Как мы тащим домой лишние вещи, почему ими так дорожим и что с этим делать
Человечество ещё никогда не жило так изобильно. Мы перестали бороться за пищу, пища нарядилась в цветастые упаковки и сама борется за место в наших домах. Условные мамонты спят спокойно: нам больше не нужно их убивать ради мяса и тёплых шкур.
Время бросило человеку новый вызов: калорий и одежды не просто достаточно, их теперь С Л И Ш К О М много. Пока первые уродуют наше тело, вторые – дома.
У захламления много синонимов: • Религиозный: мшелоимство • Медицинские: диспозофобия (страх выбрасывания), силлогомания, хоардинг • Культурный: синдром Плюшкина • Социальные: синдром старческого убожества (вызывает у меня ряд вопросов), синдром Диогена, синдром месси Сегодня я коротко разберу причины и алгоритмы этого явления. Они помогут вам отследить собственные реакции и сказать СТОП захламлению в отдельно взятой квартире
Источник: esquire.com
Итак, захламление состоит из 2 этапов: приобретение и сохранение. И оба бесконечно интересны с точки зрения психологии. Впрочем, давайте обо всём по порядку
Как и почему мы покупаем лишнее?
Врачи – лечат. Писатели – пишут книги. Маркетологи – делают так, чтобы из магазина вещь переехала к вам домой. Маркетологу абсолютно плевать, как вы будете её использовать. Там, где спроса на товар нет, правильный маркетолог его СОЗДАСТ • Не хотите покупать сигареты? Мы покажем вам фильм, где крутые парни курят • Вас устраивает старый смартфон? Мы искусственно его замедлим • Вы устали? Мы назовём это стрессом и продадим массажёр • У вас обычные славянские волосы? Нет, это называется «тонкие». Вот шампунь 20 лет назад маркетологи располагали весьма скромным инструментарием: вкус, запах, цвет (упаковка, картинка), игры с ценой (акции) и призывы (call to action).
Сегодня в маркетинге всё решает И Н Ф О Р М А Ц И Я.
Меньше 10 кликов – и любая соцсеть (например, Facebook) знает ВСЁ про ваши вкусы, фобии и даже отношения с близкими. Точнее, всё, что нужно, чтобы вам что-то ПРОДАТЬ. Она не просто знает, что вы хотите сегодня, она с высокой точностью предсказывает, что вы захотите завтра и через год.
У руля продаж стоят технически «вооружённые» профессионалы. И «по ту сторону баррикад» им никто официально не противостоит, простому покупателю им отвечать нечем.
Дайте угадаю? Как-то раз вы вернулись домой с шопинга, заглянули в пакеты и подумали: «А нафига я всё это купила?» Было же? У меня тоже. У всех нас было, чего уж🤪
Источник: theodysseyonline.com
Как это происходит? Разбираемся
Почему, с точки зрения психологии, мы покупаем ненужное?
Говоря примитивно и грубо, тряпочками, скляночками, сувенирчиками и лишней косметикой мы затыкаем дыры в душе.
Чем более у человека нестабильна психика, тем сильнее он подвержен маркетинговым манипуляциям: психологически цельного, взрослого покупателя невозможно заставить утащить домой то, что ему объективно не нужно. С остальными же это происходит примерно так: «Я хочу, чтобы мама меня долюбила, но мама, в отличие от новой кофточки, далеко. С мамой разговаривать больно, а с кофточкой – вообще не надо. Терапия у психолога стоит дорого, на неё ещё надо решиться. А на седьмую помаду решаться не надо – она же вот она, всего за 400 рублей сама прыгает в косметичку».
А сколько игрушек тащат в дом родители только чтобы заглушить чувство вины перед ребёнком!
Покупая лишнее, мы как будто бы выпиваем обезболивающее вместо того, чтобы пойти к врачу. Мы ищем там, где подсвечено, а не там, где потерялось.
Но, к слову, на крючок спонтанного шопинга часто попадаются и самые адекватные из нас. Это происходит на этапе, когда человек уже разобрался со скелетами в шкафу, но ещё не нащупал альтернатив: ему не хватает знаний про базовый гардероб, осознанное потребление, организацию пространства, не хватает теории и практики минимализма.
