Олимпиада по русскому языку 4-11 класс задания и ответы школьного этапа 2023 ВСОШ 3-5 октября 2023

https://myotveti.ru/product/3-5-%d0%be%d0%ba%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8f-2023-%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba-4-11-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81-%d0%b7%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f/ Мы уже решили задания всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11 класса школьный этап 2023-2024 учебный год для школьников Москвы и Дагестана:

Дата проведения 3, 4, 5 октября 2023 года в режиме онлайн на официальном сайте олимпиады ( school.mos.ru ) . https://myotveti.ru/product/3-5-%d0%be%d0%ba%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8f-2023-%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba-4-11-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81-%d0%b7%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f/ https://myotveti.ru/product/3-5-%d0%be%d0%ba%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8f-2023-%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba-4-11-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81-%d0%b7%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f/ https://myotveti.ru/product/3-5-%d0%be%d0%ba%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8f-2023-%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba-4-11-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81-%d0%b7%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f/ https://myotveti.ru/product/3-5-%d0%be%d0%ba%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8f-2023-%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba-4-11-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81-%d0%b7%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f/ https://myotveti.ru/product/3-5-%d0%be%d0%ba%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8f-2023-%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba-4-11-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81-%d0%b7%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f/ Олимпиада проходит по 24-м общеобразовательным предметам для учащихся 4–11-х классов в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный
Олимпиада по русскому языку 4 класс
Задание 1. Выберите правильные варианты ответа. Ниже даны буквы русского алфавита. Укажите те из них, которые имеют названия, состоящие из нескольких букв.
Ь
У
Й
Ъ
И
А
Ю
Ш
Я
Задание 2. Прочитайте текст.
Вот и наступил сентябрь! Видишь, деревья желтеют, краснеют, готовятся к зиме. Скоро зима: вьюга, метель, тёмные ночи и сильный мороз. Но пока только льют дожди, холодает. Так и хочется лечь под тёплый плед, выпить горячего чайку и почитать хорошую книгу!
Выпишите из текста слова, в которых мягкий знак «ничего не смягчает и ничего не разделяет» (не обозначает мягкость предшествующего согласного и не играет разделительную роль).
Слова пишите в той форме, в которой они стоят в тексте.
Задание 3.Прочитайте предложения.
В каждом из них пропущено одно и то же слово (А), а в предложении 3 – ещё и однокоренное ему слово (Б).
1. Сквозь открытые окна из сада веяло осенней свежестью и запахом (А)______.
2. Две двери, две печи, между которыми находится диван, по стенкам кресла, на столе две свечи и поднос с вареньем, мочёными (А)______ и пастилой.
3. Сегодня ещё эта глупая тётя при моём сыне сказала мне, намекая на моего отца, что (А)_____ от (Б)________ недалеко падает!
4. Всё началось с наследства, которое и стало (А)________раздора между братьями.
Запишите пропущенное слово (А) в начальной форме.
Задание 4.
Запишите однокоренное ему слово (Б) в начальной форме.
Задание 5. Прочитайте стихотворение А. Фета.
Укажите, какие части речи ни разу не встретились в данном тексте.
Шёпот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
имя существительное
предлог
имя прилагательное
местоимение
глагол
союз
Задание 6. В стихотворении Сергея Михалкова «Дядя Стёпа – милиционер» есть такие строки:
На реке и треск и гром –
Ледоход и ледолом.
Полоскала по старинке
Бабка в проруби простынки.
Треснул лёд – река пошла,
И бабуся поплыла.
Найдите в отрывке и выпишите из него однокоренное (и с исторической, и с современной точки зрения) слово (А) к выделенному в тексте слову ледоход. Слово (А) выписывайте в той форме, в которой оно стоит в тексте. Определить слово (А) вам помогут подсказки: отгадайте 4 загаданных слова (их нет в тексте стихотворения) − они являются однокоренными с (А).
Отгаданные слова 1–4 пишите в начальной форме.
(А)
(1) ​«то же, что закат солнца» (существительное, 5 букв)
(2)​«пространство дома/квартиры, располагающееся сразу после входной двери» (существительное, 8 букв)
(3) ​«шесты с набитыми дощечками (приступками), встав на которые, ходят, переставляя шесты и делая большие шаги» (существительное в форме мн. ч., 6 букв)
(4) ​форма 3 л. ед. ч., исключительно многозначный глагол русского языка (4 буквы), одно из значений которого в указанной форме – «[что-то] показывается в кино, театре, на телевидении».
