили написать расписку на 50 лет о не разглашении этой тайны. Потом всем стали озвучивать версию о том, что икону взял Серафим (Тяпочкин), но эта информация оказалась далека от правды и тому теперь есть подтверждение. Да и сам Серафим (Тяпочкин) потом подтвердил, что тем монахом, взявшим икону был не он. После того, как батюшку Серафима (Звягина) отпустили из заключения, он возвратился на приход в с. Густомесово, где и продолжил свое скромное служение. А мир в течение долгих 50-ти лет бился в догадках относительно правды о тех событиях в г. Куйбышеве. А в конце 1956 года по благословению епископа Арсения Крылова отец Серафим (Звягин) был переведен на приход с. Романово, Судиславского района, Костромской области к Успенской церкви.РомановоСтаринный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с. Романово, как и в с. Казура, находился на кладбище, на котором, как потом рассказывал батюшка, были похоронены и удавленники, и вешальники, и колдуны. И здесь враг рода человеческого вновь воздвигнул на молодого подвижника невыносимую брань: печаль одиночества, бесовские страхования, томление духа и уныние – все это тяжелым бременем лягло на плечи отца Серафима. И только непрестанная молитва, пост и милосердие Божье помогли ему выстоять в этой неравной борьбе. Пастырское служение в Курской епархии. С. Любицкое. Когда отец Серафим приехал в Любицкое, от храма были только голые стены: дверей нет, крыши нет, окна выбиты, а внутри храма гуси купались, были выбоины от дождя, и стояли лужи. При Хрущеве наступил новый период гонений на Церковь. Все храмы закрывались, многие уничтожались. Однако это не коснулось храма Покрова Божьей Матери в Любицком. За проведение богослужений батюшка подвергался гонениям, претерпевал пребывание в карцере, томление голодом и жаждой. На требования подписать отказ от храма не соглашался. Много и других скорбей выпало на долю отца Серафима в Любицком: однажды пьяные сломали ограду возле храма, а в другой раз гнались за батюшкой, и ему пришлось убегать. Несмотря на плачевное состояние храма, батюшка не отчаялся, а взялся за его восстановление. Каждое воскресение отец Серафим служил литургию, панихиду, молебны, а потом проводил вычит. Поначалу людей к нему ездило немного. Но постепенно молва о том, что «в Любицком служит прозорливый батюшка» стала распространяться, и поток людей увеличился. Одевался о. Серафим очень скромно, даже бедно: одежда на нем была бедненькая, старые подрясники, рясы латанные-перелатанные. Периодически батюшка ездил на Кавказ, куда после закрытия Глинской пустыни ушли старцы схиархимандриты Андроник (Лукаш), Серафим (Романцов) и другие глинские монахи. Однажды во время Хрущевских гонений отец Серафим в очередной раз был на Новом Афоне на Кавказе. И вот в какой-то день произошла облава. Он и еще двое монахов вместе убегали, и этих двух монахов на батюшкиных глазах застрелили. Старец говорил: «Они упали в горную речку, и по воде пошла кровь мучеников новых, никому неизвестных. А я стал возле скалы, прижавшись к ней спиной. В этот момент появился десант с автоматами и собаками. Я так Божьей Матери молился! Так молился! И собаки подбежали ко мне, понюхали и побежали дальше! А потом я взял камешки с кровью убиенных монахов, и у Нас эти камешки есть». Пресвятая Богородица в который раз спасла тогда батюшку от верной смерти. Батюшка несколько раз говорил своим келейникам и близким духовным чадам, что у него был тайный монашеский постриг, но по благословению своего духовного отца он эту тайну хранил и перед епархиальной властью не афишировал. Единственное, о чем стало известно, что монашеский постриг он принял от владыки Иоанна (Разумова), который рукополагал его во священства. В этот период батюшка периодически совершал паломнические поездки по святым местам, был несколько раз в Почаеве и дважды ездил к великому почаевскому старцу игумену Иосифу (Головатюку), в схиме Амфилохию (ныне прославленному в лике святых), который был лишен безбожной властью прописки в Почаевской лавре, и в то время проживал в с. Малая Иловица, Шумского района, Тернопольской области у своих родственников. Старец сполна был наделен благодатными дарами Духа Святого – прозорливости, исцелений и чудотворений. Но особый Божий дар был у старца изгонять нечистых духов. Со всего бывшего Советского Союза везли к нему одержимых людей. Вот именно к этому старцу Господь и повелел отцу Серафиму ехать. Батюшка вспоминал о первом приезде к старцу: «Мы были