☦ 28 ноября — начало Рождественского поста «Также, кода поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18). Единственная и главная цель поста – приближение к Богу, очищение себя до той глубины, где ты сможешь Его узреть: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). С этой целью Церковью словно бы отделяются некие отрезки времени в году, когда человек усугубляет свой молитвенный и аскетический подвиг для спасения души. То есть человеку предлагается пережить сердечно, внутренне некие основополагающие евангельские (библейские) события. В Рождественский пост мы словно бы входим в эту ночь Ветхого Завета, где тысячи праведников всматривались в небо с единственной надеждой – увидеть Вифлеемскую звезду. Мы входим в маленькую сырую темную вертеп-пещерку, где на соломе в яслях для скота рождается Повелитель мира и Спаситель человечества. Для того чтобы совершить достойно это странствование поста, Господь обращается к нам: «Помажь голову твою и умой лице твое». Святые отцы толкуют это место Священного Писания следующим образом. Умыть лицо обозначает поститься телесно, чтобы из тела, которое зачастую человек превращает в источник различных греховных удовольствий, соделать сотрудника для души в деле спасения, так сказать, в меру сил истончить тело и через это ослабить или вовсе искоренить греховные привязанности. Помазание головы – это символ священнодействия. Помазывают голову освященным елеем. Елей издревле считался символом милости Божией. В греческом языке слова «масло» (т. е. елей) и «елеос» (переводится как милость) очень похожи. Помазать голову обозначает участвовать в Таинствах и богослужениях церковных, прежде всего в Таинствах Исповеди и Причастия, через них очищаться от греха и соединяться с Богом. Это святая обязанность каждого православного христианина. Особенно в посты. Напомним себе слова Христа: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Также человек должен углублять и свое молитвенное домашнее правило, почаще ходить на службы. Вот суть два главных начала поста – аскеза телесная и развитие духовное. Сюда также нужно добавить и дела милосердия, к которым нас прямо призывает Господь (см. Мф. 25:31–46). Будем же всматриваться, в таинственное непознанное небо нашей души, чтобы в глубине ее рассмотреть нежный сияющий луч Вифлеемской звезды, которая обязательно откроется сердцу, ищущему Бога, даруя ему радость и бесконечное блаженство.
Никольский храм, с. Б.Ржакса, Тамбовская область
☦ 28 ноября — начало Рождественского поста «Также, кода поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18). Единственная и главная цель поста – приближение к Богу, очищение себя до той глубины, где ты сможешь Его узреть: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). С этой целью Церковью словно бы отделяются некие отрезки времени в году, когда человек усугубляет свой молитвенный и аскетический подвиг для спасения души. То есть человеку предлагается пережить сердечно, внутренне некие основополагающие евангельские (библейские) события. В Рождественский пост мы словно бы входим в эту ночь Ветхого Завета, где тысячи праведников всматривались в небо с единственной надеждой – увидеть Вифлеемскую звезду. Мы входим в маленькую сырую темную вертеп-пещерку, где на соломе в яслях для скота рождается Повелитель мира и Спаситель человечества. Для того чтобы совершить достойно это странствование поста, Господь обращается к нам: «Помажь голову твою и умой лице твое». Святые отцы толкуют это место Священного Писания следующим образом. Умыть лицо обозначает поститься телесно, чтобы из тела, которое зачастую человек превращает в источник различных греховных удовольствий, соделать сотрудника для души в деле спасения, так сказать, в меру сил истончить тело и через это ослабить или вовсе искоренить греховные привязанности. Помазание головы – это символ священнодействия. Помазывают голову освященным елеем. Елей издревле считался символом милости Божией. В греческом языке слова «масло» (т. е. елей) и «елеос» (переводится как милость) очень похожи. Помазать голову обозначает участвовать в Таинствах и богослужениях церковных, прежде всего в Таинствах Исповеди и Причастия, через них очищаться от греха и соединяться с Богом. Это святая обязанность каждого православного христианина. Особенно в посты. Напомним себе слова Христа: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Также человек должен углублять и свое молитвенное домашнее правило, почаще ходить на службы. Вот суть два главных начала поста – аскеза телесная и развитие духовное. Сюда также нужно добавить и дела милосердия, к которым нас прямо призывает Господь (см. Мф. 25:31–46). Будем же всматриваться, в таинственное непознанное небо нашей души, чтобы в глубине ее рассмотреть нежный сияющий луч Вифлеемской звезды, которая обязательно откроется сердцу, ищущему Бога, даруя ему радость и бесконечное блаженство.