Задание 7.Ниже в таблице приведены данные о сочетаемости прилагательных дворовый, домашний, комнатный, уличный с другими словами. В таблице эти прилагательные обозначены буквами А–Г (в произвольном порядке). Если в Национальном корпусе русского языка 1 прилагательное встретилось с существительным , приведённым в первой строке таблицы (указывается в начальной форме), то в соответствующей ячейке стоит знак «+». Если сочетание не встретилось, стоит знак «−».
1 Национальный корпус русского языка (НКРЯ) — это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.
Соотнесите прилагательные из списка с буквами А–Г:
дворовый
домашний
комнатный
уличный
Задание 8. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Прочитайте фрагмент из произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (1822 г.) и выполните задания.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе…»
Заполните пропуски. Ответы записывайте в той форме, в которой указано в задании.
Существительное (1) (укажите в начальной форме), которое мы встречаем в данном тексте, исторически родственно слову «чудо», но начинается в современном языке с другой буквы и содержит такие же две буквы (2) после корня (укажите только буквы без дополнительных слов, символов и пробелов), которые мы видим в формах (3) числа слова «чудо». В тексте также встречаем прилагательное, которое в этом фрагменте имеет значение «исходящая от бога, высшая» (4) (укажите в той форме, в которой слово употреблено в тексте) с теми же буквами, что в (2), но другим корнем. Это прилагательное образовано от слова (5) (укажите начальную форму слова).
Задание 9. Архаизмы – это устаревшие слова, вместо которых сейчас употребляются современные синонимы. Например, вместо архаизма око употребляется слово глаз. Какой современный синоним употребляется вместо слова чело?
Задание 10. Прочитайте предложения. Какие слова в двух текстах являются однокоренными?
Выпишите слова в той форме, в какой они стоят в тексте.
1) Даже самый пытливый человеческий ум не способен предугадать все сюрпризы природы. ​
2) Сидеть почти неподвижно в течение утомительно долгого перелёта на Кубу было сущей пыткой.
Задание 11. Выберите из списка синонимы, которыми можно объяснить значение найденного вами слова из предложения № 1:
весёлый
любознательный
внимательный
оригинальный
чудесный
практичный
счастливый
Задание 12. Даны слова на русском языке и их переводы на белорусский язык.
Переведите на белорусский язык слова:
*Знание белорусского языка для решения задания не требуется.
гриб ​
золото ​
голова
Олимпиада по русскому языку 5-6 класс
Задание 1. Прочитайте предложения.
1) – Не беспокойтесь, я буду молчать как _____. [Николай Носов. «Весёлая семейка» (1949)]
2) После восьми часов ____ уходила отсюда ― между причалом и деревней начинал тарахтеть речной трамвайчик, появлялись моторные лодки. [Юрий Трифонов. «Обмен» (1969)]
3) ____ была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост. [А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» (1911)]
4) Победу одерживает игрок, выкладывающий фишку, после которой у других участников нет соответствующих комбинаций для продолжения состязания. Именно этот блокирующий ход в игре называется __________. (Из правил игры в домино)
Во всех примерах пропущено одно и то же слово (форма слова в одном предложении отличается). Запишите это слово в начальной форме.
Задание 2.В одном случае это слово входит в состав фразеологизма.
Какой глагол использован в этом фразеологизме? Ответ запишите в начальной форме.
Задание 3.Прочитайте предложения. Найдите в этих текстах два слова (глагол и существительное), которые являются историческими родственниками, но не являются родственными в современном русском языке.
Выпишите слова в той форме, в какой они стоят в тексте.
1. В поле обнаружили мы лошадей и пытались их ловить, но нашли их столь пугливыми и осторожными, что никак не могли поймать ни одной. [В. М. Головнин. (1813)]​
2. Дети знают, зачем они учат язык, приобретают опыт общения со сверстниками, а для учителя – это шанс увидеть всё, чему он обучает детей. [Форум: Были вы в стране преподаваемого языка? (2008–2011)]
Задание 4.Выберите из списка синонимы, которыми можно объяснить значение найденного вами слова из предложения № 1:
схватить
ловить
стараться
смотреть
пробовать
изучать
стремиться
Задание 5.В рассказе И. С. Тургенева «Бирюк» есть такие строки:
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, въехал в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и оказался в лесу.
В тексте в одном из предложений употреблены существительные-антонимы.
Запишите один из антонимов (А) (в начальной форме). Для этого определите для него исторически родственные слова с опорой на данные ниже значения. Запишите найденные слова в начальной форме.
Слово (А)​
(1)«устройство, предназначенное для отопления помещений с использованием электроэнергии» (12 букв)
(2)«беда, скорбь» (4 буквы)
(3)сказочная птица
(4)«палёный, жжёный» (слово без приставки, 7 букв)
(5) «уничтожающий все вокруг огонь» (5 букв)
Задание 6. В таблице ниже приведены корпусные1 данные о сочетаемости прилагательных, образованных от существительных арбуз, каштан, лимон (в таблице эти существительные обозначены буквами А, Б, В, их порядок может быть другим). От этих существительных прилагательные могут быть образованы с помощью суффиксов Х и Y.
