Мария Магдалина — последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица. Согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Его Распятии и была первым человеком, удостоившимся явления Воскресшего Иисуса. Эксперты считают, что у Марии Магдалины было еврейское происхождение. Имя «Магдалина» происходит от названия города, в котором она родилась, — Магдала. Магдала — древний галилейский город на территории современного Израиля , упоминаемый в Библии как родина Марии Магдалины . Слово magdala на арамейском языке означает «красивый», «великий» или «башня»... В православной традиции Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая. В католической традиции долгое время было принято отождествлять с ней образ кающейся блудницы и Марии из Вифании, сестры Лазаря. Мария Магдалина причислена к лику святых католической, православной, англиканской и лютеранской церквями Мария Магдалина (иногда называемая Марией из Магдалы или просто Магдалиной или Мадлен) была женщиной, которая, согласно четырём каноническим Евангелиям, путешествовала с Иисусом как одна из его последовательниц и была свидетельницей его распятия и воскрешения.[1] В канонических Евангелиях она упоминается по имени двенадцать раз — больше, чем большинство апостолов и больше, чем любая другая женщина в Евангелиях, за исключением семьи Иисуса. В Евангелии от Луки глава 8 Мария Магдалина упоминается как одна из женщин, которые путешествовали с Иисусом и помогали поддерживать его служение «из своих средств». В том же отрывке говорится, что из неё изгнали семь бесов, и это утверждение повторяется в Евангелии от Марка 16. Во всех четырёх канонических Евангелиях Мария Магдалина является свидетельницей распятия Иисуса, а в синоптических Евангелиях она также присутствует при его погребении. Во всех четырёх Евангелиях она упоминается либо одна, либо в составе более многочисленной группы женщин как первая, кто увидел пустую гробницу, [1] и, либо одна, либо в составе группы, как первая, кто увидел воскресшего Иисуса.[2]
Мария Магдалина считается святой в католической, православной, англиканской и лютеранской конфессиях. В 2016 году Папа Римский Франциск повысил статус литургической памяти 22 июля с поминовения до праздника, а также назвал её «апостолом апостолов».[3] Некоторые протестантские церкви почитают её как героиню веры. Восточная православная церковь также почитает её в воскресенье мироносиц, православном эквиваленте одной из западных традиций трёх Марий. Поскольку Мария Магдалина первой стала свидетельницей воскресения Иисуса, в некоторых христианских традициях она известна как «апостол апостолов». Она занимает центральное место в гностических христианских текстах, включая «Диалог Спасителя», «Пистис София», «Евангелие Фомы», «Евангелие Филиппа» и «Евангелие Марии». В этих текстах она изображена как апостол, как ближайшая и самая любимая ученица Иисуса и единственная, кто по-настоящему понимал его учения. В гностических текстах, или гностических Евангелиях, близость Марии к Иисусу приводит к напряжённости в отношениях с другим учеником, Петром, из-за её пола и зависти Петра к особым учениям, которые она получила. --- Мария из Магдалы, как и Иисус, была реальной исторической личностью.[ Тем не менее, о её жизни известно очень мало. В отличие от апостола Павла, Мария Магдалина не оставила после себя никаких известных письменных трудов. Она никогда не упоминалась ни в одном из посланий Павла, ни в одном из посланий общего характера.[ Самыми ранними и надежными источниками о ее жизни являются три Синоптических Евангелия от Марка, Матфея и Луки, которые все были написаны в первом веке нашей эры.
