Владивосток – крупнейший портовый город на Дальнем Востоке.
Среди жителей он славится своей красотой, культурной историей, традициями. Владивосток полон тайн и загадок, о которых местные писатели создают мифы. Куда пропадает снег зимой? Кто такие лихоснежки и зачем они воруют облака? О тайнах Приморского края корреспонденту «Комсомольской правды-Дальний Восток» рассказала местная писательница-фантаст Натали Тумко. - Натали, расскажите, почему вы решили стать писателем? - Всегда знала, что буду им. Мое мнение по этому поводу не менялось никогда. Знала, что могу учиться в институте по специальности, которая никак не связана с писательством. В итоге я инженер-конструктор по образованию, а писатель-фантаст по призванию. - Почему фантаст? - Сложно сказать. У меня богатая фантазия. В этом ключе все логично. В мое время мы зачитывались книгами Стругацких, Булычева. В годы перестройки сюда хлынули книги Брэдбери, Желязны, Айзека Азимова. Совершенно уникальные, потрясающие авторы. Мои миры, конечно, отличаются. Я пишу много научной и социальной фантастики. Чаще всего это другой мир. В моих фантастических произведениях рассматривается много психологических моментов. Атмосфера этих книг более важна для меня, чем сюжетная линия. На сегодняшний день у меня 19 книг. Среди них несколько сборников. - Вы сказали, что всегда знали, что будете писателем. Почему тогда выучились на инженера-конструктора? - Мне было семнадцать. Мама запретила быть доктором и археологом. Родители у меня инженеры, так что пошла по их стопам. Но я точно не технарь по натуре. Хотя мне это очень помогло: раньше любые технические профессии преподавались очень грамотно, и за пять лет обучения формировалось техническое мышление. Я не пользуюсь этими знаниями, но этот тип мышления помог мне мыслить рационально, отдельно от чувств и эмоций. - Когда вы начали создавать мифы? - Первая книга с мифами вышла в 2016 году. А написана она была в 2012. Так что больше 10 лет я этим занимаюсь. - Что такое миф? - Обычно мифы считаются народным творчеством. А еще, когда мы гуглим про них какую-то информацию, то сначала выпадают мифы древней Греции, истории о богах. Но это очень узкий взгляд. У мифов есть своя задача, как и у каждого литературного жанра. Они включают в себя какой-то реальный факт и рассказывают детям или чужестранцам о мировоззрении, которое позволяет этот факт видеть таким образом. Как создалась земля? Почему облака на небе? У мифа всегда реальное основание. - Для чего вы пишете мифы? - Во-первых, я могу и хочу. Во-вторых, во Владивостоке очень скудная сувенирная продукция, и это большая культурная проблема. А ведь что такое сувенирка? Зачем она нужна? Это вещественное отображение какой-то особенности того места, где ты путешествуешь. Приехал куда-то, а там есть невероятно высокая гора. И ты смотришь на рисунки, где она изображена, на ее скульптурки, узнаешь истории о ней. И привозишь домой сувенир, и помнишь эту гору. Или какой-то интересный красивый обычай. Когда приезжаешь в Выборг, то обнаруживаешь, что все прилавки заполнены муми-троллями. Если спросить у людей, что они знают об этих необычных существах, то мало кто вспомнит о содержании книги, хотя все знают, что литературный источник существует. Автор не смогла описать эти существа словами, она их нарисовала. И в результате ее рисунки стали источником вдохновения для создания сувениров. - На основе чего вы создаете мифы о Владивостоке и Приморье? - В нашем крае живет больше 150 народов. Это значит, что нельзя взять за основу создания мифа культуру какого-то одного народа: это обидно для других, да и просто нечестно. Поэтому мифы создаются на основе особенностей природы, привычек, еды, слов, погодных аномалий, рельефа. Эти элементы объединяют все народы, тогда истории понятны всем. Например, я создала классификацию ветров Владивостока: лепесточные, пересмешники, перелестыши, студеные ветра, духовеи и другие. У каждого из них своя задача, свой образ, история. Скажем, плененные вихри: миф о морских нимфах, которые перед началом заморозков начинают злиться и воруют маленькие прибрежные