Соотнесите слова арбуз, каштан, лимон с буквами А–В.
арбуз
каштан
лимон
Задание 7.Какие суффиксы зашифрованы буквами X и Y? Запишите только сами суффиксы.
X:​
Y:
Задание 8. Укажите строку, в которой все глаголы – II спряжения.
Пить, жить, лить, топить
Терпеть, вертеть, дышать, стелить
Молчать, спать, гореть, кричать
Хотеть, есть, дать, бежать
Задание 9.Прочитайте фрагмент из произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
(1822 г.) и выполните задания.
(1) Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
(2) И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
(3) Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего.
В тексте встречаем два исторически родственных слова: существительное а)​ (укажите в той форме, в которой слово употреблено в тексте) и прилагательное б)​ (укажите в той форме, в которой слово употреблено в тексте), которое образовано от другого существительного (не из данного фрагмента) в)​ . В современном русском языке это существительное (в) может обозначать перепалку, ссору, ругань, а раньше имело значение, близкое к значению слова г)​
, употреблённого в третьей строфе.
Задание 10.Выпишите из текста слово, которое обозначает древнее оружие, представляющее собой сложенный петлёю ремень.
Задание 11.Ознакомьтесь со статьёй этимологического словаря Н.М. Шанского, в которой описано происхождение одного из слов, употреблённого в рассматриваемом фрагменте «Песни о вещем Олеге».
Общеслав. Суф. производное (суф. -н-, ср. чёрный) от той же основы, что сивый, сиять (см.). Буквально — «блестящий, сияющий».
Что это за слово? (укажите в начальной форме)
Задание 12. Есть такой анекдот.
Жена говорит мужу:
– Полей цветы.
Муж (не отрываясь от газеты):
– Лесов деревья.
На каком языковом явлении построен этот анекдот? Выберите правильный вариант ответа:
использование фразеологизмов
антонимия
однородные члены предложения
синонимия
омонимия
повторение частей речи
Задание 13.Перед вами – график, на котором отражена некоторая закономерность:
Известно, что с помощью данного графика можно определённым образом зашифровать буквы, слова и словосочетания. Слово «мама» в этой системе будет соответствовать шести, слово «дом» – пяти, а слово «соль» – пятнадцати; словосочетание «дом мамы» – одиннадцати.
Выберите из приведённых ниже букв только ДВЕ, которые в данной системе будут соответствовать наибольшим числам:
Ы
Ж
И
Ъ
Г
К
А
Ь
Задание 14.
зашифруйте слова:
трава (укажите число) ​
конь (укажите число)
Задание 15.Прочитайте предложения.
Из каждого примера выпишите по два слова, которые являются историческими родственниками. Выпишите все слова в той форме, в какой они стоят в тексте.
1) Официант в ресторане гостиницы, наливающий в тарелку суп, внимателен, как лаборант, значителен, как судья, сосредоточен, как Флобер в кресле с мягкой подстилкой за письменным столом. [Рецепты национальных кухонь: Франция (2000–2005)]
Задание 16. 2) Материнской заботой окружили Андрюшу бабушки, принесли и застелили свежее постельное бельё, повели в красный уголок совхозной гостиницы, накормили остатками ужина, вкусного, мясного, пахучего. [Анатолий Азольский. Лопушок // «Новый Мир», 1998]
Задание 17. Даны слова на русском языке и их переводы на белорусский язык.
Переведите на белорусский язык слова:
*Знание белорусского языка для решения задания не требуется.
Подвал ​
Поливать ​
Скрипач​
Писа́ть ​
Задание 1. Напишите ответ в строке (без учета регистра)
Прочитайте текст с пропущенными словами.
В русском языке есть слово (1) со значением «жидкость, содержащаяся в клетках, тканях и полостях растительных и животных организмов». Этому слову исторически родственно название растения из семейства бобовых (2), из которого делают кашу и суп. В честь этого растения получил родовое прозвище известный римский оратор (3). В это же этимологическое гнездо входят прилагательное (4), обозначающее обилие (1) , глагол (5), обозначающий медленное движение жидкости малыми объёмами (возвратный глагол без приставки). Слово (6), обозначающее канун Рождества, тоже исторически родственно приведённым выше словам.
Запишите отгаданные слова 1-6 в начальной форме.
1. Запишите слово (1).​
Задание 2. Запишите слово (2).​
Задание 3. Запишите слово (3).​
Задание 4. Запишите слово (4).​
Задание 5. Запишите слово (5).​
Задание 6. Запишите слово (6).
Задание 7.
