ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЛА РЕВОЛЮЦИЯ, СТАНЕТ ПОНЯТНО ЕСЛИ УЗНАТЬ ИСТОРИЮ ДАНИЛОВСКОЙ МАНУФАКТУРЫ.

Автор Ольга Иорданская
Сейчас изучаю архивные документы по истории Даниловской мануфактуре и понимаю почему у нас в России произошла революция. Сейчас любят рассказывать о ГУЛАГе, но ничего не рассказывают о царской каторге, эксплуатации вчерашних крестьян на заводах и фабриках.
Даниловскую мануфактуру основал купец Мещерин Василий Ефремович, родился в 1833 году в г. Боровске в семье мещан. То есть до приезда в Москву Мещерин был мещанин, а уже в Москве в 1864 году становится купцом второй гильдии.
Место, которое купец выбрал для своей фабрики называлось Даниловкой. Название связано с Даниловским монастырем, основанным ещё сыном Александра Невского Даниилом Александровичем в 1282 году. Рядом он поселил крестьян и назвал их поселение селом Даниловом.Отсюда же вела дорога на Серпухов. Мрачная слава о подвалах монастыря шла среди народа.
Красильные фабрики в Даниловской слободе появляются ещё в конце 18 века. В 1814 году упоминается купец Рыбников, затем владельцы меняются один за другим, но все меняется когда красильную фабрику выкупает купец уже первой гильдии Мещерин в 1867 году.
Мещерин решил совместить всё этапы производства в одном месте. Рядом с красильней он строит небольшую ткацкую фабрику на 20 станков, но уже через 4 года на фабрике 400 станков. И каждый год производство росло.
Через несколько лет в 1877 году Мещерин организовывает "Товарищество Даниловской мануфактуры " с капиталом в 1,5 млн рублей. В товарищество входят купец Солдатенков, англичанин Кнопп и другие. Фабрика очень быстро росла и была одной из самых передовых. Уже в 1879 году Мещерин приступает к строительству 5 этажного нового корпуса, сейчас он так и называется Мещерин корпус.
Чтобы строительство обошлось дешевле Мещерин решил сэкономить, ставить колонны внутри на двух аршинных крестах, но колонны не выдержали тяжести и рухнули, только по чистой случайности это оказался выходной день и никто не пострадал. Катастрофа так потрясла Мещерина, что он заболел и вскоре умер. Фабрику доделывали Кнопп, Солдатенков и Щукин.
Прожив всего 47 лет, Василий Ефремович Мещерин, успел многое, от природы даровитый, он очень быстро ворвался в высшее купеческое сословие. Начав с оптовой торговли и красильной фабрики для набивных тканей, начал создавать свои фабрики, строить жилье для рабочих, столовую, училище.
Но какой был Мещерин по характеру ?
Сейчас пишут, что этой семье присущи гуманность и благотворительность.
А вот рабочие гадали был ли Мещерин жалостливым по природе или сумасбродным. На фабрику приезжал каждый день, смотрел как идёт работа. Увидит человека в отрепьях, спрашивает: Где работаешь?
Рабочий ответит: так у тебя, Василий Ефремович.
- И такой рваный ходишь?
- Так не хватает.
- А дети есть?
- Трое, - отвечает рабочий.
- Иди сукин сын в магазин!
Даст записку в лавку или сам отведет. Купит одежду и погрозит костылем: если пьяным увижу, так костылем и огрею.
Новички очень радовались дармовой одежде: " Хозяин подарил новую одежду." Но не тут то было. В конторе каждый месяц по полтине, до копейки все удерживалось.
После смерти Мещерина всю власть на фабрике под себя подмял Кнопп.
Была даже такая поговорка: в каждой деревне поп, а на каждой фабрике Кнопп.
Рабочий день начинался в 4 утра и длился до 7 вечера. То есть рабочий день длился 15 часов и это была норма для многих фабрик. На работу в ткацкие фабрики принимали в основном женщин, и платили им меньше чем мужчинам. Как только женщина беременела, ее увольняли. Поэтому многие женщины перетягивали животы до последнего, чтобы не было видно, не ели во время работы чтобы не тошнило. Роды прямо у станка тоже были не редкостью, или сразу после работы женщина уходила в родильную комнату. Работали до полуобморочного состояния. Кроме основной работы мастер мог приказать мыть полы или полоть огород у себя дома. Домогательство тоже было в норме, если женщина отказывала в интимных услугах мастеру, тот ей всячески пакостил до тех пор, пока не выживал с работы, жалобы были бесполезны.