вихри, затем запечатывают их в лед, чтобы всю зиму удерживать рядом с собой. Лотосные сони, золотоликие душегляды, забытяха, лихоснежки (это те саамы, которые зимой тучи у студеных ветров воруют, от того и снега в нашем городе мало зимой) – множество созданий рассказывают через эти мифы о нашем крае. При помощи таких маленьких историй, где описаны персонажи, легко сделать куклу или художественные образы для открыток, книжек, магнитиков. Например, вот такая получилась книжка по мифам «Вековечные сосны». Это графика дизайнера и художника-иллюстратора Марии Жоговой. Я очень надеюсь, что удастся издать книжку. Это очень красиво. Этот миф разработан специально для национального парка «Земля леопарда», где я была по приглашению в прошлом году: «В самых глубинах земли леопарда, в дальних местах, не знавших человека, воздух чист и незыблем. В тех краях растут вековечные сосны и берегут тишину мира. В тех соснах – память о покое лесов, о достоинстве горных растений. Там рождаются сновидения трав. Их собирают в правильный час поводыри иллюзий. Там спит в своем гнезде Берегиня тайги, приняв облик черного леопарда с золотыми пятнами. Корнями своими вековечные сосны прорезают землю. И там, среди корней, дремлет тигриный морок. Туман-полоз выращивает своих детей в этих местах, а потом уводит их на горные хребты в раздольные долины на свидания с облаками. И свидания эти хранят память о тишине вековечных сосен и о странных созданиях, живущих в заповедных землях дальневосточной тайги». Такой вот маленький миф. Но он порождает образы, задумчивость и силу этого места. Понятно, что мы не все видим и не все знаем. Но чем-то пользуемся, что-то можем почувствовать. Про туманы, про малоснежные зимы мало кто из туристов, которые приедут летом, узнают. Да, они познакомятся с разнообразием еды. Или узнают, что у нас много рыбы, потому что Владивосток – город у моря. Но какие-то вещи известны только жителям этой земли. - Что мифы могут рассказать о людях, живущих во Владивостоке? - У нас мышление очень вольное. Это особенность приморских людей. Мы очень заботимся друг о друге, о приезжих. У нас нет навязчивости, но есть внешняя наивность. Человек, приехавший издалека, часто думает, что во Владивостоке живут наивные и глуповатые люди. Потому что мы любим показать, рассказать, накормить. У нас много эмоций. Это способность видеть горизонт определенным образом. Это ум, который не связан с хитростью. Но мы очень хорошо понимаем, когда нас пытаются обмануть, когда пытаются пользоваться нашей добротой. Эта особенность объясняется большими территориями и маленькой населенностью. Человек здесь запросто может попасть в беду. Мы не думаем об этом каждый день. Но мы живем с осознанием этого. Например, человек может заблудиться в тайге или на дорогу выйдет тигр. Ему нужна будет помощь. Это не значит, что подобное происходит каждый день. Конечно, нет. Но, когда человек живет в осознании, что это возможно – он по-другому себя ведет и думает. И это отличие нашего народа тоже можно обличить в романтичную натуру мифа. - Как вы пишете мифы? - Собираю сплетни, слухи, страхи людей и обличаю их в особые формы. Я говорю о каких-то необычных созданиях. Был случай много-много лет назад. Я гуляла около маяка, ребенок с папой запускали камешки. Отец объяснял и показывал сыну, как сделать блинчики на воде. Обычно дети просто берут и повторяют. А этот мальчик спросил: «А зачем?». Я в этот момент проходила мимо. Меня тут же поразила мысль, зачем же мы это делаем. И тогда этот вопрос заставил подумать, а для чего это могло бы быть. Тогда появилась Маякалка. Люди кидают ей камешки и заговаривают их, и эти камешки на дне не сносит подводным течением. Из них Маякалка может построить себе дом. Это был один из первых придуманных мной образов. - Люди и их рассказы – это то, чем вы вдохновляетесь? - Это одна часть. Для мифов это очень важно. Ведь я пишу и говорю от имени всех людей, а это большая ответственность. И, конечно, я слушаю их. Работаю по двум направлениям: слушать людей и создавать понятные для мастеров образы для создания сувенирной продукции. Они