Источник: gazeta.ru
И вот однажды Плюшкин понимает – что-то не так:
• обслуживание хлама (уборка, организация пространства) отнимает почти всё свободное время • вещей много, но надеть нечего. Посуды много, но она не радует. В доме тысячи предметов, которые сочетаются друг с другом НИКАК • дом из места, где мы вообще-то должны отдыхать, превращается в склад в конце концов, в нём просто заканчивается место И вроде бы хочется всё поменять – выбросить, раздарить, продать. Как можно скорее, СЕЙЧАС! Но что-то мешает. И это очень серьёзное «что-то».
Что заставляет нас беречь хлам?
Во-первых, избавиться от вещи, которую ты сам выбрал и купил, всё равно что сказать «я был неправ». Известная степень взрослости нужна и тут.
Во-вторых, накопительство – часть нашего культурного кода. Русские – оседлый народ, который живёт на сейсмически безопасной территории. Исторически перед нами не стояла задача быть готовыми за 5 минут упаковать в кулёк всю свою жизнь и бежать. Мы веками строили быт в одном доме с дедами и семьями взрослых детей.
А ещё у нас Х О Л О Д Н О: мы много времени проводим в домах, поэтому пытаемся их украсить. Получается как получается.
Источник: the-village.ru
В-третьих, генетическая (или буквальная) память. Мы – потомки войны, голода, репрессий, очередей, дефицита, бедности, и поэтому всё копим на чёрный день
В-четвёртых, вещи – триггеры для воспоминаний. Мы их ассоциируем с событиями и людьми, ошибочно полагая, что кого-то ПРЕДАДИМ, если избавимся от вещей. Нам кажется, что эмоция как бы ЖИВЁТ внутри этой вещи, тогда как живёт она, конечно же, в нас самих и без вещей никуда не денется
Что делать?
«Вечно ты, Юля, нагнетаешь и не говоришь, что делать» Говорю😄
1. Отслеживать реакции. Всякий раз, когда рука тянется к десятой цветастой кофточке, себя спрашивать: «А я правда именно ЭТОГО сейчас хочу?»
ОТДЕЛИТЕ эмоцию от предмета. Любовь, привязанность, признательность, память – НЕ в вещах, она в сердце. Если хотите, в душе. Вы НЕ предадите бабушку, если подарите её одеяло собачьему приюту. Если бабуля жива, просто позвоните ей, скажите, что любите. Если нет – поболтайте с теми, кто любил её так же, как вы, устройте вечер ностальгии. Верующим могу посоветовать помолиться, сходить в церковь, постаивть свечку. Атеистам – сублимировать меланхолию в действие – например, приготовить любимый бабушкин пирог.
2. Собирать качественный базовый гардероб. Присмотреться к местным брендам, секондхэндам. Найти свою швею и свои ткани.
3. Не позволять трендам, моде и маркетологам принимать решение за себя. Выбирать вещи согласно своей жизненной стратегии.
4. Помнить, что ваш дом – самое ценное на земле место, куда прямо сейчас пытаются попасть ТЫСЯЧИ товаров, сражаясь в конкурентной борьбе. Дом – ваше убежище, ваш ретрит. Здесь не место ширпотребу.
5. Прекратить добровольно спонсировать маркетологов. Читать состав товара и подбирать эффективные аналоги БЕЗ неадекватной накрутки за маркетинг.
6. Искать там, где потеряно, а не там, где подсветили: решать проблему, а не снимать боль: если вашему дому нужен ремонт, значит вашему дому нужен РЕМОНТ, а не сувенирчики и новая картина на стену; если вам нужен психолог, то вам нужен ПСИХОЛОГ, а не малиновые лосины; если вашей коже нужен косметолог, идите к косметологу, а не в массмаркет за восьмым кремом.
7. Читать отзывы, а не этикетки, баннеры и брошюры
8. Брать паузу перед покупкой – от 15 минут до недели. На «подумать».