у почаевского старца Иосифа. Приехали туда, а у него весь двор заполнен людьми – народу тьма! Куда Нам попасть! Мы стояли у калиточки и думали: «Попадем ли Мы к старцу? Как к нему пройти?» – столько много народа было. Через несколько минут старец Иосиф вышел из домика, посмотрел на всех, прошел сквозь толпу, подошел к Нам, взял Нас за ручку и завел в свою келию. И была у Нас с ним духовная беседа!» (отец Серафим часто в разговорах вместо «Я» говорил «Мы»). Красная Долина. Огромный храм в честь Владимирской иконы Божьей Матери в с. Красная Долина находился в аварийном состоянии: в полу дырки, отопления нет, зимой стены покрывались инеем. И вновь батюшке предстояло проделать нелегкую работу. Помимо этого был проведен большой объем работ на территории храма: построены церковный дом, просфорня, крестильня, трапезная, гараж, сторожка, сделана котельная, и в храм проведено отопление. Кроме того, был устроен хозяйственный двор, где содержалось большое хозяйство: гуси, коровы, куры. Однажды произошел интересный случай. Мы с отцом Серафимом были в Москве и пошли в магазин. Люди, увидев батюшку, подходили под благословение. Среди других подошла одна женщина, которая приехала с Дальнего востока в Москву в больницу на консультацию. Батюшка дал ей ответы на несколько животрепещущих вопросов и сказал как поступать. А она: «Батюшка, а что же мне делать, когда я это все выполню? Будет какой-то результат, а потом что делать?» А батюшка ей: «Ты еще к Нам приедешь!» Она удивленно: «С Дальнего востока? Как?» А он: «На самолете!» И спустя время она действительно приехала к батюшке в обитель, и старец с ней первой побеседовал. В конце беседы женщина спросила: «Батюшка, а как же мне быть, ведь я не смогу к Вам часто ездить?» На что отец Серафим ей сказал: «А ты Нам звони! Утром позвонишь – вечером Мы тебе ответ дадим!» И вот в какой-то день действительно раздался звонок, позвонила эта женщина с Дальнего востока. Я не вслушивался в детали, о чем они с батюшкой говорили, но одно мне очень запомнилось. Отец Серафим ей говорит: «Тебе сон приснился? Я тебе что там сказал? Все! Вот так и поступай!». Меня настолько поразило, что старец, понимая, что из-за дальности расстояния она приехать не может, дал ей совет, как поступать в ее ситуации, в сонном видении. Тогда я понял одно, что батюшка своих духовных чад никогда не оставит, и в трудных жизненных ситуациях будет помогать и окормлять. Лишь бы мы верили, не унывали и от него не отпали. Старец говорил, что уныние – это великий грех. Поражало, какую власть имел старец над демонами. Во время вычитов стоило ему только выйти с Евангелием, как в храме болящие начинали не своим голосом кричать. Как-то бес из одной болящей завопил: «Вышел с Евангелием!» А батюшка ему: «Ну, вышел. А ты что, помолчать не можешь?! Обязательно свое мнение нужно высказывать?! Замолчи!» И бес тут же замолчал. И с каждым вычитом демон все больше и больше терял свою силу над болящим, пока человек полностью не исцелялся. 6 августа 1998 года Указом Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Архиепископа Курского и Рыльского протоиерей Серафим Звягин был освобожден от должности настоятеля храма в честь Владимирской иконы Божьей Матери с. Красная Долина, Советского района, Курской области и назначен настоятелем Покровского храма с. Покровского (ныне деревня Удеревка), Черемисиновского района, Курской области. Поначалу в Покровском отец Серафим несколько служб провел в поле под открытым небом: ставили стол и батюшка на нем служил обедницу, т. к. во времена богоборчества храм там был разрушен. Когда отец Серафим приехал туда, то сначала даже немного приуныл, подумал как же он своими силами будет это всё восстанавливать, но тут ему явилась Пресвятая Богородица и сказала, чтобы он оттуда никуда не уходил и что она будет ему во всём помогать. Это святое место обошла своими стопочками Пресвятая Богородица. Как батюшка Серафим (Звягин) говорил, что это второе Дивеево на Земле. Однажды старушка из какого-то села пожертвовала старцу для обители домик – деревянный сруб. Батюшка благословил его разобрать, погрузить на КАМАЗ и перевезти в Покровское, где его заново собрали, значительно расширив, достроили клирос и алтарь, а снаружи обложили кирпичом. Получился тот молитвенный дом в честь Покрова Божьей Матери, в котором батюшка и прослужил до конца своих дней. День смерти батюшки Серафима (Звягина) - 17 сентября 2012 года.

12 октября по н. - 5354732159329

Комментарии