основаны на жизни и понимании людей, которые здесь живут. Это не просто какие-то взгляды и культурные обычаи. Это и наши заблуждения, страхи, иллюзии. Мне хочется, чтобы наша сувенирная продукция была лучше и интереснее, могла рассказать о нашем удивительном мире приезжим. - О каких местах Владивостока вы писали мифы? И почему именно о них? - Обычно не я выбираю места, они меня выбирают. Меня покоряет железнодорожный вокзал. Помимо его красоты меня привлекает сам дух железных дорог. Я 17 лет жила на Камчатке, а там нет железной дороги. Поэтому она для меня является чем-то сказочным до сих пор. Второе – это маленькие кафешки города. Я написала миф про Гурманику, которая ходит там, где вкусно готовят. Когда это кафе закрывается, она сидит и плачет. Вместо слез у нее маленькие карамельки. Мне всегда очень обидно, когда закрываются хорошие места. Хотя понимаю, что причины на это весьма обоснованные могут быть. Конечно же, писала про набережные, бухты, про наши рельефы и море. - Натали, как вы думаете, кто читает мифы? Кому они интересны сегодня? - Мифы принято относить к целевой аудитории – дети и туристы. Но наши люди это тоже очень любят. У нас очень красиво. Да, влажность высокая, тяжело бывает. Да у нас сопки, по которым трудно ходить, мало тротуаров. Но изначально у нас есть с чем работать. Например, бухта Стеклянная, по-нашему – Стеклянуха. В мире всего два места с таким эффектом, где стекло на берегу. Понятно, что это влияние человека. Но ведь как природа искрутилась. Подводные потоки сделали вот такую красоту – стеклянную гальку. А животный мир?! У нас саблезубые олени водятся. Это фантастика! Олень, у которого клыки. И такого интересного много. - Как вы думаете, для чего вообще это все нужно сейчас? - Когда люди думают, куда переехать, они руководствуются, в том числе, двумя доводами: первое – мыслью, что там должно быть лучше в материальном плане, а второе – там должно быть романтично. Приморский край – это потрясающий мир, красивый, особенный. Он достоин своих мифов и сказок. И я стараюсь внести в его историю свой вклад.
Наш Владивосток
Владивосток – крупнейший портовый город на Дальнем Востоке.
Среди жителей он славится своей красотой, культурной историей, традициями. Владивосток полон тайн и загадок, о которых местные писатели создают мифы. Куда пропадает снег зимой? Кто такие лихоснежки и зачем они воруют облака? О тайнах Приморского края корреспонденту «Комсомольской правды-Дальний Восток» рассказала местная писательница-фантаст Натали Тумко.
- Натали, расскажите, почему вы решили стать писателем?
- Всегда знала, что буду им. Мое мнение по этому поводу не менялось никогда. Знала, что могу учиться в институте по специальности, которая никак не связана с писательством. В итоге я инженер-конструктор по образованию, а писатель-фантаст по призванию.
- Почему фантаст?
- Сложно сказать. У меня богатая фантазия. В этом ключе все логично. В мое время мы зачитывались книгами Стругацких, Булычева. В годы перестройки сюда хлынули книги Брэдбери, Желязны, Айзека Азимова. Совершенно уникальные, потрясающие авторы.
Мои миры, конечно, отличаются. Я пишу много научной и социальной фантастики. Чаще всего это другой мир. В моих фантастических произведениях рассматривается много психологических моментов. Атмосфера этих книг более важна для меня, чем сюжетная линия. На сегодняшний день у меня 19 книг. Среди них несколько сборников.
- Вы сказали, что всегда знали, что будете писателем. Почему тогда выучились на инженера-конструктора?
- Мне было семнадцать. Мама запретила быть доктором и археологом. Родители у меня инженеры, так что пошла по их стопам. Но я точно не технарь по натуре. Хотя мне это очень помогло: раньше любые технические профессии преподавались очень грамотно, и за пять лет обучения формировалось техническое мышление. Я не пользуюсь этими знаниями, но этот тип мышления помог мне мыслить рационально, отдельно от чувств и эмоций.
- Когда вы начали создавать мифы?
- Первая книга с мифами вышла в 2016 году. А написана она была в 2012. Так что больше 10 лет я этим занимаюсь.
- Что такое миф?