Во время служения Иисуса
Эпитет Магдалина (ἡ μαγδαληνή; букв. "Магдалина"), вероятно, означает, что она происходила из Магдалы,[деревни на западном берегу Галилейского моря, которая в древности была известна прежде всего как рыбацкий город Мария была, безусловно, самым распространённым еврейским женским именем в первом веке, поэтому авторам Евангелий пришлось назвать её Магдалиной, чтобы отличать от других женщин по имени Мария, которые следовали за Иисусом. Хотя в Евангелии от Марка, которое, по мнению учёных, является самым ранним из сохранившихся Евангелий, Мария Магдалина не упоминается до распятия Иисуса, в Евангелии от Луки 8:2–3 [кратко описывается её роль во время его служения: [ Вскоре после этого он отправился в города и деревни, проповедуя и возвещая благую весть о Царстве Божьем. С ним были двенадцать апостолов, а также несколько женщин, исцелённых от злых духов и недугов: Мария, называемая Магдалиной, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Иродова домоправителя Хузы, и Сусанна, и многие другие, которые обеспечивали их из своих средств. — Луки 8:1–3
Обращение Марии Магдалины
Тема картины вызывает споры: сейчас принято считать, что на ней изображено обращение Марии Магдалины, описанное в книге Пьетро Аретино 1535 года «Человечность Христа»; эта версия Евангелия была широко распространена и читаема в Северной Италии в то время. [3] Согласно легенде, вдохновившей художника на создание картины, Мария отправилась в храм в Иерусалиме, где учение Иисуса вдохновило её на благочестивую жизнь. На картине она изображена в неподходящем для религиозного здания наряде, который Веронезе использовал, чтобы символизировать её прежнюю греховную жизнь. Она стоит на коленях и краснеет, слушая Иисуса (c. 1548 г.) Paolo Veronese
Обращение Марии Магдалины
Согласно Евангелию от Луки, [22] Иисус изгнал «семь бесов» из Марии Магдалины. То, что семь бесов вселились в Марию, повторяется в Евангелии от Марка 16:9, в «более длинной концовке» этого Евангелия — она отсутствует в самых ранних рукописях и, возможно, является дополнением ко второму веку, основанным на Евангелии от Луки.[ В I веке широко распространено было мнение, что демоны вызывают физические и психологические заболевания.[ Брюс Чилтон, исследователь раннего христианства, утверждает, что упоминание о «семи» демонах может означать, что Марии пришлось пройти семь обрядов экзорцизма, вероятно, в течение длительного периода времени, поскольку первые шесть были частично или полностью безуспешными.
Барт Д. Эрман, специалист по Новому Завету и историк раннего христианства, утверждает, что число семь может быть просто символическим, поскольку в еврейской традиции семь — это число завершения, так что одержимость Марии семью демонами может просто означать, что она была полностью подавлена их силой. В любом случае, Мария, должно быть, пережила серьёзную эмоциональную или психологическую травму, чтобы экзорцизм такого рода считался необходимым. Следовательно, её преданность Иисусу, вызванная этим исцелением, должна была быть очень сильной. Авторы Евангелий обычно с удовольствием описывают публичные экзорцизмы Иисуса, когда одержимый человек вопит, бьётся и рвёт на себе одежду на глазах у толпы. Напротив, тот факт, что изгнанию бесов из Марии уделяется мало внимания, может указывать на то, что либо Иисус совершил его в частном порядке, либо летописцы не сочли его особенно драматичным.[ Поскольку Мария упоминается как одна из женщин, которые финансово поддерживали служение Иисуса, она, должно быть, была относительно состоятельной.[ Места в Евангелиях, где она и другие женщины упоминаются, ясно указывают на то, что они играли важную роль в служении Иисуса и то, что Мария Магдалина всегда появляется первой, когда в синоптических Евангелиях она упоминается как член группы женщин, указывает на то, что она считалась самой важной из них. Карла Риччи отмечает, что в списках учеников Мария Магдалина занимает такое же положение среди женщин-последователей Иисуса, как и Симон Пётр среди апостолов-мужчин.[ То, что женщины играли такую активную и важную роль в служении Иисуса, не было чем-то радикальным или даже уникальным; надписи в синагоге в Афродисии в Малой Азии, относящиеся примерно к тому же периоду, свидетельствуют о том, что многие из главных жертвователей в синагогу были женщинами. Служение Иисуса действительно принесло женщинам больше свободы, чем они обычно имели в традиционном еврейском обществе.