С первой зарплаты надо было купить мастеру подарки.
Рабочие казармы только с виду красивые, в кирпичном стиле, прочные. Их так любят смотреть туристы. А по сути это и есть казармы.
В казарме для холостяков в одном помещении жило до 300 человек. Семейные жили отдельно или их заставляли снимать отдельное жилье, обычно это были землянки рядом с мануфактурой. Для многих это отдельное жилье было хуже чем комната в казарме. Протопить зимой ее было нереально, а цена за аренду очень высокой.
Все продукты можно было покупать только в фабричных лавках, где цены зачастую были выше чем за мануфактурой, а качество продуктов ниже.
Много было кабаков, пьянство тоже было распространено. Нередко рабочему выдавали 20 копеек в конце расчета или просили расписаться, что расчет верен, когда в получку он ничего не получал. Все уходило на штрафы и долги. Сверхурочная работа не оплачивалась. Но никто не жаловался, потому что у ворот фабрики толпилось всегда много голодных людей готовых занять твое место.
Вентиляция была не везде, хлопковая пыль, ядовитые пары в красильных цехах приводили к огромной смертности, но это не сказывалось на работе фабрики, так как поток крестьян из деревень не иссякал, а наоборот с каждым годом становился больше.
За малейшее нарушение распорядка в казарме рабочего садили а карцер, который находился в подвале, а потом ещё и штрафовали.
Питались в сухомятку: чай, квас, хлеб.
В 1897 году казармы фабрики осматривал санитарный врач. В его докладе говорится, что между семейными коморками нет перегородок. В одном помещении располагаются до 8 семей.
В 1909 году писал "Вестник труда" : возьмём хотя бы Даниловскую мануфактуру. Там есть господин Шумахера, который придумал для рабочих лабораторную работу, вывозить навоз из его коровника.
Жандарм Герарди был послан на Даниловскую мануфактуру для проверки обстоятельств вспыхнувшей там 2 марта 1902 года забастовки. И даже этот блюститель порядка не смог умолчать о кошмарных условиях быта рабочих. Вот выдержки из его заключения, помеченного 22 марта 1902 года:
«... Условия жизни рабочих на Даниловской мануфактуре нужно считать далеко не удовлетворительными. Спальня содержится крайне грязно. В каморках, очень небольших, разделенных на 8 гнезд, живут по 18-24 человека, причем в каждом гнезде спит семья с детьми. Величина гнезда: 2,5 аршина длины и около 2 аршин ширины. Кубов для кипячения воды всего два на 2 тысячи человек, что сильно задерживает раздачу воды, а зачастую во- ды даже и не хватает. Есть каморки, сплошь усеянные тараканами...
Холостяцкая каморка, в которой помещается 10 человек, окна не имеет, освещается днем и ночью газом. Ни стола, ни табуреток нет - одни нары.
Баня, за которую с рабочих фабрики взимают по 1 рублю 20 копеек в год, никаких принадлежностей для мытья не имеет, кранов крайне мало (около десяти), вода часто холодная. В особенности эти недостатки образуются в женском отделении, так как женская баня в то же время и прачечная.
Новых семейных рабочих с детьми фабрика в спальни не пускает. Предоставляет им жить на вольных квартирах в ближайшей Даниловской слободе, выдавая квартирные в месяц по 1 рублю, рабочим же приходится платить по 4-6 рублей.
Заработок рабочих нельзя признать высоким: мужчины получают от 10 рублей, женщины от 6 рублей 50 копеек. Среди рабочих постоянно сильное недовольство на фабричную полицию и сотских за побои, которые наносятся... когда сажают их в имеющийся на фабрике карцер. Мастера берут взятки, за это просьбу рабочих исполняют, в противном же случае заставляют себя ждать, что отражается на заработке, так как работа сдельная.
Администрация фабрики от пом.мастера до директора, с одной стороны, и рабочие - с другой представляют собой два противоположных элемента, взаимно друг друга не понимающих».
-------------------
Комментарии:
Илья Москов
О да, булкохрустцам и монархистам на заметку, как сладостно жилось при царе. Они-то явно видят себя в прошлом не ниже инженера на этой фабрике, а то и купца второй гильдии. Но никак не...еще
Некто Некторов
А теперь самое интересное - что купцы были свои русские, православные, и приказчики и мастера. И в монастырях были свои русские. И гробили народ почём зря

Комментарии