Как создаётся оружие.
О системе Гатлинга и его модификациях.
Во второй половине XIX века военные были чрезвычайно озадачены снижением эффективности артиллерии против пехоты. Для привычного выстрела картечью необходимо было подпустить неприятеля на 500−700 м, а новые дальнобойные винтовки, поступившие на вооружение пехоты, попросту не позволяли этого сделать. Однако изобретение унитарного патрона обозначило новое направление в развитии огнестрельного оружия: увеличение скорострельности. В результате почти одновременно появились несколько вариантов решения проблемы. Французский оружейник де Реффи сконструировал митральезу, состоящую из 25 неподвижных стволов калибра 13 мм, способную выпускать до 5−6 залпов в минуту. В 1869 году бельгийский изобретатель Монтиньи усовершенствовал эту систему, доведя количество стволов до 37. Но митральезы были очень громоздкими и не получили особого распространения. Требовалось принципиально другое решение.
Pеванш «гатлингов» над одноствольными автоматическими пушками состоялся больше чем через полвека, после войны в Корее, которая стала настоящим полигоном для испытания реактивной авиации. Несмотря на свою ожесточенность, бои между F-86 и МиГ-15 показали низкую эффективность артиллерийского вооружения новых реактивных истребителей, перекочевавшего с поршневых предков. Самолеты того времени вооружались целыми батареями из нескольких стволов калибром от 12,7 до 37 мм. Все это было сделано ради увеличения секундного залпа: ведь непрерывно маневрирующий вражеский самолет держался в прицеле лишь доли секунды и для его поражения требовалась создать за короткое время огромную плотность огня. В то же время одноствольные пушки практически подошли к «конструкционному» пределу скорострельности — ствол слишком быстро перегревался. Неожиданное решение нашлось само собой: американская корпорация General Electric еще в конце 1940-х начала эксперименты со… старинными пушками Гатлинга, взятыми из музеев. Блок стволов раскручивался электромотором, и орудие 70-летней давности сразу выдало скорострельность более 2000 выстрелов в минуту (интересно, что существуют данные об установке электропривода на пушки Гатлинга еще в конце XIX века; это позволяло достичь скорострельности в несколько тысяч выстрелов в минуту — но в то время подобный показатель оказался не востребован). Развитием идеи стало создание пушки, открывшей целую эру в оружейном деле, — M61А1 Vulcan.
Питание боеприпасами — беззвеньевое, осуществляется из барабанного магазина емкостью 1000 снарядов по специальному рукаву. Стреляные гильзы возвращаются обратно в магазин. Такое решение было принято после инцидента с самолетом F-104 Starfighter, когда выброшенные пушкой стреляные гильзы были откинуты воздушным потоком назад и сильно повредили фюзеляж самолета. Огромная скорострельность пушки также приводила к непредвиденным последствиям: возникавшие при стрельбе колебания заставили изменить темп стрельбы, чтобы исключить резонанс всей конструкции. Отдача пушки тоже преподнесла сюрприз: в одном из испытательных полетов злополучного F-104 во время стрельбы Vulcan сорвался с лафета и, продолжая стрелять, разворотил снарядами всю носовую часть самолета, летчик при этом чудом сумел катапультироваться.
Самой мощной пушкой с вращающимся блоком стволов стала американская GAU-8 Avenger, предназначенная для установки на штурмовик А-10 Thunderbolt II. 30-мм семиствольная пушка предназначена для стрельбы преимущественно по наземным целям.
Поскольку пушка и самолет изначально проектировались специально друг для друга, стрельба из GAU-8 не приводит к сильному нарушению управляемости А-10. При конструировании самолета было учтено и то, что пороховые газы от пушки не должны попадать в двигатели летательного аппарата (это может привести к их остановке), — для этого установлены специальные отражатели. Но в ходе эксплуатации А-10 было замечено, что несгоревшие частицы пороха оседают на лопатках турбокомпрессоров двигателей и снижают тягу, а также приводят к повышенной коррозии.
Для предотвращения этого эффекта в двигатели самолета встроены электрические дожигатели. Запальные устройства включаются автоматически при открытии огня. При этом, согласно инструкции, после каждого расстрелянного боекомплекта двигатели А-10 необходимо промывать от копоти.