Свидетель распятия и погребения Иисуса
Деталь Марии Магдалины, плачущей при распятии Иисуса, изображенная в "Сошествии с креста" (ок. 1435) фламандского художника Рогира ван дер Вейдена[42] Все четыре канонических Евангелия сходятся во мнении, что несколько женщин наблюдали за распятием Иисуса издалека, причём в трёх из них прямо упоминается Мария Магдалина.[43] В Евангелии от Марка 15:40 перечислены имена этих женщин: Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Саломея.[43] В Евангелии от Матфея 27: 55-56 перечислены Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Иосифа, и неназванная мать сыновей Зеведея (которая может быть тем же человеком, которого Марк называет Саломеей).[43] В Евангелии от Луки 23:49 упоминается группа женщин, наблюдавших за распятием, но не приводится ни одно из их имен.[43] В Евангелии от Иоанна 19:25 в качестве свидетелей распятия упоминаются Мария, мать Иисуса, её сестра Мария, жена Клеопы и Мария Магдалина.[43]
Практически все авторитетные историки сходятся во мнении, что Иисус был распят римлянами по приказу Понтия Пилата.[44][45][46][47] Джеймс Данн говорит о крещении и распятии, что эти «два факта из жизни Иисуса вызывают почти всеобщее согласие».[48] Тем не менее, описания распятия Иисуса в Евангелиях различаются.[49] Эрман утверждает, что присутствие Марии Магдалины и других женщин у креста, вероятно, имеет историческое обоснование, поскольку христиане вряд ли стали бы выдумывать, что главными свидетелями распятия были женщины[50], а также потому, что их присутствие упоминается как в синоптических Евангелиях, так и в Евангелии от Иоанна.[51] Морис Кейси соглашается с тем, что присутствие Марии Магдалины и других женщин при распятии Иисуса может быть зафиксировано как исторический факт.[52] По мнению Э. П. Сандерса, женщины наблюдали за распятием даже после того, как ученики-мужчины разбежались, возможно, потому, что их было труднее арестовать, они были храбрее мужчин или по какой-то другой причине.[53]
«Снятие с креста»
«Снятие с креста» (1507) Рафаэля, на которой изображена расстроенная рыжеволосая Мария Магдалина в роскошном одеянии, сжимающая руку Иисуса, когда его несут к гробнице Картина выдающегося итальянского художника эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти, созданная им в 1507 году в качестве основной части Алтаря Бальони.
Все четыре канонических Евангелия, а также апокрифическое Евангелие от Петра сходятся во мнении, что тело Иисуса было снято с креста и погребено человеком по имени Иосиф из Аримафеи.[43] В Евангелии от Марка 15:47 в качестве свидетелей погребения Иисуса упоминаются Мария Магдалина и Мария, мать Иосифа.[43] В Евангелии от Матфея 27:61 в качестве свидетелей упоминаются Мария Магдалина и «другая Мария».[43] В Евангелии от Луки 23:55 упоминаются «женщины, следовавшие за ним из Галилеи», но не приводятся их имена.[43] В Евангелии от Иоанна 19: 39-42 не упоминается ни одна женщина, присутствовавшая при погребении Иисуса Иосифом,[43] но упоминается присутствие Никодима, фарисея, с которым Иисус беседовал в начале Евангелия.[43] Эрман, который ранее принимал историю о погребении Иисуса как историческую, теперь отвергает ее как более позднее изобретение на том основании, что римские правители почти никогда не разрешали казненным преступникам хоронить любого рода[55] и Понтий Пилат, в частности, не был "таким правителем, который порвал бы с традициями и политикой, когда член еврейского совета любезно попросил обеспечить достойные похороны распятой жертве". Кейси утверждает, что Иисусу было устроено надлежащее погребение Иосифом Аримафейским,[56] Он отмечает, что в некоторых очень редких случаях римские правители разрешали хоронить тела казнённых заключённых.[57] Тем не менее он отвергает предположение о том, что Иисуса могли похоронить в дорогой гробнице с вкатанным в неё камнем, как описано в Евангелиях.[58] Это приводит его к выводу, что Мария и другие женщины, должно быть, не видели гробницу.[58] Сандерс утверждает, что погребение Иисуса Иосифом Аримафейским в присутствии Марии Магдалины и других женщин-последователей является полностью историческим фактом.[59]
Воскресение Иисуса
Самое раннее описание явлений Иисуса после воскресения — это цитата из допославинского вероучения, сохранённая апостолом Павлом в 1-м послании к Коринфянам 15:3–8, которое было написано примерно за 20 лет до появления любого из Евангелий.[63] В этом отрывке не упоминается Мария Магдалина, другие женщины или история о пустой гробнице, [64][65] но говорится о том, что Симон Пётр первым увидел воскресшего Иисуса.[64][66][67] Несмотря на это, все четыре канонических Евангелия, а также апокрифическое Евангелие от Петра сходятся во мнении, что Мария Магдалина, одна или в составе группы, была первой, кто обнаружил, что гробница Иисуса пуста.[51][68] Тем не менее, детали описаний сильно различаются.[61]
Согласно Евангелию от Марка 16:1–8,