10. НЕ ПРИБЛИЖАТЬСЯ к магазину без списка покупок. И кстати, не ходить в продуктовый голодным
Как только вы начнёте расхламляться и почувствуете первые бонусы минимализма, вопрос мотивации на 80% снимется, потому что это такая чистота, простота, красота и лёгкость, которая не может не окрылять и не вдохновлять! Желаю вам успехов на этом пути и обещаю помогать – как минимум буквами🙃 Комментатор, прочти! Мой блог – территория минимализма и ГЕДОНИЗМА. Я блокирую ЛЮБУЮ критику: прямую, скрытую, вежливую, экспертную и даже конструктивную. Тут спокойно и хорошо, потому что авторов ЛЮБЫХ негативных сообщений я отправляю в вечный бан. Остальным – добро пожаловать!🙌
Расхламление и минимализм
Психология хлама
Как мы тащим домой лишние вещи, почему ими так дорожим и что с этим делать
Человечество ещё никогда не жило так изобильно. Мы перестали бороться за пищу, пища нарядилась в цветастые упаковки и сама борется за место в наших домах. Условные мамонты спят спокойно: нам больше не нужно их убивать ради мяса и тёплых шкур.У захламления много синонимов:
• Религиозный: мшелоимство
• Медицинские: диспозофобия (страх выбрасывания), силлогомания, хоардинг
• Культурный: синдром Плюшкина
• Социальные: синдром старческого убожества (вызывает у меня ряд вопросов), синдром Диогена, синдром месси
Сегодня я коротко разберу причины и алгоритмы этого явления. Они помогут вам отследить собственные реакции и сказать СТОП захламлению в отдельно взятой квартире
Как и почему мы покупаем лишнее?
Врачи – лечат. Писатели – пишут книги. Маркетологи – делают так, чтобы из магазина вещь переехала к вам домой. Маркетологу абсолютно плевать, как вы будете её использовать. Там, где спроса на товар нет, правильный маркетолог его СОЗДАСТ• Не хотите покупать сигареты? Мы покажем вам фильм, где крутые парни курят
• Вас устраивает старый смартфон? Мы искусственно его замедлим
• Вы устали? Мы назовём это стрессом и продадим массажёр
• У вас обычные славянские волосы? Нет, это называется «тонкие». Вот шампунь
20 лет назад маркетологи располагали весьма скромным инструментарием: вкус, запах, цвет (упаковка, картинка), игры с ценой (акции) и призывы (call to action).
Меньше 10 кликов – и любая соцсеть (например, Facebook) знает ВСЁ про ваши вкусы, фобии и даже отношения с близкими. Точнее, всё, что нужно, чтобы вам что-то ПРОДАТЬ. Она не просто знает, что вы хотите сегодня, она с высокой точностью предсказывает, что вы захотите завтра и через год.
У руля продаж стоят технически «вооружённые» профессионалы. И «по ту сторону баррикад» им никто официально не противостоит, простому покупателю им отвечать нечем.
Дайте угадаю? Как-то раз вы вернулись домой с шопинга, заглянули в пакеты и подумали: «А нафига я всё это купила?» Было же? У меня тоже. У всех нас было, чего уж🤪
Как это происходит? Разбираемся
Почему, с точки зрения психологии, мы покупаем ненужное?
Говоря примитивно и грубо, тряпочками, скляночками, сувенирчиками и лишней косметикой мы затыкаем дыры в душе.Чем более у человека нестабильна психика, тем сильнее он подвержен маркетинговым манипуляциям: психологически цельного, взрослого покупателя невозможно заставить утащить домой то, что ему объективно не нужно. С остальными же это происходит примерно так: «Я хочу, чтобы мама меня долюбила, но мама, в отличие от новой кофточки, далеко. С мамой разговаривать больно, а с кофточкой – вообще не надо. Терапия у психолога стоит дорого, на неё ещё надо решиться. А на седьмую помаду решаться не надо – она же вот она, всего за 400 рублей сама прыгает в косметичку».
А сколько игрушек тащат в дом родители только чтобы заглушить чувство вины перед ребёнком!
Покупая лишнее, мы как будто бы выпиваем обезболивающее вместо того, чтобы пойти к врачу. Мы ищем там, где подсвечено, а не там, где потерялось.
Но, к слову, на крючок спонтанного шопинга часто попадаются и самые адекватные из нас. Это происходит на этапе, когда человек уже разобрался со скелетами в шкафу, но ещё не нащупал альтернатив: ему не хватает знаний про базовый гардероб, осознанное потребление, организацию пространства, не хватает теории и практики минимализма.