Советский ответ
В СССР работы по скорострельным пушкам начались с разработки корабельных средств ближней ПВО. Результатом стало создание семейства зенитных автоматов, сконструированных в тульском КБ Точного приборостроения. 30-мм пушки АК-630 до сих пор составляют основу ПВО наших кораблей, а модернизированный автомат входит в состав морского зенитного ракетно-пушечного комплекса «Кортик».
В нашей стране поздно осознали необходимость иметь на вооружении аналог «Вулкана», поэтому между испытаниями пушки ГШ-6−23 и решением о принятии ее на вооружение прошло почти десять лет. Темп стрельбы ГШ-6−23, которая устанавливается на самолетах Су-24 и МиГ-31, составляет 9000 выстрелов в минуту, а первоначальная раскрутка стволов осуществляется стандартными пиропатронами ППЛ (а не электро- или гидроприводами, как в американских аналогах), что позволило значительно повысить надежность системы и упростить ее конструкцию. После срабатывания пиропатрона и подачи первого снаряда блок стволов раскручивается за счет использования энергии пороховых газов, отводимых из каналов стволов. Питание пушки снарядами может быть как беззвеньевым, так и звеньевым.
30-миллиметровая пушка ГШ-6−30 была спроектирована на базе корабельного зенитного автомата АК-630. Обладая скорострельностью в 4600 выстрелов в минуту, она способна за 0,25 с посылать в цель 16-килограммовый залп.
Эта пушка, обладавшая отличной точностью, устанавливалась на истребителях-бомбардировщиках МиГ-27 вместо штатной «двустволки» ГШ-23. Использование ГШ-6−30 по наземным целям заставляло летчиков выходить из пикирования вбок, чтобы уберечься от осколков собственных снарядов, поднимавшихся на высоту 200 м. Нарекания вызывала и огромная сила отдачи: в отличие от своего американского «коллеги» А-10, МиГ-27 изначально не рассчитывался под такую мощную артиллерию. Поэтому из-за вибраций и ударов выходило из строя оборудование, деформировались узлы самолета, а в одном из полетов после длинной очереди в кабине пилота отвалилась приборная панель — летчику пришлось возвращаться на аэродром, держа ее на руках.
Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-13 началась в ОКБ-134 в 1958 году. При разработке были использованы образцы предоставленной Китаем американской ракеты AIM-9 Sidewinder — одна из неразорвавшихся, после воздушных боёв Второго Тайваньского кризиса, ракет после поисков была найдена в прибрежной грязи и предоставлена СССР в начале 1958 года. Ещё одним образцом послужила неразорвавшаяся AIM-9B, доставленная на аэродром китайским МиГ-17 в собственном фюзеляже. Эта ракета была выпущена тайваньским F-86 Sabre во время воздушного боя 28 сентября 1958 года, но после попадания не взорвалась.
Также сильно помог в деле освоения образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в это же время подробные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из главных пунктов обвинения, в результате которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).
Ракета К-13 представляла собой почти полную копию американской ракеты. Исключения составили ТПГСН и ракетное топливо, которые были разработаны советскими учёными. Серийное производство ракеты началось в 1960 году.
Последующая проверка этой серии ракет, захваченных НАТО, показала, что детали от AIM-9 могут быть совместимы с деталями от К-13 и такая комбинация будет работать.
Типичный вид первых первых английских линкоров. Линейный корабль “ДРЕДНОУТ”, Англия, 1906 г.
Заложен в 1905 г., спущен на воду в 1906 г.
Заложен в 1906 г., спущен на воду в 1908 г.
Четыре башни главного калибра, по две в носу и в корме, стреляющие одна поверх другой. Это обеспечивало 8 орудий в бортовом залпе — столько же, сколько и на первых английских и немецких дредноутах, но при меньшем общем числе пушек соответственно на 20 и 40%. Столь очевидное решение в начале века казалось далеко не бесспорным. Считалось, что при стрельбе дульные газы возвышенной башни сделают пребывание персонала в нижней невозможным. В результате сразу же могло пропасть второе преимущество линейно-возвышенного расположения: возможность стрелять по носу и корме из половины артиллерии. Окончательно решить проблему можно было только опытным путем.
Для этого в 1907 году на старом мониторе “Флорида” из башни извлекли 12-дюймовое орудие и подняли его над ней таким образом, чтобы дульный срез находился как раз посередине крыши.