- Обычно мифы считаются народным творчеством. А еще, когда мы гуглим про них какую-то информацию, то сначала выпадают мифы древней Греции, истории о богах. Но это очень узкий взгляд.
У мифов есть своя задача, как и у каждого литературного жанра. Они включают в себя какой-то реальный факт и рассказывают детям или чужестранцам о мировоззрении, которое позволяет этот факт видеть таким образом. Как создалась земля? Почему облака на небе? У мифа всегда реальное основание.
- Для чего вы пишете мифы?
- Во-первых, я могу и хочу. Во-вторых, во Владивостоке очень скудная сувенирная продукция, и это большая культурная проблема. А ведь что такое сувенирка? Зачем она нужна? Это вещественное отображение какой-то особенности того места, где ты путешествуешь. Приехал куда-то, а там есть невероятно высокая гора. И ты смотришь на рисунки, где она изображена, на ее скульптурки, узнаешь истории о ней. И привозишь домой сувенир, и помнишь эту гору. Или какой-то интересный красивый обычай.
Когда приезжаешь в Выборг, то обнаруживаешь, что все прилавки заполнены муми-троллями. Если спросить у людей, что они знают об этих необычных существах, то мало кто вспомнит о содержании книги, хотя все знают, что литературный источник существует. Автор не смогла описать эти существа словами, она их нарисовала. И в результате ее рисунки стали источником вдохновения для создания сувениров.
- На основе чего вы создаете мифы о Владивостоке и Приморье?
- В нашем крае живет больше 150 народов. Это значит, что нельзя взять за основу создания мифа культуру какого-то одного народа: это обидно для других, да и просто нечестно. Поэтому мифы создаются на основе особенностей природы, привычек, еды, слов, погодных аномалий, рельефа. Эти элементы объединяют все народы, тогда истории понятны всем.
Например, я создала классификацию ветров Владивостока: лепесточные, пересмешники, перелестыши, студеные ветра, духовеи и другие. У каждого из них своя задача, свой образ, история. Скажем, плененные вихри: миф о морских нимфах, которые перед началом заморозков начинают злиться и воруют маленькие прибрежные вихри, затем запечатывают их в лед, чтобы всю зиму удерживать рядом с собой.
Лотосные сони, золотоликие душегляды, забытяха, лихоснежки (это те саамы, которые зимой тучи у студеных ветров воруют, от того и снега в нашем городе мало зимой) – множество созданий рассказывают через эти мифы о нашем крае.
При помощи таких маленьких историй, где описаны персонажи, легко сделать куклу или художественные образы для открыток, книжек, магнитиков.
Например, вот такая получилась книжка по мифам «Вековечные сосны». Это графика дизайнера и художника-иллюстратора Марии Жоговой. Я очень надеюсь, что удастся издать книжку. Это очень красиво.
Этот миф разработан специально для национального парка «Земля леопарда», где я была по приглашению в прошлом году:
«В самых глубинах земли леопарда, в дальних местах, не знавших человека, воздух чист и незыблем. В тех краях растут вековечные сосны и берегут тишину мира. В тех соснах – память о покое лесов, о достоинстве горных растений. Там рождаются сновидения трав. Их собирают в правильный час поводыри иллюзий. Там спит в своем гнезде Берегиня тайги, приняв облик черного леопарда с золотыми пятнами. Корнями своими вековечные сосны прорезают землю. И там, среди корней, дремлет тигриный морок. Туман-полоз выращивает своих детей в этих местах, а потом уводит их на горные хребты в раздольные долины на свидания с облаками. И свидания эти хранят память о тишине вековечных сосен и о странных созданиях, живущих в заповедных землях дальневосточной тайги».
Такой вот маленький миф. Но он порождает образы, задумчивость и силу этого места. Понятно, что мы не все видим и не все знаем. Но чем-то пользуемся, что-то можем почувствовать. Про туманы, про малоснежные зимы мало кто из туристов, которые приедут летом, узнают. Да, они познакомятся с разнообразием еды. Или узнают, что у нас много рыбы, потому что Владивосток – город у моря. Но какие-то вещи известны только жителям этой земли.
- Что мифы могут рассказать о людях, живущих во Владивостоке?