самому раннему рассказу об обнаружении пустой гробницы, Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломия пришли к гробнице сразу после восхода солнца, через полтора дня после погребения Иисуса, и обнаружили, что камень уже откатили в сторону.[61][62][69] Они вошли внутрь и увидели молодого человека в белом, который сказал им, что Иисус воскрес из мёртвых, и велел передать ученикам, что он встретит их в Галилее.[60][61][62] Вместо этого женщины убежали и никому ничего не сказали, потому что были слишком напуганы.[60][61][62] Оригинальный текст Евангелия заканчивается здесь, без упоминания о том, что воскресший Иисус явился кому-либо.[60][62][70] Кейси утверждает, что причина такого внезапного завершения может заключаться в том, что Евангелие от Марка — это незаконченный черновик.[60]
Согласно Евангелию от Матфея 28:1–10, Мария Магдалина и «другая Мария» пошли к гробнице.[60][61][62] Произошло землетрясение, и ангел в белом одеянии спустился с небес и отвалил камень, пока женщины наблюдали за происходящим.[60][61][62] Ангел сказал им, что Иисус воскрес из мёртвых.[61][62][60] Затем воскресший Иисус явился женщинам, когда они выходили из гробницы, и велел им передать другим ученикам, что он встретит их в Галилее.[60][61][62]
Согласно Луке 24:1–12, Мария Магдалина, Иоанна и Мария, мать Иакова, пришли к гробнице и увидели, что камень уже откатили, как и в Евангелии от Марка.[61][62][71] Они вошли внутрь и увидели двух молодых людей в белом, которые сказали им, что Иисус воскрес из мёртвых.[61][62][71] Затем они пошли и рассказали об этом одиннадцати оставшимся апостолам, которые сочли их рассказ чепухой.[61][62][71] В Евангелии от Луки Иисус никогда не является женщинам, [61][62][72] но вместо этого впервые появляется перед Клеопой и безымянным «учеником» по дороге в Еммаус. [61][62][72] В повествовании Луки также отсутствует указание на то, что женщины должны были сказать ученикам, чтобы они возвращались в Галилею. Вместо этого Иисус говорит ученикам не возвращаться в Галилею, а оставаться в окрестностях Иерусалима. Святые женщины у гробницы Христа» (ок. 1590 г.) работы Аннибале Карраччи. В Евангелии от Матфея 28:1–10 Мария Магдалина и «другая Мария» встречают у гробницы ангела, который сообщает им, что Христос воскрес.
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения (1835) Александра Андреевича Иванова. В Евангелии от Иоанна 20:1–13 Мария Магдалина видит воскресшего Иисуса в одиночестве[74][70] и он говорит ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему».[70] Роль Марии Магдалины в повествовании о воскресении значительно возрастает в Евангелии от Иоанна.[68][75] Согласно Иоанну 20:1–10, Мария Магдалина пришла к гробнице, когда было ещё темно, и увидела, что камень уже откатили.[68][74][76] Она никого не увидела, но сразу же побежала рассказать Петру и «возлюбленному ученику»[68][76], которые пришли с ней к гробнице и подтвердили, что она пуста[68][75], но вернулись домой, не увидев воскресшего Иисуса.[75][68] Согласно Иоанна 20:11-18, Мария, теперь одна в саду перед гробницей, увидела двух ангелов, сидящих там, где только что было тело Иисуса.[68] Затем воскресший Иисус приблизился к ней.[68][77] Сначала она приняла его за садовника,[75][68] но, услышав, как он произносит её имя, она узнала его и воскликнула: «Раввуни!» (что на арамейском означает «учитель»).[68][75] Его следующие слова можно перевести как «Не прикасайтесь ко мне, ибо я ещё не вознёсся к моему Отцу» или «Перестаньте цепляться за меня, [и т. д.]». Последнее более вероятно с точки зрения грамматики (отрицательный повелительный наклонение: перестаньте делать то, что уже делаете), а также вызова, который Иисус бросил Фоме неделю спустя (см. Иоанна 20:24–29[78][70]). Затем Иисус послал её сообщить другим апостолам благую весть о своём воскресении.[75][68] Таким образом, Евангелие от Иоанна изображает Марию Магдалину как первую апостолицу, посланную к апостолам.[75][68]
Поскольку переписчики были недовольны резким завершением Евангелия от Марка, они написали несколько альтернативных концовок.[79] В «более короткой концовке», которая встречается в очень немногих рукописях, женщины идут к «окружающим Петра» и рассказывают им о том, что видели у гробницы, после чего следует краткое изложение проповеди Евангелия с востока на запад.[79] Это "очень вынужденное" окончание противоречит последнему стиху оригинального Евангелия, в котором говорится, что женщины "никому не говорили".[79] "Более длинная концовка", которая встречается в большинстве сохранившихся рукописей, представляет собой "смесь традиций", содержащую эпизоды, заимствованные из других Евангелий.[79] Сначала описывается явление Иисуса Марии Магдалине в одиночестве (как в Евангелии от Иоанна), [79] за которым следуют краткие описания его явлений двум ученикам по дороге в Эммаус (как в Евангелии от Луки) и одиннадцати оставшимся ученикам (как в Евангелии от Матфея).