И вот однажды Плюшкин понимает – что-то не так:
• обслуживание хлама (уборка, организация пространства) отнимает почти всё свободное время• вещей много, но надеть нечего. Посуды много, но она не радует. В доме тысячи предметов, которые сочетаются друг с другом НИКАК
• дом из места, где мы вообще-то должны отдыхать, превращается в склад
в конце концов, в нём просто заканчивается место
И вроде бы хочется всё поменять – выбросить, раздарить, продать. Как можно скорее, СЕЙЧАС! Но что-то мешает. И это очень серьёзное «что-то».
Что заставляет нас беречь хлам?
Во-первых, избавиться от вещи, которую ты сам выбрал и купил, всё равно что сказать «я был неправ». Известная степень взрослости нужна и тут.Во-вторых, накопительство – часть нашего культурного кода. Русские – оседлый народ, который живёт на сейсмически безопасной территории. Исторически перед нами не стояла задача быть готовыми за 5 минут упаковать в кулёк всю свою жизнь и бежать. Мы веками строили быт в одном доме с дедами и семьями взрослых детей.
А ещё у нас Х О Л О Д Н О: мы много времени проводим в домах, поэтому пытаемся их украсить. Получается как получается.
В-четвёртых, вещи – триггеры для воспоминаний. Мы их ассоциируем с событиями и людьми, ошибочно полагая, что кого-то ПРЕДАДИМ, если избавимся от вещей. Нам кажется, что эмоция как бы ЖИВЁТ внутри этой вещи, тогда как живёт она, конечно же, в нас самих и без вещей никуда не денется
Что делать?
«Вечно ты, Юля, нагнетаешь и не говоришь, что делать»Говорю😄
1. Отслеживать реакции. Всякий раз, когда рука тянется к десятой цветастой кофточке, себя спрашивать: «А я правда именно ЭТОГО сейчас хочу?»
ОТДЕЛИТЕ эмоцию от предмета. Любовь, привязанность, признательность, память – НЕ в вещах, она в сердце. Если хотите, в душе. Вы НЕ предадите бабушку, если подарите её одеяло собачьему приюту. Если бабуля жива, просто позвоните ей, скажите, что любите. Если нет – поболтайте с теми, кто любил её так же, как вы, устройте вечер ностальгии. Верующим могу посоветовать помолиться, сходить в церковь, постаивть свечку. Атеистам – сублимировать меланхолию в действие – например, приготовить любимый бабушкин пирог.
2. Собирать качественный базовый гардероб. Присмотреться к местным брендам, секондхэндам. Найти свою швею и свои ткани.
4. Помнить, что ваш дом – самое ценное на земле место, куда прямо сейчас пытаются попасть ТЫСЯЧИ товаров, сражаясь в конкурентной борьбе. Дом – ваше убежище, ваш ретрит. Здесь не место ширпотребу.
5. Прекратить добровольно спонсировать маркетологов. Читать состав товара и подбирать эффективные аналоги БЕЗ неадекватной накрутки за маркетинг.
6. Искать там, где потеряно, а не там, где подсветили: решать проблему, а не снимать боль: если вашему дому нужен ремонт, значит вашему дому нужен РЕМОНТ, а не сувенирчики и новая картина на стену; если вам нужен психолог, то вам нужен ПСИХОЛОГ, а не малиновые лосины; если вашей коже нужен косметолог, идите к косметологу, а не в массмаркет за восьмым кремом.
7. Читать отзывы, а не этикетки, баннеры и брошюры
8. Брать паузу перед покупкой – от 15 минут до недели. На «подумать».
9. Стараться покупать онлайн: интернет-шопинг снижает вероятность спонтанных покупок.
Как только вы начнёте расхламляться и почувствуете первые бонусы минимализма, вопрос мотивации на 80% снимется, потому что это такая чистота, простота, красота и лёгкость, которая не может не окрылять и не вдохновлять! Желаю вам успехов на этом пути и обещаю помогать – как минимум буквами🙃
Комментатор, прочти! Мой блог – территория минимализма и ГЕДОНИЗМА. Я блокирую ЛЮБУЮ критику: прямую, скрытую, вежливую, экспертную и даже конструктивную. Тут спокойно и хорошо, потому что авторов ЛЮБЫХ негативных сообщений я отправляю в вечный бан. Остальным – добро пожаловать!🙌