Графическая методика "Кактус".

Диагностика эмоционально-личностной сферы детей и взрослых.
Автором данной методики является психолог М. А. Панфилова. Методика "Кактус" в первую очередь предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Данная методика используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребёнка (или взрослого), для диагностики агрессивности. Относится к категории проективных детских методик. При проведении диагностики испытуемому выдаётся лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов(см. Интернет), тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус – таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных: При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам (подробнее описано в методике Дом,
Дерево, Человек), а именно: пространственное положение размер рисунка характеристики линий сила нажима на карандаш Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.) характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.) характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Ключ и интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребёнка: Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа. Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа. Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами. Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами (см. тест Люшера). Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность – на рисунке изображён только один кактус. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса. После завершения рисунка ребёнку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1.Этот кактус домашний или дикий? 2.Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 3.Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растёт один или с каким-то растением по соседству? Если растёт с соседом, то, какое это растение? 5. Когда кактус подрастёт, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Графическая методика "Кактус". Диагностика эмоционально-личностной сферы детей и взрослых.

Графическая методика "Кактус". - 973480567346

Комментарии

Комментариев нет.