Установите соответствие между объектами двух столбцов
В таблице ниже приведены корпусные1 данные о сочетаемости прилагательных, образованных от существительных апельсин, банан, лимон (в таблице эти существительные обозначены буквами А, Б, В, их порядок может быть другим). От этих существительных прилагательные могут быть образованы с помощью суффиксов Х и Y.
1 Поиск вёлся по основному корпусу НКРЯ. Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.
Соотнесите слова апельсин, банан, лимон с буквами А–В.
лимон
банан
апельсин
А
Б
В
Задание 8. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Какие суффиксы зашифрованы буквами X и Y? Запишите только сами суффиксы.
X: ​
Y: ​
Задание 9. Внимательно прочитайте следующие сочетания:
1) под сопровождение камерного оркестра;
2) под столом из красного дерева;
3) под облаком из белой ваты;
4) под нависшей пеленой бархата.
Одно из сочетаний является лишним, укажите его.
под сопровождение камерного оркестра
под столом из красного дерева
под облаком из белой ваты
под нависшей пеленой бархата
Задание 10. Прочитайте текст и выполните задания.
Слышав же мужь той рече: «Благослови мя, честный отче, се убо приидохъ помолитися Всемилостивому Спасу и Пречистой его Богоматери и твоей святыни поклонитися». Преподобный же рече: «Откуду, чадо, шествуеши долготу пути своего? Коего града и коей веси? И коея потребы ищеши во святѣй обители сей?».
Найдите в тексте слово, в котором с исторической точки зрения можно выделить две приставки.
Выпишите это слово в той форме, в которой оно встречается в тексте. ​Ответить
Задание 11. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Заполните пропуски, записав ВСЕ слова в начальной форме.
В тексте встречается существительное (а)____________​ (укажите слово в начальной форме в современной орфографии), которое исторически родственно глаголу (б)____________, известному по фразеологизму «(б) в (в)____________». К этому же этимологическому гнезду относится слово (г) с приставкой не-, которое в современном русском языке чаще всего является определением к слову остров.
Задание 12. Выберите один из нескольких вариантов
Выберите верный перевод фразы «Коего града и коей веси?»
Из какого города и какого селения?
Из какого города и какого сословия?
Какой город над всей?
Сколько виноград весил?
Задание 13. Соотнесите пословицы и их обобщённые смысловые соответствия.
Лучше успех в небольшом деле, чем неудача в большом.
Если пообещал что-то сделать, нужно делать.
Дела и работа более важны, чем отдых.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Делу – время, потехе – час.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Сделал дело – гуляй смело.
Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
Задание 14. В рассказе М.М. Зощенко «Калоши и мороженое» говорится о том, как дети продали чужие калоши, чтобы купить мороженое, и были за это наказаны родителями. В рассказе есть такие строки:
И вот, дети, с тех пор прошло много лет. Первые два года мы с Лёлей действительно ни разу не ели мороженого. А потом стали его есть и всякий раз, кушая, невольно вспоминали о том, что было с нами.
И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по детской своей привычке думаю: «Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?
Найдите в тексте и напишите слова (А) и (Б), исторически родственными которым являются слова, данные ниже. Слову (А) родственны слова 1), 2), 3), а слову (Б) – 4), 5), 6). Заполните все пропуски словами в начальной форме.
Примечание. Слово (А) и слово (Б) являются одной и той же частью речи, не имеют форм множественного числа.
Слово (А): ____________
1) ​ ____________ – такой бывает воздух в обычный зимний день,
2) ​____________ – зябнуть (слово без приставки, 8 букв),
3) ____________ – крайне противный; скверный.
Слово (Б): ____________
4) ​____________- целебное растение; то же, что лакрица,
5)____________ – разновидность закуски, может быть холодным и тёплым,
6)____________- омоним к слову «зарубежный дипломатический представитель высшего ранга».
Задание 15. Перед вами график, на котором отражена определённая закономерность.
Известно, что с помощью данного графика можно определённым образом зашифровать буквы, слова и словосочетания. Слово «мама» в этой системе будет соответствовать шести, слово «дом» – пяти, словосочетание «дом мамы» – одиннадцати.
Примечание. Значению 11 по горизонтальной оси, по мнению некоторых ученых, может соответствовать по вертикальной оси значение как 8, так и 9.
Выберите из приведённых ниже слов обозначающих названия букв, три, обладающие наибольшим числовым значением в данной системе:
ы
эф
эм
о
я
эль
че
ё
твёрдый знак
Задание 16. В каждом из следующих предложений пропущены омонимы. Впишите в начальной форме омонимы, пропущенные в каждом предложении, в соответствующие им поля ответа.
Для каждого предложения напишите только одно слово в начальной форме. В задании омонимы представлены разными словоформами.
