Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития организации
Главной целью любого коммерческого предприятия является извлечение как можно большей прибыли при наиболее меньших затратах. Для этого необходимо упрочить свои позиции на рынке, постоянно следить за конкурентной средой, внедрять все возможные новинки в своей отрасли и выстраивать маркетинговую политику и многое другое. Всё это можно назвать разработкой стратегии развития предприятия. В условиях жесткой конкурентной борьбы проблемы выбора стратегии для развития предприятия становятся особенно актуальными. Необходимо исследование внутренней и внешней среды предприятия, анализ действующих стратегий. Решение проблемы дальнейшего развития возможно при разработке стратегии устойчивого развития предприятия. Понятие «стратегия» имеет длинную историю возникновения и трактовок. Изначально данное определение применялось исключительно в военном деле, применительно к планированию боевых действий и управления войсками. Начиная с 20-х годов XX в. понятие «стратегия» стали использовать в руководстве предприятиями на экспериментальной основе и уже в 40–50-е годы зародились первые школы стратегического управления. Анализируя трактовку понятия «стратегия» в научных трудах принято выделять десять ведущих научных школ. Первые три школы (дизайна (1960-е гг.); планирования (1970-е гг.); позиционирования 1980-е гг.) характеризируются предписывающим характером. В этот период наиболее эффективным способом формирования стратегии развития организации считалось составление SWOTанализа и проведение предельного подсчета критериев развития организации. Школа планирования уделяла основное внимание отделению стратегии от общей политики предприятия, как отдельному процессу, разделенному на точно определенные операции аналитических исследований и решению оперативных вопросов. В противовес ей, школа позиционирования сконцентрировалась исключительно на вопросах стратегии деятельности организации с учетом ее позиции на рынку и отношению к другим участникам рынка, вовсе не уделяя внимание планированию стратегии. Следующие шесть научных школ (предпринимательства; когнитивная; обучения; власти; организационной культуры; внешней среды) уделяли внимание только отдельным аспектам формирования стратегии, особое внимание, уделяя влиянию внешних факторов на организацию. И как итог процесса развития, завершающей школой стала школа конфигурации, объединяющей и систематизирующей все стратегические аспекты. На данном этапе, стало практиковаться изменение стратегии организации в зависимости от ее жизненного цикла. На сегодняшний день, значительно расширилось значение термина «стратегия организации» и стало неразрывно рассматривается вместе с понятиями «стратегическое управление», «стратегическое планирование» и «стратегическое развития», понимая под данным определением сложную систему действий по достижению долгосрочных целей предприятия и обеспечению его успешной деятельности. Сущностью стратегического управления организацией заключается в стимулировании, контроле и планировании ее развития, и предусматривает реализацию таких функций при: планировании, непосредственном осуществлении; регулировании выполнения стратегических задач; мотивации на достижения установленного результата и руководстве процессом реализации стратегии. Для стратегического планирования характерно протекание следующих этапов: – формирования миссии и целей; – изучения внешней и внутренней среды; – конкретизации стратегии; – реализации стратегии; – оценки и контроля выполнения стратегии. В настоящее время не существует единого подхода к классификации стратегий. Как правило, каждым автором выделяется собственная совокупность признаков, в соответствии с которой и проводится классификация. Наиболее распространенные способы классификации стратегий представлены в таблице 1. Современные стратегии основываются на регулярном учете условий, в которых работает определенное предприятие, на осознании задач, стоящих перед ним, что способствует возникновению самых разнообразных проектов развития, которые, в свою очередь, обусловливают выбор такого варианта стратегии развития, который обеспечит стабильность предприятия и, удовлетворяющие требованиям, экономические результаты. Общей методологией стратегического планирования, как и любой науки, является органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, общенаучных методов познания. Стратегическое планирование отличается от долгосрочной иным пониманием роли внешнего фактора и изучением окружения фирмы и рынка. На рисунку 1 приведена схема стратегического планирования, применяемая для всех отечественных предприятий.
При разработке стратегического плана предприятия необходимо принимать во внимание следующее: стратегию, реализуемую в комплексе развития предприятия и выполнения поставленных целей; слабые и сильные стороны развития предприятия при изменении окружающей среды; риски, с которыми постоянно сталкиваются торговые предприятия; отражение взаимосвязи хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности; оценку диверсификации, происходящей в результате слияния и поглощения других предприятий. В отечественной экономической литературе процесс стратегического планирования на предприятии представлен в форме методик, состоящих из нескольких этапов решения соответствующих проблем. Анализ методик реализации процесса стратегического планирования приведен в таблице 2.
Из таблицы 2 очевидно, что этапы стратегического планирования варьируются в количестве от 3-х до 8-ми, в зависимости от специфики деятельности предприятия. При разработке стратегии проводится качественная оценка успешности деятельности предприятия по ряду показателей: доле рынка, параметров ассортимента, показателей товарооборота, показателей запаса, показателей потребностей в продукции, энергии, основных фондов, параметров качества и обеспечения человеческими ресурсами, величины и структуры расходов, параметров прибыли рентабельности, потребностях в инвестициях. Данные показатели могут быть использованы в разном количестве, исходя из миссии, целей, задач предприятия. Необходимость в разработке новой стратегии развития предприятия возникает при постановке новых целей, достижение которых не возможны при следовании старой стратегии. Весь процесс разработки стратегии предприятия можно разделить на несколько основных этапов и сопутствующим их методов, приведенным в таблице 3.