- У нас мышление очень вольное. Это особенность приморских людей. Мы очень заботимся друг о друге, о приезжих. У нас нет навязчивости, но есть внешняя наивность. Человек, приехавший издалека, часто думает, что во Владивостоке живут наивные и глуповатые люди. Потому что мы любим показать, рассказать, накормить. У нас много эмоций. Это способность видеть горизонт определенным образом. Это ум, который не связан с хитростью. Но мы очень хорошо понимаем, когда нас пытаются обмануть, когда пытаются пользоваться нашей добротой.
Эта особенность объясняется большими территориями и маленькой населенностью. Человек здесь запросто может попасть в беду. Мы не думаем об этом каждый день. Но мы живем с осознанием этого. Например, человек может заблудиться в тайге или на дорогу выйдет тигр. Ему нужна будет помощь. Это не значит, что подобное происходит каждый день. Конечно, нет. Но, когда человек живет в осознании, что это возможно – он по-другому себя ведет и думает. И это отличие нашего народа тоже можно обличить в романтичную натуру мифа.
- Как вы пишете мифы?
- Собираю сплетни, слухи, страхи людей и обличаю их в особые формы. Я говорю о каких-то необычных созданиях. Был случай много-много лет назад. Я гуляла около маяка, ребенок с папой запускали камешки. Отец объяснял и показывал сыну, как сделать блинчики на воде. Обычно дети просто берут и повторяют. А этот мальчик спросил: «А зачем?». Я в этот момент проходила мимо. Меня тут же поразила мысль, зачем же мы это делаем. И тогда этот вопрос заставил подумать, а для чего это могло бы быть. Тогда появилась Маякалка. Люди кидают ей камешки и заговаривают их, и эти камешки на дне не сносит подводным течением. Из них Маякалка может построить себе дом. Это был один из первых придуманных мной образов.
- Люди и их рассказы – это то, чем вы вдохновляетесь?
- Это одна часть. Для мифов это очень важно. Ведь я пишу и говорю от имени всех людей, а это большая ответственность. И, конечно, я слушаю их.
Работаю по двум направлениям: слушать людей и создавать понятные для мастеров образы для создания сувенирной продукции. Они основаны на жизни и понимании людей, которые здесь живут. Это не просто какие-то взгляды и культурные обычаи. Это и наши заблуждения, страхи, иллюзии. Мне хочется, чтобы наша сувенирная продукция была лучше и интереснее, могла рассказать о нашем удивительном мире приезжим.
- О каких местах Владивостока вы писали мифы? И почему именно о них?
- Обычно не я выбираю места, они меня выбирают. Меня покоряет железнодорожный вокзал. Помимо его красоты меня привлекает сам дух железных дорог. Я 17 лет жила на Камчатке, а там нет железной дороги. Поэтому она для меня является чем-то сказочным до сих пор. Второе – это маленькие кафешки города. Я написала миф про Гурманику, которая ходит там, где вкусно готовят. Когда это кафе закрывается, она сидит и плачет. Вместо слез у нее маленькие карамельки. Мне всегда очень обидно, когда закрываются хорошие места. Хотя понимаю, что причины на это весьма обоснованные могут быть. Конечно же, писала про набережные, бухты, про наши рельефы и море.
- Натали, как вы думаете, кто читает мифы? Кому они интересны сегодня?
- Мифы принято относить к целевой аудитории – дети и туристы. Но наши люди это тоже очень любят. У нас очень красиво. Да, влажность высокая, тяжело бывает. Да у нас сопки, по которым трудно ходить, мало тротуаров. Но изначально у нас есть с чем работать.
Например, бухта Стеклянная, по-нашему – Стеклянуха. В мире всего два места с таким эффектом, где стекло на берегу. Понятно, что это влияние человека. Но ведь как природа искрутилась. Подводные потоки сделали вот такую красоту – стеклянную гальку. А животный мир?! У нас саблезубые олени водятся. Это фантастика! Олень, у которого клыки. И такого интересного много.
- Как вы думаете, для чего вообще это все нужно сейчас?
- Когда люди думают, куда переехать, они руководствуются, в том числе, двумя доводами: первое – мыслью, что там должно быть лучше в материальном плане, а второе – там должно быть романтично. Приморский край – это потрясающий мир, красивый, особенный. Он достоин своих мифов и сказок. И я стараюсь внести в его историю свой вклад.