1. __________ учителя разобрать тему «Сложноподчинённое __________» было встречено восторженно. ​Ответить
Задание 17. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
2. Я вложил __________ души в работу над проектом о __________ русского языка. ​Ответить
Задание 18. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
3. Это __________ пришло к нам из северновеликорусского __________. ​Ответить
Задание 19. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
4. У меня __________ не поворачивается назвать хантыйский __________ неблагозвучным. ​Ответить
Задание 20. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
5. __________ _________ как главного члена предложения в корне неверно.​Ответить
Задание 21. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
6. В названии выдуманной организации «__________ меча и орала» есть __________.​
Задание 22. Однажды на уроке учитель попросил записать в тетрадь фразеологизмы и составить с ними текст. Школьник В. отвлёкся и записал в тетрадь некоторые словосочетания, а затем составил с ними текст. Укажите фразеологизмы, которые диктовал учитель.
Скрипя сердцем, Василий перековал мечи, наорал на коня, из-за чего сыр и бор загорелись, после чего он наконец стал дышать на лад, но глаз поющего в пустыне всё ещё внимательно следил за ним.
Мечи и орала
Сырой бор горит
Перековать меч
Закрыть глаза на обман
Сыр-бор загорелся
Глаз да глаз нужен
Скрипя сердце
Перековать мечи на орала
Дышать на ладан
Глас вопиющего в пустыне
Скрепя сердце
Дышать свободно
Задание 23. Даны числительные на румынском языке и их русские переводы. (Знание румынского языка для решения задачи не требуется.)
Trei – три
Cinci – пять
Cincisprezece – пятнадцать
Saptesprezece – семнадцать
Treizeci – тридцать
Patruzeci – сорок
Переведите на русский язык:
sapte ​____________
treisprezece ​____________
Задание 24. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Переведите на румынский язык:
четыре ​
семьдесят ​
Задание 1. В сказе П.П. Бажова «Медной горы хозяйка» есть такие строки:
В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух лёгкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железну руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу и уснули.
Найдите в тексте существительное (1), словообразовательные связи которого возводят его к бесприставочному глаголу, который, в свою очередь, имеет в современном русском языке омоним (2), и этому омонимичному глаголу исторически родственными будут следующие слова:
3) метафорично о птицах (субстантивир.)
4) «напыщенный, возвышенный» (устар., высок.)
5) младший офицерский чин; воинское звание
6) мягкая подстилка, обычно с пухом внутри
7) такой нож (прил.)
Запишите слова в начальной форме.
Запишите существительное (1)​Ответить
Задание 2. Запишите омоним (2)​
Задание 3.Запишите слова , исторически родственные слову (2):
3) метафорично о птицах (субстантивир.) ​
Задание 4. «напыщенный, возвышенный» (устар., высок.) ​
Задание 5. младший офицерский чин; воинское звание ​
Задание 6. мягкая подстилка, обычно с пухом внутри ​
Задание 7. такой нож (прил.)
Задание 8. Ниже приведены данные о сочетаемости прилагательных, зашифрованных буквами А–Д. Эти прилагательные образованы от слов, обозначающих части тела и органы человека. В таблице указано, сколько раз в основном корпусе НКРЯ1 эти прилагательные встретились с существительными, приведёнными в первой строке (указываются в начальной форме). Если сочетание не встретилось, стоит прочерк.
1 Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.
Какие прилагательные зашифрованы буквами А–Д? Напишите их в начальной форме.
А:​
Б:​
В:​
Г:​
Д:
​Задание 9. Даны слова: топать, бренчать, брюзжать, летать, успевать, бурчать, верещать, рисковать, визжать, ворчать, плавать, падать, кушать, молчать.
Разделите их на две равные группы в соответствии с одним из постоянных признаков этой части речи.
К 1 группе отнесите слово топать и другие слова, обладающие теми же признаками, что и слово топать.
Группа 1
Группа 2
топать
бренчать
брюзжать
летать
успевать
бурчать
верещать
рисковать
визжать
ворчать
плавать
падать
кушать
молчать
Задание 10. Прочитайте текст и выполните задания.
Не даждь печали души твоей, многи бо погуби печаль, и нынѣ нѣсть успѣха – от печали бо приходит смерть, печаль бо жжетъ сердца крѣпость, якоже бо моль в ризѣ и червь в древѣ, сице печаль мужу вреждаетъ сердце.
Заполните пропуски. Запишите слова в начальной форме.
В тексте встречается слово (а)____________​ (напишите слово в современной орфографии в начальной форме), исторически родственное шестибуквенному наречию (б)____________ со значением «быстро, наскоро» и существительному из 5 букв (в)____________ со значением «высокомерие, гордыня, надменность».