Итак, основными инструментами формирования новой стратегии является такие методы как: комплексные, системный, ситуационный, программно-целевой, аналитический, прогностический, также разные методы с других научных областей (социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики и т.д.). Сам процесс разработки стратегии развития предприятия представляет собою цепочку последовательных шагов, представленных на рисунке 2. Как видно из рисунка 2, процесс разработки стратегии развития предприятия включает такие шаги как: анализ внешней и внутренней среды; разработка миссии и целей предприятия; выбор конкретной стратегии развития; реализация стратегии; контроль за реализацией стратегии. При проведении анализа внешней и внутренней среды предприятия проводится глубокий анализ среды предприятия, его целей, задач, анализируется действующая стратегия и оценивается ее эффективность. На следующем этапе определяются проблемы и разрабатываются меры по их исправлению после чего, на следующем этапе, руководство предприятия выбирает из предложенных вариантов конкретную стратегию развития. После этого, наступает этап ее непосредственной реализации, на котором проводится разработка мероприятий мер по устранению или минимизации сопротивления изменений определяются способы контроля реализации стратегии. В процессе реализации стратегии развития предприятия берет свое начало этап контроля и корректировки в случае необходимости. Результаты реализации стратегии развития предприятия оцениваются. При этом стоить отметить, что оценивать эффективность реализации новой стратегии можно исходя из нескольких направлений: – оценки пригодности выработанных вариантов для обеспечения достижения поставленной цели; – сравнении фактических результатов реализации стратегии с запланированным уровнем достижения целей. В заключение отметим, что разработка стратегических ориентиров устойчивого развития организации является ключевым элементов в конкурентной борьбе с помощью которого можно достичь весомые конкурентные преимущества путем использования всех возможностей и сильных сторон организации, и, компенсируя этим свои недостатки максимально качественно удовлетворять интересы потребителей продукции предприятия.
НКО Возрождение
Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития организации
Главной целью любого коммерческого предприятия является извлечение как можно большей прибыли при наиболее меньших затратах. Для этого необходимо упрочить свои позиции на рынке, постоянно следить за конкурентной средой, внедрять все возможные новинки в своей отрасли и выстраивать маркетинговую политику и многое другое. Всё это можно назвать разработкой стратегии развития предприятия. В условиях жесткой конкурентной борьбы проблемы выбора стратегии для развития предприятия становятся особенно актуальными. Необходимо исследование внутренней и внешней среды предприятия, анализ действующих стратегий. Решение проблемы дальнейшего развития возможно при разработке стратегии устойчивого развития предприятия. Понятие «стратегия» имеет длинную историю возникновения и трактовок. Изначально данное определение применялось исключительно в военном деле, применительно к планированию боевых действий и управления войсками. Начиная с 20-х годов XX в. понятие «стратегия» стали использовать в руководстве предприятиями на экспериментальной основе и уже в 40–50-е годы зародились первые школы стратегического управления. Анализируя трактовку понятия «стратегия» в научных трудах принято выделять десять ведущих научных школ. Первые три школы (дизайна (1960-е гг.); планирования (1970-е гг.); позиционирования 1980-е гг.) характеризируются предписывающим характером. В этот период наиболее эффективным способом формирования стратегии развития организации считалось составление SWOTанализа и проведение предельного подсчета критериев развития организации. Школа планирования уделяла основное внимание отделению стратегии от общей политики предприятия, как отдельному процессу, разделенному на точно определенные операции аналитических исследований и решению оперативных вопросов. В противовес ей, школа позиционирования сконцентрировалась исключительно на вопросах стратегии деятельности организации с учетом ее позиции на рынку и отношению к другим участникам рынка, вовсе не уделяя внимание планированию стратегии. Следующие шесть научных школ (предпринимательства; когнитивная; обучения; власти; организационной культуры; внешней среды) уделяли внимание только отдельным аспектам формирования стратегии, особое внимание, уделяя влиянию внешних факторов на организацию. И как итог процесса развития, завершающей школой стала школа конфигурации, объединяющей и систематизирующей все стратегические аспекты. На данном этапе, стало практиковаться изменение стратегии организации в зависимости от ее жизненного цикла.
На сегодняшний день, значительно расширилось значение термина «стратегия организации» и стало неразрывно рассматривается вместе с понятиями «стратегическое управление», «стратегическое планирование» и «стратегическое развития», понимая под данным определением сложную систему действий по достижению долгосрочных целей предприятия и обеспечению его успешной деятельности. Сущностью стратегического управления организацией заключается в стимулировании, контроле и планировании ее развития, и предусматривает реализацию таких функций при: планировании, непосредственном осуществлении; регулировании выполнения стратегических задач; мотивации на достижения установленного результата и руководстве процессом реализации стратегии. Для стратегического планирования характерно протекание следующих этапов: – формирования миссии и целей; – изучения внешней и внутренней среды; – конкретизации стратегии; – реализации стратегии; – оценки и контроля выполнения стратегии. В настоящее время не существует единого подхода к классификации стратегий. Как правило, каждым автором выделяется собственная совокупность признаков, в соответствии с которой и проводится классификация. Наиболее распространенные способы классификации стратегий представлены в таблице 1. Современные стратегии основываются на регулярном учете условий, в которых работает определенное предприятие, на осознании задач, стоящих перед ним, что способствует возникновению самых разнообразных проектов развития, которые, в свою очередь, обусловливают выбор такого варианта стратегии развития, который обеспечит стабильность предприятия и, удовлетворяющие требованиям, экономические результаты. Общей методологией стратегического планирования, как и любой науки, является органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, общенаучных методов познания. Стратегическое планирование отличается от долгосрочной иным пониманием роли внешнего фактора и изучением окружения фирмы и рынка. На рисунку 1 приведена схема стратегического планирования, применяемая для всех отечественных предприятий.