СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА!

Структура компонентов личности, их функции и влияния на развитие и формировании личности
Денисенко Дмитрий Сергеевич студент ППИ и ФСО КБГУ им. Х. М. Бербекова обучающийся на двух факультетах магистратуры: 1) факультет – «Педагогическая психология»; Очная форма обучения; 2) факультет – «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования»; Заочная форма обучения.
Аннотация
Сердечно приветствую дорогой читатель! Данная статья предназначена раскрыть завесу таинственности и не понимания развития и формирования личности. Имеется ввиду, что до сих пор никто из научных деятелей не смог сформулировать единую концепцию развития и становления личности.
В моей статье на примере теории психоанализа Зигмунда Фрейда и его структуры компонентов личности будет обобщено и изложено структурная взаимосвязь между компонентами структуры личности и их влияния на развитие и формирование личности.
Статья изложено в сжатом виде, но имеет емкий и очень нужный фундаментальный теоретический базис, без которого изучение и понимания глубинной структуры развития и становления личности невозможна, ибо без этого понимания - все научные исследования будут носить поверхностный характер, по примеру «Вершина айсберга».
Введение
Многие выдающиеся личности и ученные уже не одно десятилетие ломают голову в научных исследованиях, в попытках раскрыть этот сложный природный феномен - «как личность человека». В связи с этим, я как молодой исследователь хочу представить свой личный взгляд на научную проблематику (как ее называют ученые) в сфере развития и становления личности. При этом мной будет предпринята попытка приоткрыть занавес тайны, по средством которой наука до сих пор не дала однозначного понимания о механизме, который предопределяет становление и развитие личности.
Возможно, мой юношеский максимализм и самоуверенность зашкаливают, да и, к сожалению, в данной статье я не имею возможности предоставить каких-либо апробированных данных, что безусловно является минусом моей статьи.
В данной связи хочу особо отметить и обобщить, что теория, которая будет описана ниже, в своем оригинальном виде имеет более сложную и в тоже время простую форму изложения. Но в связи с тем, что имеются определенные критерии научности, да и попросту, чтобы читатель мог статью легко понять, я изложу ее на примере психоанализа З. Фрейда, с частичным заимствованием его структуры личности, но функции определенных компонентов структуры личности и их фундаментальные свойства будут мной описаны в ином не привычном контексте.
Глава №1: «Теория психоанализа Зигмунда Фрейда»
Метод психоанализа состоит в том, что путем длительных бесед с больным до его сознания доводится истинная причина его заболевания; он начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит, по выражению Фрейда, катарсис. В дальнейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека. В рамках данной теории Фрейд очень подробно остановился на механизмах человеческого поведения.
Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но, так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов.
Раскрывая характер взаимодействия данных потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд в структуре личности выделяет три основных компонента: «ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»)».
По представлению З. Фрейда - Ид является именно той ареной, где властвуют вытесненные в область бессознательного инстинкты. Эго, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется нормативам и требованиям реальности. Супер-эго — это совокупность моральных устоев общества. Оно исполняет роль «Цензора». Таким образом, это находится в конфликте, ибо требования ид и супер-эго несовместимы. Поэтому эго постоянно прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается неосознанно. При этом мотивы, переживания, чувства, которые «переселяются» в область бессознательного, продолжают действовать в виде символов, в виде деятельности, которая приемлема для «цензора».
Схема № 1

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА! - 952100181151
По мнению Фрейда, для осуществления разнообразных функций и форм деятельности существует целая система специальных механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.). При этом организм рассматривается Фрейдом как сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии. Поэтому если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты.

Супер-эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов. Однако если это ему не удается, конфликт между ид и супер-эго приобретает обостренный характер, нормальное функционирование системы нарушается; блокированное либидо находит свое выражение в различных болезненных симптомах. В этой конструкции личности, созданной Фрейдом, содержится предположение о сложности, многоплановости структур человеческого поведения, и все эти компоненты подчинены в основном биологическим законам.

В теории Фрейда реальные действия человека выступают символом потребности, «затравленной» сознанием. Поэтому, характеризуя теорию психоанализа, известный отечественный психолог Ф. В. Бассин отмечал, что сущность Фрейдовского учения состоит в признании фатального антагонизма между вытесненным переживанием и сознанием, который приводит к антагонизму между человеком и социальной средой (А.Г. Маклаков Общая Психология; Серия «Учебник нового века» Питер 2001 г.).

Глава №2: «Теория структуры личности Денисенко Д.С.»

Вышеприведенный метод психоанализа З. Фрейда, на мой взгляд, имеет очень продуманную и взвешенную научную обоснованность.

В тоже время, на мой взгляд, она не до конца раскрыта и может быть рассмотрена в более широком виде!