Задание 11. Выберите один из нескольких вариантов
Выберите строку, в которой все слова исторически родственны слову даждь
ожидать, ждать, вождь
пóдать (сущ.), дача, дар
создание, в придачу, здание
дождь, гвоздь, жидкий
Задание 12. Выберите один из нескольких вариантов
Выберите верный перевод фразы «сице печаль мужу вреждаетъ сердце».
Такая печаль вредна для сердца мужа.
Печаль мужу, когда сердце жены страдает (повреждено).
Так печаль повреждает сердце человека.
Печаль, как ситец поверх сердца человека.
Задание 13. Даны два предложения. В каждом из них встречаются слова, которые начинаются двумя одинаковыми буквами. Эти буквы являются определённой морфемой или её частью и имеют своё значение (в каждом предложении свои буквы и свои значения). Найдите эти слова. Среди них одно будет лишнее.
Выпишите ТОЛЬКО ЛИШНЕЕ слово из каждого предложения.
Ах, как мне забыть тот прекрасный летний месяц, когда задумано было так много: заговорить на немецком языке, заставить себя читать философские диалоги Сократа и ежедневно забегать в фитнес-клуб.​_____________ (Заполните пропуск)
Да, надо, обязательно надо сегодня дойти до магазина и докупить зелёный лук для салата, который бабушка обещала приготовить, потом быстро до неё добежать, отдать лук, обождать салат, попробовать его, доесть конфеты … и гулять, гулять, гулять!​ _____________ (Заполните пропуск)
Задание 14. Заполните пропуски.
В русском языке существует слово (1)____________​, которое, по данным НКРЯ, часто встречается в окружении прилагательных «кривой» и «задний» (прилагательные здесь даны в начальной форме). Исторически слово (1) родственно устаревшему глаголу (2)____________, употребляющемуся сейчас в составе фразеологизма, в состав которого ещё входит название части растения (3)____________(запишите это название , только одно слово в начальной форме). Исторически однокоренным слову (1) является также название одной из частей глаза (4)​ и наречие (5)____________со значением «тщетно, как попало, приблизительно». Однокоренным, но уже с современной точки зрения, к слову (1) является название сказочной страны из книги Льюиса Кэрролла (6)____________, вынесенное в название самой книги и её одноимённой экранизации.
Задание 15. Перед вами часть графика, на котором отражена некоторая закономерность.
Известно, что с помощью данного графика можно определённым образом зашифровать буквы, слова и словосочетания. Слово «мама» в этой системе будет соответствовать шести, слово «дом» – пяти, словосочетание «дом мамы» – одиннадцати.
Примечание. По мнению некоторых ученых значению 11 по горизонтальной оси может соответствовать по вертикальной оси значение как 8, так и 9.
Выберите из приведённых ниже названий чисел все слова, числовое значение которых будет не меньше числового значения слова «семь» в данной системе.
один
два
три
четыре
пять
шесть
сорок
пятьдесят
сто
Задание 16. Ниже даны схемы русских фразеологизмов, содержащих слово X и его омонимы или слово Y. В каждом примере дана дополнительная информация о некоторых словах фразеологизма, например, рядом с X и Y указана часть речи слова и/или форма, в которой оно должно стоять.
1) Перемывать + Y
2) Х + без + Y (Y во множ. числе)
3) Взять + Х
4) Прил., обозначающее цвет + Y
5) Глагол (инфинитив) + в + Y = погибнуть в бою
6) Плясать + на + Y
7) «притяжательное прилагательное, образованное от имени собственного» + Х
Впишите в поля для ответа слова X и Y в начальной форме.
X:​
Y:​
Задание 17. Напишите ответ в строке (без учета регистра)
Запишите слово Y из 5 примера в той форме, в которой оно употребляется во фразеологизме.​
Задание 18. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Укажите прилагательные, пропущенные в 4 и 7 фразеологизме, а также глагол, пропущенный в 5 фразеологизме, в тех формах, в которых они стоят в соответствующих фразеологизмах.
Прилагательное в схеме 4: ​___________
Глагол в схеме 5:​___________
Прилагательное в схеме 7:​___________
Задание 19. Даны числительные на румынском языке и их русские переводы.
Patru – четыре
Opt – восемь
Noua – девять
Nouazeci – девяносто
Optzeci si patru – восемьдесят четыре
Cincizeci si doua – пятьдесят два
Saptezeci si trei – семьдесят три
Знание румынского языка для решения задачи не требуется.
Переведите на русский язык:
douazeci ​
sapte​
Задание 20. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Переведите на румынский язык:
пять​
тридцать девять​
Задание 1. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» есть такие строки:
Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой < …>, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его. Если бы соразмерно его рвению давали награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники.