В качестве подопытных кроликов при первых выстрелах выступил вначале беззащитный мелкий домашний скот, а затем в башню полезли наиболее смелые и горячие сторонники новой схемы. На сей раз новаторы оказались правы: концентрация пороховых газов в нижней башне не достигла опасного уровня. Но ведь до испытаний об этом можно было только предполагать, а постройка “Мичигана” и “Саут Кэролайны” уже шла полным ходом, и при неудаче что-либо изменить уже было нельзя!
Но на этом эксперименты с мачтами не закончились. Во флоте США появились, пожалуй, не менее уродливые решетчатые сооружения, ставшие отличительной чертой заокеанских больших боевых кораблей на два последующих десятилетия. Обойтись совсем без испытаний на сей раз было страшно. Для опытов выбрали все ту же многострадальную “Флориду”, установив на ней одинокую ажурную мачту. Морские специалисты удовлетворились результатами, показавшими, что сбить артиллерийским огнем подобную конструкцию весьма и весьма затруднительно. Но то, что не удалось сделать снарядам, совершил океанский шторм в январе 1918 года. Передняя мачта “Мичигана” была буквально скручена и превращена в груду металлолома. Впрочем, этот случай с решетчатыми мачтами оказался первым и единственным; некоторые специалисты относят его за счет больших размахов качки, которыми отличались “мичиганы”. Но даже просто на большом ходу вибрация решетчатой конструкции делала практически невозможной использование точных и хрупких приборов управления огнем, и в 30-х годах американцы заменили свое новшество на треноги из толстых труб по образцу британских.
Калибр 7,62x54R
Вес, 8,7 кн (с сошкой)
Длина оружия, 1188 мм
Длина ствола, 605 мм
Темп стрельбы, выстрелов в минуту 650
Питание, Лента 100 или 200 патронов
В конце девяностых годов, на основе боевого опыта, накопленного за годы войны в Афганистане и боевых действий в Чечне, начались работы по совершенствованию пулемета ПКМ в его "легкой" ипостаси ручного пулемета. Необходимость в такой работе была вызвана откровенной недостаточностью как огневой мощи, так и дальности стрельбы штатных ручных пулеметов РПК-74, применяемых в звене отделение - взвод. Пулемет ПКМ, благодаря достаточно мощному патрону, обеспечивал требуемые дальность стрельбы и пробивное действие пуль по различным преградам, однако в войсках имелись пожелания по повышению его возможностей по ведению интенсивного огня без необходимости замены ствола или пауз на его охлаждение. Также высказывались пожелания по повышению эффективности стрельбы с сошки.
Проблему повышения боевых возможностей пулемета по ведению интенсивного огня взялись решать конструкторы двух оборонных предприятий - Ковровского механического завода и ЦНИИ Точного Машиностроения. Ковровские инженеры, работая над темой под кодовым названием "Барсук", для решения поставленной задачи применили в конструкции нового пулеметного ствола специальную сталь, ранее использовавшуюся в стволах скорострельных авиационных пушек, кроме того, ствол получил частичное продольное оребрение, противомиражную шину над стволом и небольшое пластиковое цевье под стволом. Само тело пулемета ПКМ осталось неизменным. В ограниченную серию для войсковых испытаний этот пулемет пошел под индексом АЕК-999. В результате испытаний на вооружение Российской армии был принят образец «Печенег» конструкции ЦНИИ , а пулемет АЕК-999, проигравший армейский конкурс, был выпущен небольшой серией и попал на вооружение некоторых подразделений МВД. Выпуск этого пулемета был прекращен из-за закрытия производства всей военной продукции на Ковровском механическом заводе, произошедшей в 1996 году.
По устройству всех основных механизмов пулемет АЕК-999 «Барсук» полностью идентичен пулемету Калашникова ПКМ. Основные отличия кроются в новом стволе и его «обвесе», допускающем установку приборов малошумной стрельбы, эффективных пламегасителей и т.п., а также обеспечивающих возможность ведения интенсивного огня без необходимости смены стволов, при том что возможность простого снятия ствола (для чистки, обслуживания или замены) пулемет АЕК-99 сохранил. Кроме того, на стволе появилось небольшое пластиковое цевье, делающее более удобными перемещение с пулеметом по полю боя и стрельбу из него «с рук».