Древнейшая синагога времён Христа в городе Магдала (Мигдаль).
ИСТОКИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Мария Магдалина
Эксперты считают, что у Марии Магдалины было еврейское происхождение. Имя «Магдалина» происходит от названия города, в котором она родилась, — Магдала.
Магдала — древний галилейский город на территории современного Израиля , упоминаемый в Библии как родина Марии Магдалины . Слово magdala на арамейском языке означает «красивый», «великий» или «башня»...
В православной традиции Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая. В католической традиции долгое время было принято отождествлять с ней образ кающейся блудницы и Марии из Вифании, сестры Лазаря.
Мария Магдалина причислена к лику святых католической, православной, англиканской и лютеранской церквями
Мария Магдалина (иногда называемая Марией из Магдалы или просто Магдалиной или Мадлен) была женщиной, которая, согласно четырём каноническим Евангелиям, путешествовала с Иисусом как одна из его последовательниц и была свидетельницей его распятия и воскрешения.[1] В канонических Евангелиях она упоминается по имени двенадцать раз — больше, чем большинство апостолов и больше, чем любая другая женщина в Евангелиях, за исключением семьи Иисуса.
В Евангелии от Луки глава 8 Мария Магдалина упоминается как одна из женщин, которые путешествовали с Иисусом и помогали поддерживать его служение «из своих средств». В том же отрывке говорится, что из неё изгнали семь бесов, и это утверждение повторяется в Евангелии от Марка 16. Во всех четырёх канонических Евангелиях Мария Магдалина является свидетельницей распятия Иисуса, а в синоптических Евангелиях она также присутствует при его погребении. Во всех четырёх Евангелиях она упоминается либо одна, либо в составе более многочисленной группы женщин как первая, кто увидел пустую гробницу, [1] и, либо одна, либо в составе группы, как первая, кто увидел воскресшего Иисуса.[2]
Мария Магдалина считается святой в католической, православной, англиканской и лютеранской конфессиях. В 2016 году Папа Римский Франциск повысил статус литургической памяти 22 июля с поминовения до праздника, а также назвал её «апостолом апостолов».[3] Некоторые протестантские церкви почитают её как героиню веры. Восточная православная церковь также почитает её в воскресенье мироносиц, православном эквиваленте одной из западных традиций трёх Марий.
Поскольку Мария Магдалина первой стала свидетельницей воскресения Иисуса, в некоторых христианских традициях она известна как «апостол апостолов». Она занимает центральное место в гностических христианских текстах, включая «Диалог Спасителя», «Пистис София», «Евангелие Фомы», «Евангелие Филиппа» и «Евангелие Марии». В этих текстах она изображена как апостол, как ближайшая и самая любимая ученица Иисуса и единственная, кто по-настоящему понимал его учения. В гностических текстах, или гностических Евангелиях, близость Марии к Иисусу приводит к напряжённости в отношениях с другим учеником, Петром, из-за её пола и зависти Петра к особым учениям, которые она получила.
---
Мария из Магдалы, как и Иисус, была реальной исторической личностью.[ Тем не менее, о её жизни известно очень мало.
В отличие от апостола Павла, Мария Магдалина не оставила после себя никаких известных письменных трудов.
Она никогда не упоминалась ни в одном из посланий Павла, ни в одном из посланий общего характера.[
Самыми ранними и надежными источниками о ее жизни являются три Синоптических Евангелия от Марка, Матфея и Луки, которые все были написаны в первом веке нашей эры.
