КАК И ЗАЧЕМ ОЧЕРНЯЮТ СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ  - 5351146719519

КАК И ЗАЧЕМ ОЧЕРНЯЮТ СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ

Уже более трёх десятилетий прошло с момента распада СССР, но призрак советского прошлого продолжает витать над постсоветским пространством. И чем дальше мы удаляемся от той эпохи, тем ожесточённее становится информационная война против исторической памяти о Советском Союзе. Почему же спустя столько лет после исчезновения страны с политической карты мира её наследие подвергается столь яростным атакам? Что заставляет современные элиты тратить колоссальные ресурсы на дискредитацию государства, которого больше нет?
Ответ кроется в самой природе советского проекта. СССР был не просто одной из стран мира — это была первая в истории попытка построить общество, основанное на принципах социальной справедливости, где человек труда становился главной ценностью, а не средством обогащения правящего класса. Именно поэтому память о советском опыте представляет экзистенциальную угрозу для современного капиталистического порядка. Ведь если миллионы людей вспомнят, что жизнь может быть устроена иначе — без безработицы, бездомности, платной медицины и образования — то легитимность существующей системы окажется под вопросом.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ФАБРИКА ИСТОРИЧЕСКИХ МИФОВ
Современное российское телевидение превратилось в настоящую индустрию по производству антисоветских мифов. День за днём, час за часом миллионам зрителей внушается мысль о том, что советский период был сплошной чередой трагедий, ошибок и преступлений. При этом используются самые изощрённые манипулятивные технологии, рассчитанные на эмоциональное, а не рациональное восприятие.
ТЕХНОЛОГИЯ БОЛЬШОЙ ЛЖИ
Одним из главных инструментов антисоветской пропаганды стало тиражирование заведомо ложных цифр о жертвах политических репрессий. На федеральных каналах регулярно звучат утверждения о "десятках миллионов расстрелянных", "сотнях миллионов прошедших через ГУЛАГ". Эти цифры не имеют никакого отношения к реальности, но их постоянное повторение создаёт у зрителей ощущение истинности.
Что же говорят архивные документы? Согласно справке, подготовленной в 1954 году для Н.С. Хрущёва, за период с 1921 по 1954 год к высшей мере наказания было приговорено около 643 тысяч человек. При этом значительная часть приговоров была вынесена в период Гражданской войны и в годы Великой Отечественной войны — то есть в условиях, когда любое государство вынуждено применять чрезвычайные меры для своего выживания.
Но разве можно сравнить эти цифры с теми астрономическими числами, которые озвучиваются с телеэкранов? Конечно, нет. Однако пропагандистов это не смущает. Они прекрасно понимают, что большинство зрителей никогда не полезет в архивы проверять их утверждения. А постоянное повторение лжи в конце концов заставит многих поверить в неё как в непреложную истину.
МАНИПУЛЯЦИИ С КОНТЕКСТОМ
Ещё одним излюбленным приёмом антисоветской пропаганды является вырывание фактов из исторического контекста. Например, рассказывая о коллективизации, телевизионные "историки" живописуют страдания раскулаченных, но "забывают" упомянуть о том, в каких условиях находилась страна в конце 1920-х годов.
А ведь СССР в тот период был окружён враждебными государствами, которые открыто готовились к войне против первого в мире социалистического государства. Индустриализация была вопросом выживания — без создания мощной промышленности страна была обречена на поражение в грядущей войне. И история показала правоту этого выбора: именно благодаря индустриализации СССР смог выстоять в схватке с объединённой Европой под знамёнами Третьего рейха.
Но об этом телевизионные пропагандисты предпочитают молчать. Зато они с удовольствием рассказывают душещипательные истории о "невинных жертвах коллективизации", представляя кулаков как трудолюбивых крестьян, а не как сельских ростовщиков и эксплуататоров, державших в кабале целые деревни.
ЗАМАЛЧИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ
Особенно показательно, как современное телевидение обходит молчанием грандиозные достижения советской эпохи. Когда в последний раз вы слышали с экрана о том, что за годы советской власти производство зерна выросло с 72 миллионов тонн в 1913 году до 205 миллионов к 1980 году? Или о том, что СССР занимал первое место в Европе по темпам экономического роста в 1950-е годы?
Вместо этого нам рассказывают бесконечные истории о "неэффективности плановой экономики", о "вечном дефиците", о "серости советской жизни". При этом старательно умалчивается, что именно в советское время были заложены основы той инфраструктуры, на которой до сих пор держится экономика постсоветских государств. Электростанции, заводы, железные дороги, системы образования и здравоохранения — всё это наследие "неэффективной" советской экономики.
ЦЕРКОВЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕСОВЕТИЗАЦИИ
Особую роль в кампании по дискредитации советского прошлого играет Русская православная церковь. Казалось бы, что может быть общего между религиозной организацией и политической пропагандой? Однако в современной России церковь превратилась в один из ключевых институтов, формирующих историческую память общества.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕМЫ ГОНЕНИЙ
Главным оружием церковных идеологов в борьбе с советским наследием стала тема религиозных гонений. Действительно, в первые десятилетия советской власти церковь подверглась серьёзным репрессиям. Но почему-то церковные историки "забывают" рассказать о причинах этих гонений.