Найдите в тексте словоформу (1), корень которой включает её в гнездо исторически родственных слов (2-7), загаданных ниже.
Слова 2-7:
2) устаревшее наименование эпилепсии (сущ.)
3) и глагол, и сущ., сущ. в знач. «беда, несчастье, неприятность»
4) сущ., перен., «коренное различие, расхождение между чем-либо/кем-либо»
5) входит в состав фразеологизма «_____ дело» со значением «безнадёжно»
6) изначально слово из двух корней, средство передвижения (без мотора)
7) такой хлеб, который выпекают в низу печи
Выпишите словоформу (1) в той форме, в которой она дана в тексте.
Задание 2. устаревшее наименование эпилепсии (сущ.)
Задание 3. и глагол, и сущ., сущ. в знач. «беда, несчастье, неприятность»
Задание 4. сущ., перен., «коренное различие, расхождение между чем-либо/кем-либо»
Задание 5. входит в состав фразеологизма «__________ дело» со значением «безнадёжно». Запишите отгаданное слово в начальной форме.
Задание 6. изначально слово из двух корней, средство передвижения (без мотора)
Задание 7. такой хлеб, который выпекают в низу печи
Задание 8. Ниже приведены данные о сочетаемости прилагательных, зашифрованных буквами А–Д. Эти прилагательные образованы от слов, обозначающих части тела и органы человека. В таблице указано, сколько раз в основном корпусе НКРЯ1 эти прилагательные встретились с существительными, приведёнными в первой строке (указываются в начальной форме). Если сочетание не встретилось, стоит прочерк.
1 Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.
Какие прилагательные зашифрованы буквами А–Д? Напишите их в начальной форме.
А:​
Б:​
В:​
Г:​
Д:​
Задание 9. Ученик решил написать статью про части речи. Вот что он написал про предлоги:
«Предлог – это служебная часть речи, которая присоединяется к другим словам и ставится перед ними».
Это утверждение не полностью корректно, по крайней мере по двум причинам.
Найдите два различных контекста, каждый из которых иллюстрировал бы одну из причин.
Древляне же отвечали: «Ради бы вам дань давать, если не хочешь нам мстить смерть мужа твоего». [В.Н. Татищев. История российская в семи томах. Том второй (1750)]
Ну, ладно, я об этом поговорю кое с кем. [Ю.О. Домбровский. Хранитель древностей, часть 1 (1964)]
Но если не гипнотизировать себя сочетанием «многие другие» и более внимательно посмотреть на имеющийся материал, то окажется, что на самом деле русские глаголы «публичной деятельности» в массе своей не сочетаются с для. [В.А. Плунгян, Е.В. Рахилина. Парадоксы валентностей (1999)]
Нынче попрошайки Христа ради встречаются исключительно в городах. [Вячеслав Пьецух. Критика колеса // «Октябрь», 2013]
Иногда предлог по ошибочно употребляют вместо для, когда речь идёт о цели того или иного действия. [И. Толстой. Проникает, вытесняет, вносит путаницу // «Работница», 1980]
Задание 10. Прочитайте текст и выполните задания.
Никтоже свѣтилника вжегъ, покрываетъ его сосудомъ или под одромъ полагаетъ, но на свѣщникъ возлагает, да входящеи видятъ свѣтъ. Нѣсть бо тайно, еже не явленно будетъ; ниже утаенно, еже не познается и въ явление приидетъ.
Заполните пропуски.
В тексте встречается слово (а) ______________​ (укажите в той форме и орфографии, в которых оно употреблено в тексте), исторически родственное ______________слову (б)______________ (укажите начальную форму слова), которое означает группу некоторых предметов быта, и слову (в)______________ (укажите начальную форму слова) со значением «плавучее сооружение».
Задание 11. Выберите один из нескольких вариантов
Как можно перевести «под одромъ»?
под кроватью
по порядку
задаром
под деревом
Задание 12. Выберите один из нескольких вариантов
Выберите верный перевод фразы «Нѣсть бо тайно, еже не явленно будетъ».
И ведь не тайно, а явно сделано будет.
Нельзя будет делать заявление тайно.
Нет ведь такой тайны, которая бы не стала явной.
Несите же тайну, чтобы не была она явной.
Задание 13. Даны прилагательные: быстрый, весёлый, невозможный, слепой, смелый, белоснежный, удобный, непостижимый.
Определите их разряд. Запишите в поле ответа одно слово (имя прилагательное в И.п., мн ч.)​
Задание 14. Установите соответствие между объектами двух столбцов
Распределите их на две равные группы в соответствии с некоторым семантическим критерием.
К 1 группе будут относиться слова, где окажется слово быстрый.