Во время служения Иисуса
Эпитет Магдалина (ἡ μαγδαληνή; букв. "Магдалина"), вероятно, означает, что она происходила из Магдалы,[деревни на западном берегу Галилейского моря, которая в древности была известна прежде всего как рыбацкий городМария была, безусловно, самым распространённым еврейским женским именем в первом веке, поэтому авторам Евангелий пришлось назвать её Магдалиной, чтобы отличать от других женщин по имени Мария, которые следовали за Иисусом.
Хотя в Евангелии от Марка, которое, по мнению учёных, является самым ранним из сохранившихся Евангелий, Мария Магдалина не упоминается до распятия Иисуса, в Евангелии от Луки 8:2–3 [кратко описывается её роль во время его служения: [
Вскоре после этого он отправился в города и деревни, проповедуя и возвещая благую весть о Царстве Божьем. С ним были двенадцать апостолов, а также несколько женщин, исцелённых от злых духов и недугов: Мария, называемая Магдалиной, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Иродова домоправителя Хузы, и Сусанна, и многие другие, которые обеспечивали их из своих средств.
— Луки 8:1–3
Обращение Марии Магдалины
Тема картины вызывает споры: сейчас принято считать, что на ней изображено обращение Марии Магдалины, описанное в книге Пьетро Аретино 1535 года «Человечность Христа»; эта версия Евангелия была широко распространена и читаема в Северной Италии в то время. [3] Согласно легенде, вдохновившей художника на создание картины, Мария отправилась в храм в Иерусалиме, где учение Иисуса вдохновило её на благочестивую жизнь. На картине она изображена в неподходящем для религиозного здания наряде, который Веронезе использовал, чтобы символизировать её прежнюю греховную жизнь. Она стоит на коленях и краснеет, слушая Иисуса(c. 1548 г.) Paolo Veronese
То, что семь бесов вселились в Марию, повторяется в Евангелии от Марка 16:9, в «более длинной концовке» этого Евангелия — она отсутствует в самых ранних рукописях и, возможно, является дополнением ко второму веку, основанным на Евангелии от Луки.[
В I веке широко распространено было мнение, что демоны вызывают физические и психологические заболевания.[
Брюс Чилтон, исследователь раннего христианства, утверждает, что упоминание о «семи» демонах может означать, что Марии пришлось пройти семь обрядов экзорцизма, вероятно, в течение длительного периода времени, поскольку первые шесть были частично или полностью безуспешными.
Барт Д. Эрман, специалист по Новому Завету и историк раннего христианства, утверждает, что число семь может быть просто символическим, поскольку в еврейской традиции семь — это число завершения, так что одержимость Марии семью демонами может просто означать, что она была полностью подавлена их силой.
В любом случае, Мария, должно быть, пережила серьёзную эмоциональную или психологическую травму, чтобы экзорцизм такого рода считался необходимым.
Следовательно, её преданность Иисусу, вызванная этим исцелением, должна была быть очень сильной.
Авторы Евангелий обычно с удовольствием описывают публичные экзорцизмы Иисуса, когда одержимый человек вопит, бьётся и рвёт на себе одежду на глазах у толпы.
Напротив, тот факт, что изгнанию бесов из Марии уделяется мало внимания, может указывать на то, что либо Иисус совершил его в частном порядке, либо летописцы не сочли его особенно драматичным.[
Поскольку Мария упоминается как одна из женщин, которые финансово поддерживали служение Иисуса, она, должно быть, была относительно состоятельной.[
Места в Евангелиях, где она и другие женщины упоминаются, ясно указывают на то, что они играли важную роль в служении Иисуса
и то, что Мария Магдалина всегда появляется первой, когда в синоптических Евангелиях она упоминается как член группы женщин, указывает на то, что она считалась самой важной из них.
Карла Риччи отмечает, что в списках учеников Мария Магдалина занимает такое же положение среди женщин-последователей Иисуса, как и Симон Пётр среди апостолов-мужчин.[
То, что женщины играли такую активную и важную роль в служении Иисуса, не было чем-то радикальным или даже уникальным; надписи в синагоге в Афродисии в Малой Азии, относящиеся примерно к тому же периоду, свидетельствуют о том, что многие из главных жертвователей в синагогу были женщинами. Служение Иисуса действительно принесло женщинам больше свободы, чем они обычно имели в традиционном еврейском обществе.