А ведь значительная часть духовенства в годы Гражданской войны открыто поддерживала белогвардейцев, благословляла расстрелы рабочих и крестьян, участвовала в антисоветских заговорах. Разве могла молодая советская власть, борющаяся за своё выживание, игнорировать такую деятельность? Любое государство в подобной ситуации предприняло бы меры по нейтрализации враждебных сил.
Более того, церковные пропагандисты старательно умалчивают о том, что отношение советской власти к церкви не было однозначным на протяжении всей истории СССР. В годы Великой Отечественной войны Сталин разрешил открыть 20 тысяч храмов, а церковь собрала 300 миллионов рублей на строительство танковой колонны "Дмитрий Донской". Разве это похоже на тотальное богоборчество, о котором нам твердят с амвонов?
КАНОНИЗАЦИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТ
Особенно показательна практика канонизации "новомучеников" — жертв советских репрессий. Сама по себе память о невинно пострадавших заслуживает уважения. Но когда эта память используется исключительно для очернения целой исторической эпохи, она превращается в инструмент политической манипуляции.
При этом церковь проявляет удивительную избирательность в вопросе о том, кого считать мучеником. Почему-то в списки святых не попадают красноармейцы, замученные белогвардейцами, рабочие, расстрелянные за участие в стачках, крестьяне, убитые кулаками за вступление в колхозы. Получается, что страдания одних людей достойны памяти и почитания, а страдания других — нет. Не является ли такой подход проявлением политической ангажированности?
АЛЬЯНС С АНТИСОВЕТСКИМИ СИЛАМИ
Показательно, что многие церковные иерархи открыто поддерживали силы, способствовавшие развалу СССР. Например, митрополит Иларион (Алфеев) публично выражал поддержку литовскому движению "Саюдис", которое сыграло ключевую роль в отделении Литвы от Советского Союза. За эту деятельность он даже получил государственную награду Литвы.
Возникает вопрос: почему церковь, которая постоянно говорит о необходимости единства русского народа, поддерживала силы, разрушавшие это единство? Почему она благословляла тех, кто рвал на части великую страну? Ответ очевиден: для церковных иерархов борьба с советским наследием оказалась важнее, чем забота о судьбе народа.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ АМНЕЗИИ
Особую роль в процессе десоветизации играет позиция высшего руководства страны. С одной стороны, мы регулярно слышим заявления о необходимости сохранения исторической памяти, о недопустимости фальсификации истории. С другой — государственная политика в этой сфере отличается поразительной двойственностью и непоследовательностью.
РИТОРИКА РАЗДЕЛЕНИЯ
Анализируя выступления первых лиц государства, можно заметить интересную закономерность. Когда речь заходит о достижениях советской эпохи, они приписываются абстрактному "народу" или "стране". Но как только разговор касается трудных страниц истории, сразу появляется конкретный виновник — "советский режим", "сталинизм", "тоталитарная система".
Такой подход позволяет решить сразу несколько пропагандистских задач. Во-первых, создаётся иллюзия объективности — мол, мы признаём и достижения, и ошибки. Во-вторых, происходит отделение народа от государства — получается, что все хорошее делал народ вопреки власти, а всё плохое — власть вопреки народу. В-третьих, легитимируется современная система — она представляется как преодоление "ошибок прошлого".
ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ИСТОРИИ ПОБЕДЫ
Особенно болезненно воспринимаются попытки переписать историю Великой Отечественной войны. В официальной риторике всё чаще звучит термин "русский солдат" вместо "советский воин". Казалось бы, небольшая подмена понятий. Но за ней стоит попытка украсть у других народов СССР их вклад в Победу.
Ведь в рядах Красной Армии сражались представители всех народов Советского Союза. Украинцы и белорусы, казахи и узбеки, грузины и армяне — все они проливали кровь за общую Родину. И эта Родина называлась Советский Союз. Попытки представить Победу как достижение одного народа не только исторически неверны, но и глубоко аморальны по отношению к памяти миллионов павших.
ЭКЛЕКТИКА КАК МЕТОД
Удивительное зрелище представляет собой современная государственная политика памяти. С одной стороны, принимаются законы о недопустимости реабилитации нацизма, проводятся акции "Бессмертный полк", на параде Победы развеваются красные знамёна. С другой — те же самые красные знамёна запрещены на политических митингах, советская символика приравнивается к экстремистской, а защитников Дома Советов в 1993 году официальная пропаганда до сих пор называет "красно-коричневыми".
Такая эклектичность не случайна. Она позволяет власти использовать советское наследие избирательно — брать то, что работает на легитимацию существующего порядка, и отбрасывать то, что ставит этот порядок под сомнение. Память о Победе нужна для поддержания патриотических настроений. Но память о социальной справедливости, о бесплатной медицине и образовании, о гарантированном праве на труд — эта память опасна, и её стараются стереть.
