🙌 Почему в ранние рецептуры жидкостей для автоматических трансмиссий входили масла животного происхождения, бывшие продуктом китобойного промысла, а также о связи между оказавшимся под угрозой вымирания видом китов и начавшими "сыпаться" в количестве тысяч штук автоматическими коробками передач в Америке середины семидесятых годов.
😳 Наверняка кто-то сильно удивится, увидев надпись на канистре этого масла: "Sperm Oil”. Однако еще меньше людей знает, что это масло не имеет никакого отношения к репродуктивной системе китов. А все дело в том, что до 1972 года в качестве базовых масел для автоматических коробок передач (!) использовалась специфическая китовая жидкость. Многие источники называют её китовым жиром, но это совершенно неверно. Правильное название — спермацетовое масло, то самое sperm oil.
☝️ Немного китовой анатомии. В углублениях черепных костей кашалота, в так называемом спермацетовом мешке (spermaceti organ), находится жидкая субстанция, содержащая в себе спермацет. Этот мешок с наполнением служит кашалоту для помощи в погружениях на большие глубины, а еще работает в качестве эхолота.
✅ Добыв кита и получив из него эту субстанцию, при помощи холодного прессования выделяли спермацетовое масло, которое по сути являлось смесью различных сложных эфиров, кислот и глицерина. В итоге получалось базовое масло животного происхождения, которое обладало отличными физико-химическими данными:
— температура замерзания минус 18°С; — температура вспышки 245°С; — вязкость при 40°С – 22 cSt; — индекс вязкости 180; — длинные углеродные цепи (C 10 - C 22); — практически не вызывает коррозию металла; — обладает отличными естественными противоизносными свойствами; — не коксуется и не оставляет отложений.
❗ В 1972 году на территории США для производства жидкостей для автоматических коробок передач переработали порядка 14 тысяч тонн спермацетового масла. В том же 1972 году был принят закон об исчезающих видах животных, запрещающий добычу кашалотов. Смазочная индустрия была не готова к такому развитию событий. Наспех созданные новые рецептуры, в которых спермацетовое масло пытались заменить различной комбинацией низковязких базовых масел первой и второй группы, привели к тому, что поломки АКПП выросли с 1 миллионов случаев в 1972 году до 8 миллионов случаев в 1975 году. Понадобились годы экспериментов и тестов, чтобы найти сбалансированные рецептуры, основанные на традиционных нефтяных базовых маслах.
Мировые бренды, производящие современные трансмиссионные масла, такие как: - Мерседес (Mercedes-Benz) c допуском MB 236.14, MB 236.15, MB 236.17 - Форд (FORD) Motorcraft Mercon V, Mercon LV, Mercon ULV, Motorcraft Rear Axle lubricant 75W-140, Motorcraft Axle lubricant 80W-90 - Ниссан (Nissan) ATF Matic D, CVT NS-2, CVT NS-3 - Митсубиси (Mitsubishi) GL-4 SAE 75W-80, CVT J4 - Тойота (Toyota) ATF DIII, ATF WS, ATF T-IV, CVT FE, CVT TC - Субару (Subaru) ATF, конечно, уже не используют масло животного происхождения, но факт остаётся фактом.
А ведь до сих пор в Америке можно встретить мнение, что "вот на старых-то маслах, да коробкам сносу не было - не то что сейчас". Это, конечно же, чушь. На самом деле в начале 1960-х годах ресурс автоматической коробки производства GM даже на тогдашней "китовой" ATF составлял в среднем от 25 до 40 тыс. миль (40...65 тыс. км), в то время как к 1980-м он вырос уже до примерно 100 тыс. миль (160 тыс. км) - то есть, несмотря на запрет на использование спермацетового масла, АКП стала служить без переборки по сути весь типичный срок службы легкового автомобиля в США в те годы.
По использованию спермацетового масла в жидкостях для автоматических коробок передач за пределами США, и в первую очередь в Японии, где китов продолжили добывать, данных нет. Но, во всяком случае, очевидно, что при современном уровне добычи кашалотов ни о каком массовом использовании продуктов их переработки в ATF речи быть не может.