Свидетель распятия и погребения Иисуса
Деталь Марии Магдалины, плачущей при распятии Иисуса, изображенная в "Сошествии с креста" (ок. 1435) фламандского художника Рогира ван дер Вейдена[42]Все четыре канонических Евангелия сходятся во мнении, что несколько женщин наблюдали за распятием Иисуса издалека, причём в трёх из них прямо упоминается Мария Магдалина.[43] В Евангелии от Марка 15:40 перечислены имена этих женщин: Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Саломея.[43] В Евангелии от Матфея 27: 55-56 перечислены Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Иосифа, и неназванная мать сыновей Зеведея (которая может быть тем же человеком, которого Марк называет Саломеей).[43] В Евангелии от Луки 23:49 упоминается группа женщин, наблюдавших за распятием, но не приводится ни одно из их имен.[43] В Евангелии от Иоанна 19:25 в качестве свидетелей распятия упоминаются Мария, мать Иисуса, её сестра Мария, жена Клеопы и Мария Магдалина.[43]
Практически все авторитетные историки сходятся во мнении, что Иисус был распят римлянами по приказу Понтия Пилата.[44][45][46][47] Джеймс Данн говорит о крещении и распятии, что эти «два факта из жизни Иисуса вызывают почти всеобщее согласие».[48] Тем не менее, описания распятия Иисуса в Евангелиях различаются.[49] Эрман утверждает, что присутствие Марии Магдалины и других женщин у креста, вероятно, имеет историческое обоснование, поскольку христиане вряд ли стали бы выдумывать, что главными свидетелями распятия были женщины[50], а также потому, что их присутствие упоминается как в синоптических Евангелиях, так и в Евангелии от Иоанна.[51] Морис Кейси соглашается с тем, что присутствие Марии Магдалины и других женщин при распятии Иисуса может быть зафиксировано как исторический факт.[52] По мнению Э. П. Сандерса, женщины наблюдали за распятием даже после того, как ученики-мужчины разбежались, возможно, потому, что их было труднее арестовать, они были храбрее мужчин или по какой-то другой причине.[53]
«Снятие с креста»
«Снятие с креста» (1507) Рафаэля, на которой изображена расстроенная рыжеволосая Мария Магдалина в роскошном одеянии, сжимающая руку Иисуса, когда его несут к гробницеКартина выдающегося итальянского художника эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти, созданная им в 1507 году в качестве основной части Алтаря Бальони.
Воскресение Иисуса
Самое раннее описание явлений Иисуса после воскресения — это цитата из допославинского вероучения, сохранённая апостолом Павлом в 1-м послании к Коринфянам 15:3–8, которое было написано примерно за 20 лет до появления любого из Евангелий.[63] В этом отрывке не упоминается Мария Магдалина, другие женщины или история о пустой гробнице, [64][65] но говорится о том, что Симон Пётр первым увидел воскресшего Иисуса.[64][66][67] Несмотря на это, все четыре канонических Евангелия, а также апокрифическое Евангелие от Петра сходятся во мнении, что Мария Магдалина, одна или в составе группы, была первой, кто обнаружил, что гробница Иисуса пуста.[51][68] Тем не менее, детали описаний сильно различаются.[61]Согласно Евангелию от Марка 16:1–8,
самому раннему рассказу об обнаружении пустой гробницы, Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломия пришли к гробнице сразу после восхода солнца, через полтора дня после погребения Иисуса, и обнаружили, что камень уже откатили в сторону.[61][62][69] Они вошли внутрь и увидели молодого человека в белом, который сказал им, что Иисус воскрес из мёртвых, и велел передать ученикам, что он встретит их в Галилее.[60][61][62] Вместо этого женщины убежали и никому ничего не сказали, потому что были слишком напуганы.[60][61][62] Оригинальный текст Евангелия заканчивается здесь, без упоминания о том, что воскресший Иисус явился кому-либо.[60][62][70] Кейси утверждает, что причина такого внезапного завершения может заключаться в том, что Евангелие от Марка — это незаконченный черновик.[60]Согласно Евангелию от Матфея 28:1–10, Мария Магдалина и «другая Мария» пошли к гробнице.[60][61][62] Произошло землетрясение, и ангел в белом одеянии спустился с небес и отвалил камень, пока женщины наблюдали за происходящим.[60][61][62] Ангел сказал им, что Иисус воскрес из мёртвых.[61][62][60] Затем воскресший Иисус явился женщинам, когда они выходили из гробницы, и велел им передать другим ученикам, что он встретит их в Галилее.[60][61][62]
Согласно Луке 24:1–12, Мария Магдалина, Иоанна и Мария, мать Иакова, пришли к гробнице и увидели, что камень уже откатили, как и в Евангелии от Марка.[61][62][71] Они вошли внутрь и увидели двух молодых людей в белом, которые сказали им, что Иисус воскрес из мёртвых.[61][62][71] Затем они пошли и рассказали об этом одиннадцати оставшимся апостолам, которые сочли их рассказ чепухой.[61][62][71] В Евангелии от Луки Иисус никогда не является женщинам, [61][62][72] но вместо этого впервые появляется перед Клеопой и безымянным «учеником» по дороге в Еммаус. [61][62][72] В повествовании Луки также отсутствует указание на то, что женщины должны были сказать ученикам, чтобы они возвращались в Галилею. Вместо этого Иисус говорит ученикам не возвращаться в Галилею, а оставаться в окрестностях Иерусалима.