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДОПЛЁКА АНТИСОВЕТИЗМА
Чтобы понять истинные причины войны с советской памятью, необходимо взглянуть на проблему с точки зрения классового анализа. Кому выгодно очернение СССР? Кто заинтересован в том, чтобы в массовом сознании советская эпоха ассоциировалась исключительно с репрессиями и дефицитом?
ЛЕГИТИМАЦИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСТАВРАЦИИ
Главная цель антисоветской пропаганды — легитимация того социально-экономического порядка, который установился на постсоветском пространстве после 1991 года. Ведь если признать, что советская система имела свои преимущества, то сразу возникнет вопрос: а зачем её разрушили? И куда делись все те социальные гарантии, которые имели советские граждане?
Поэтому пропагандистам необходимо представить советскую экономику как абсолютно неэффективную, а советский строй — как тоталитарный кошмар. Только так можно оправдать приватизацию, в результате которой народная собственность оказалась в руках кучки олигархов. Только так можно объяснить, почему в богатейшей стране мира миллионы людей живут в нищете.
При этом старательно замалчиваются объективные экономические показатели. А ведь в 1950-е годы СССР занимал первое место в Европе по темпам роста ВВП — 6% в год. К 1975 году Советский Союз вышел на второе место в мире по объёму промышленного производства. Разве это признаки "неэффективной экономики"?
РАЗРУШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ
Другая важная задача антисоветской пропаганды — снизить социальные ожидания населения. Пока люди помнят, что образование и медицина могут быть бесплатными, что безработица не является неизбежным злом, что жильё может предоставляться государством — до тех пор они будут требовать восстановления этих социальных благ.
Поэтому необходимо внушить массам, что все эти блага были иллюзией, что "бесплатный сыр бывает только в мышеловке", что советская медицина была некачественной, образование — идеологизированным, а распределяемое жильё — убогими "хрущёвками". Неважно, что миллионы людей получили благодаря советской системе высшее образование, качественное медицинское обслуживание, отдельные квартиры. Главное — создать в массовом сознании негативный образ всех этих достижений.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Нельзя забывать и о геополитическом аспекте антисоветской кампании. СССР был не просто одной из стран мира — это была сверхдержава, способная на равных противостоять объединённому Западу. Память об этом могуществе опасна для тех, кто стремится удержать Россию и другие постсоветские государства в положении сырьевой периферии мирового капитализма.
Именно поэтому западные фонды щедро финансируют "исследования" советских репрессий, издание "разоблачительной" литературы, создание музеев "советской оккупации". Цель очевидна — сформировать у народов бывшего СССР комплекс исторической неполноценности, внушить им, что их предки были либо палачами, либо жертвами, но никак не творцами великой истории.
Показателен пример прибалтийских государств, где русофобия и антисоветизм возведены в ранг государственной политики. Литва, например, выставила России счёт на 185 миллиардов евро в качестве "компенсации за советскую оккупацию". При этом никто не вспоминает, сколько средств вложил СССР в развитие прибалтийских республик, какую инфраструктуру там создал, скольким людям дал образование и профессию.
МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ
Война с советской памятью ведётся с использованием самых современных технологий манипулирования массовым сознанием. Рассмотрим основные приёмы, которые применяются в этой информационной войне.
ЭМОЦИИ ПРОТИВ ФАКТОВ
Главная ставка делается на эмоциональное воздействие. Вместо анализа исторических процессов зрителю предлагаются душераздирающие истории отдельных людей. Конечно, каждая человеческая трагедия заслуживает сочувствия. Но когда частные случаи выдаются за общую картину, когда судьба одного человека заслоняет судьбы миллионов — это уже манипуляция.
Например, рассказывая о раскулачивании, пропагандисты приводят истории о выселенных семьях, о конфискованном имуществе. Но они никогда не расскажут о том, как эти же кулаки доводили до разорения целые деревни ростовщическими процентами, как они прятали хлеб в голодные годы, взвинчивая цены, как они организовывали банды для борьбы с советской властью.
ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ
Другой излюбленный приём — подмена понятий. "Советский" автоматически приравнивается к "тоталитарному", "плановая экономика" — к "неэффективной", "коллективизация" — к "геноциду крестьянства". Эти языковые клише вбиваются в сознание через постоянное повторение, и в результате люди начинают мыслить навязанными штампами.
При этом те же самые явления в других контекстах оцениваются совершенно иначе. Когда западные страны проводят индустриализацию за счёт колоний — это "прогресс". Когда СССР проводит индустриализацию за счёт внутренних ресурсов — это "преступление". Когда в США во время Великой депрессии уничтожались продукты, чтобы поддержать цены, а миллионы людей голодали — это "издержки рыночной экономики". Когда в СССР происходили перебои с продовольствием — это "преступления коммунизма".
Продолжение следует.

Комментарии