Rustrans-Logistic.ru оригинальное импортное масло
ШОК 😱😳 МАСЛО ДЛЯ АКПП ИЗ КИТОВ.
Как обслуживали раньше коробку передач. Трансмиссия 70-х годов
😳 Наверняка кто-то сильно удивится, увидев надпись на канистре этого масла: "Sperm Oil”. Однако еще меньше людей знает, что это масло не имеет никакого отношения к репродуктивной системе китов. А все дело в том, что до 1972 года в качестве базовых масел для автоматических коробок передач (!) использовалась специфическая китовая жидкость. Многие источники называют её китовым жиром, но это совершенно неверно. Правильное название — спермацетовое масло, то самое sperm oil.
☝️ Немного китовой анатомии. В углублениях черепных костей кашалота, в так называемом спермацетовом мешке (spermaceti organ), находится жидкая субстанция, содержащая в себе спермацет. Этот мешок с наполнением служит кашалоту для помощи в погружениях на большие глубины, а еще работает в качестве эхолота.
✅ Добыв кита и получив из него эту субстанцию, при помощи холодного прессования выделяли спермацетовое масло, которое по сути являлось смесью различных сложных эфиров, кислот и глицерина. В итоге получалось базовое масло животного происхождения, которое обладало отличными физико-химическими данными:
— температура замерзания минус 18°С;
— температура вспышки 245°С;
— вязкость при 40°С – 22 cSt;
— индекс вязкости 180;
— длинные углеродные цепи (C 10 - C 22);
— практически не вызывает коррозию металла;
— обладает отличными естественными противоизносными свойствами;
— не коксуется и не оставляет отложений.
❗ В 1972 году на территории США для производства жидкостей для автоматических коробок передач переработали порядка 14 тысяч тонн спермацетового масла. В том же 1972 году был принят закон об исчезающих видах животных, запрещающий добычу кашалотов. Смазочная индустрия была не готова к такому развитию событий. Наспех созданные новые рецептуры, в которых спермацетовое масло пытались заменить различной комбинацией низковязких базовых масел первой и второй группы, привели к тому, что поломки АКПП выросли с 1 миллионов случаев в 1972 году до 8 миллионов случаев в 1975 году. Понадобились годы экспериментов и тестов, чтобы найти сбалансированные рецептуры, основанные на традиционных нефтяных базовых маслах.
Мировые бренды, производящие современные трансмиссионные масла, такие как:
- Мерседес (Mercedes-Benz) c допуском MB 236.14, MB 236.15, MB 236.17
- Форд (FORD) Motorcraft Mercon V, Mercon LV, Mercon ULV, Motorcraft Rear Axle lubricant 75W-140, Motorcraft Axle lubricant 80W-90
- Ниссан (Nissan) ATF Matic D, CVT NS-2, CVT NS-3
- Митсубиси (Mitsubishi) GL-4 SAE 75W-80, CVT J4
- Тойота (Toyota) ATF DIII, ATF WS, ATF T-IV, CVT FE, CVT TC
- Субару (Subaru) ATF, конечно, уже не используют масло животного происхождения, но факт остаётся фактом.
А ведь до сих пор в Америке можно встретить мнение, что "вот на старых-то маслах, да коробкам сносу не было - не то что сейчас". Это, конечно же, чушь. На самом деле в начале 1960-х годах ресурс автоматической коробки производства GM даже на тогдашней "китовой" ATF составлял в среднем от 25 до 40 тыс. миль (40...65 тыс. км), в то время как к 1980-м он вырос уже до примерно 100 тыс. миль (160 тыс. км) - то есть, несмотря на запрет на использование спермацетового масла, АКП стала служить без переборки по сути весь типичный срок службы легкового автомобиля в США в те годы.
По использованию спермацетового масла в жидкостях для автоматических коробок передач за пределами США, и в первую очередь в Японии, где китов продолжили добывать, данных нет. Но, во всяком случае, очевидно, что при современном уровне добычи кашалотов ни о каком массовом использовании продуктов их переработки в ATF речи быть не может.
👇 Мой Instagram
https://www.instagram.com/slokhov.y/
👇 Телеграм канал:
https://t.me/slokhov_y