Святые женщины у гробницы Христа» (ок. 1590 г.) работы Аннибале Карраччи. В Евангелии от Матфея 28:1–10 Мария Магдалина и «другая Мария» встречают у гробницы ангела, который сообщает им, что Христос воскрес.
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения (1835) Александра Андреевича Иванова. В Евангелии от Иоанна 20:1–13 Мария Магдалина видит воскресшего Иисуса в одиночестве[74][70] и он говорит ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему».[70]
Роль Марии Магдалины в повествовании о воскресении значительно возрастает в Евангелии от Иоанна.[68][75] Согласно Иоанну 20:1–10, Мария Магдалина пришла к гробнице, когда было ещё темно, и увидела, что камень уже откатили.[68][74][76] Она никого не увидела, но сразу же побежала рассказать Петру и «возлюбленному ученику»[68][76], которые пришли с ней к гробнице и подтвердили, что она пуста[68][75], но вернулись домой, не увидев воскресшего Иисуса.[75][68] Согласно Иоанна 20:11-18, Мария, теперь одна в саду перед гробницей, увидела двух ангелов, сидящих там, где только что было тело Иисуса.[68] Затем воскресший Иисус приблизился к ней.[68][77] Сначала она приняла его за садовника,[75][68] но, услышав, как он произносит её имя, она узнала его и воскликнула: «Раввуни!» (что на арамейском означает «учитель»).[68][75] Его следующие слова можно перевести как «Не прикасайтесь ко мне, ибо я ещё не вознёсся к моему Отцу» или «Перестаньте цепляться за меня, [и т. д.]». Последнее более вероятно с точки зрения грамматики (отрицательный повелительный наклонение: перестаньте делать то, что уже делаете), а также вызова, который Иисус бросил Фоме неделю спустя (см. Иоанна 20:24–29[78][70]). Затем Иисус послал её сообщить другим апостолам благую весть о своём воскресении.[75][68] Таким образом, Евангелие от Иоанна изображает Марию Магдалину как первую апостолицу, посланную к апостолам.[75][68]
Поскольку переписчики были недовольны резким завершением Евангелия от Марка, они написали несколько альтернативных концовок.[79] В «более короткой концовке», которая встречается в очень немногих рукописях, женщины идут к «окружающим Петра» и рассказывают им о том, что видели у гробницы, после чего следует краткое изложение проповеди Евангелия с востока на запад.[79] Это "очень вынужденное" окончание противоречит последнему стиху оригинального Евангелия, в котором говорится, что женщины "никому не говорили".[79] "Более длинная концовка", которая встречается в большинстве сохранившихся рукописей, представляет собой "смесь традиций", содержащую эпизоды, заимствованные из других Евангелий.[79] Сначала описывается явление Иисуса Марии Магдалине в одиночестве (как в Евангелии от Иоанна), [79] за которым следуют краткие описания его явлений двум ученикам по дороге в Эммаус (как в Евангелии от Луки) и одиннадцати оставшимся ученикам (как в Евангелии от Матфея).
Древнейшая синагога времён Христа в городе Магдала (Мигдаль).
Как была устроена синагога 2000 лет назад.https://youtu.be/n3e1prBtgIQ?si=oBbSZCmqPIyFBUnT