Группа 1
Группа 2
быстрый
весёлый
невозможный
слепой
смелый
белоснежный
удобный
непостижимый
Задание 15. Выберите один из нескольких вариантов
Укажите, по какому семантическому критерию вы разделили слова на группы:
Слова в одной из групп в разных контекстах могут быть омонимами.
Слова в одной из групп имеют как прямое, так и переносное значение.
Слова в одной из групп обозначают признак, который не может проявляться в большей или меньшей степени.
Слова в одной из групп обозначают признак, который характеризует только живое существо.
Задание 16. Перед вами часть графика, на котором отражена некоторая закономерность.
Известно, что с помощью данного графика можно определённым образом зашифровать буквы, слова и словосочетания. Слово «мама» в этой системе будет соответствовать шести, слово «дом» – пяти, словосочетание «дом мамы» – одиннадцати.
Примечание. По мнению некоторых ученых значению 11 по горизонтальной оси может соответствовать по вертикальной оси значение как 8, так и 9.
Выберите из приведённых ниже названий чисел все слова, числовое значение которых будет не меньше числового значения слова «семь» в данной системе.
один
два
три
четыре
пять
шесть
сорок
пятьдесят
сто
Задание 17. Ниже даны схемы русских фразеологизмов, содержащих слова Y, Z, Z*. В каждом примере дана дополнительная информация о некоторых словах фразеологизма, например, рядом с Y, Z, Z* указана часть речи слова и/или форма, в которой оно должно стоять. Для некоторых фразеологизмов указаны значения.
Устаревшее слово Z* имеет то же значение, что и Z.
1) Y + «в» + Y – ‘о жизни в согласии, наполненной взаимопониманием‘
2) Y + «в» + Z ( во множественном числе) + “ушла” – ‘об очень сильном чувстве страха‘
3) «Только» + Z – ‘засверкали‘
4) «брать» за Y
5) «добрая» + Y
6) Х – (притяжательное прилагательное, образованное от имени собственного) + Z*
Укажите в поле для ответа слова Y и Z в начальной форме.
Y ​______________
Z ​______________
Задание 18. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Укажите слово Z* в поле для ответа в начальной форме.
Z* ______________​
Задание 19. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Укажите образованное от имени собственного притяжательное прилагательное Х в той форме, в которой оно употребляется во фразеологизме.
Х ______________​
Задание 20. Прочитайте предложения.
1) а слѣдъ гнати съ (чю)жими людми а с послоухѣ·аже погоубѧть слѣдъ на гостинци на велицѣ а се(ла) не боудеть·или на поусте·кдѣже не боудеть·ни села·ни людии [Русская правда (середина XI в.)]
2) Записали земьлю церковъную и ланъ вольныи а сѣножать у гачищехъ, отъ тое сеножати земьля уся по ланы, а по гостинець по Вешеньскыи по старыи, а по болото, а по Криницю у Солотвинахъ земля и сеножать, отъ колодязя до колодязя, по увозищѣ по Добряньскыи путь, а по Криницю, под оувозищемъ отъ Лисеи горы по болото, а за болотомъ сеножать подъ Лисичымъ гаемъ. [Жалованная подтвердительная грамота великого князя Свидригайла Ольгердовича церкви св. Иоанна в Городке, в Галиции (1403.01.01)]
3) А что ныне пожаловал ты гсдрь писалъ к намъ о своемъ многолѣтномъ ѕдорове і любительные свои гостинцы прислал и мы ѕа все твое жаловане і ѕа приятство много челом бьем і против твоего писма все дошло а что к Москвѣ изволил ты послать [Р. Брехов. Р. Брехов Ф. В. Бородину (1660–1670)]
4) Да прислали вы, господа, къ великому господину, преосвященному Іоасафу, архіепископу тверскому и кашинскому, своего гостинца рыбы и соли, и онъ государь съ великою радостію велѣлъ принять. [Отписка старца Тверского Федоровского монастыря Виссариона к властям Иверского монастыря о получении посланной ему рыбы и о замечании, сделанном архиепископом Иоасафом, о непригодности бумаги, на которой написана к нему отписка от властей Иверского монастыря (1669.02.15–1669.02.28)]
В каждом из текстов повторяется слово, которое со временем изменило своё значение.
Запишите это слово в начальной форме в современной орфографии.​
Задание 21. Заполните пропуски подходящими по смыслу словами
Соотнесите это слово в каждом тексте с верным толкованием значения.
подарок
препятствия
дорога
дань
деревня
1)
2)
3)
4)
Задание 22. Даны слова персидского языка в формах единственного и множественного числа в упрощённой транскрипции и их переводы на русский язык.
Запишите слова во множественном числе:
nevisande (писатель) ​
dars (урок) ​
gusfand (овца) ​
miz (стол)​

Комментарии

Комментариев нет.