В связи с этим хочу представить свое видение на структуру личности по аналогии со структурой личности З. Фрейда.

Структура личности:

В предложенной мной структуре личности (смотреть схему 2), я выделяю не три компонента «ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»)», а четыре фундаментальных компонента структуры личности.

При этом, так как я считаю, что Фрейд объединил два компонента структуры личности в один (ид + бессознательное), это повлекло за собой определенные неточности в научном обобщении.

В связи с данным обстоятельством мной будут изменены названия компонентов структуры личности, будет добавлен четвертый элемент, а также будет изложена иная точка зрения на функциональную структуру компонентов личности, их взаимосвязь и влияние на формирование и развитее личности.

В моей структуре личности Фрейдовские названия заменены на следующие:

«Ид (оно)» заменяется на «Эго»
«Эго (Я) заменяется на «Центральное Сознание (Я)»
«Супер -эго (Сверх-я)» заменяется на «Высший Разум»
И четвертый компонент - это "Бессознательное"

Схема № 2: «Структура личности Денисенко Д.С.»

Как мной выше было упомянуто и отражено на схеме № 2 - моя структура личности подразумевает наличия четырех компонентов.

Также моя структура личности имеет ряд фундаментальных отличий в понимании функций и самой природы этих компонентов!

Далее попробую как можно подробней объяснить суть моей теории:

Компоненты – «Высший Разум, Центральное Сознание и Эго» по своей фундаментальной природе являются разумными индивидуальными структурами.
Компонент – «Бессознательное» является индивидуальной пространственной структурой личности. Это можно сравнить, к примеру: «как облако для хранения информации (файлов, папок) в интернете».
Далее более подробно рассмотреть вышеупомянутое и попробуем понять, как эта структура взаимодействует и формирует личность человека.

Центральное сознание - это центральное ядро личности, образующее те внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия, перцептивных, сенсорных, интеллектуальных форм психического отражения, обусловленные общественными отношениями, отражающихся во внутренних субъективных переживаниях и осмысления индивида окружающей действительности.

Центральное сознание принимает основные решения, обучается, развивается и т.д. Человек создан для знания и для добывания (если можно так выразиться) знания, пробуждение и развития человеческого «Разума» - прямая обязанность «Центрального Сознания», ибо оно имеет контроль над всей деятельностью личности.

Эго – это неотъемлемый компонент личности, который бывает трех видов: один толкает – ко злу; другой толкает – к добру; а третий между ними – иногда к добру, иногда ко злу. Простыми словами, это компонент личности, который дан природой, как механизм саморазвития. Это вредоносная программа, которая воздействуя на «Центральное Сознание», всеми силами старается склонить его в сторону удовольствий, наслаждений, лени, сексуального влечения и т.д. Данный механизм предназначен для выработки у «Центрального Сознания» стойких волевых навыков, силы воли, стремление к преодоленью и самосовершенствованию, работы над ошибками и многое другое.

К сожалению, как мы видим в современном мире, этот компонент структуры личности у большинства людей преобладает и «Центральное Сознание» становится заложником этого компонента и занимается обслуживанием эгоистических потребностей компонента структуры личности «Эго». Когда человек прибывает под воздействием компонента личности «Эго» он начинает идти по пути саморазрушения. Следствием чего, «Эго» становится капризным и воздействует на «Центральное Сознание» с каждым разом все сильнее и сильнее. При этом личность человека подвергается деградации, что приводит к разрушению здоровой личности как таковой.

Исследование проводимое в течение 35 лет, по определенному набору личностных характеристик оценивались более 100 человек. Первый раз они были обследованы в возрасте, соответствующем неполной средней школе, затем — в старших классах средней школы и далее — еще раз в возрасте 35-45 лет. В течение трех лет с момента проведения первого обследования до второго (по окончании школы) 58% личностных характеристик обследуемых сохранились, т. е. была выявлена зависимость по данным параметрам между результатами первого и второго обследования. За 30 лет проведения исследования значимые корреляции между результатами исследования сохранились по 31 % всех излучавшихся личностных характеристик.

В ходе проводимых исследований выяснилось, что весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и оценки собственной личности. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40-45 лет (исследование описано в учебнике - А.Г. Маклаков Общая Психология; Серия «Учебник нового века» Питер 2001 г.)

Вышеуказанное исследование, может указывать на тот факт, что структурные компоненты личности, как и другие психические явления, процессы, состояния также подвержены возрастным метаморфозам.

В данном случае хотелось бы процитировать Ивана Петровича Павлова:

«Как у нас ведётся воспитание? Разве это не постоянная вещь, что стоит ребенку заплакать, и его каприз сейчас же исполняется? Мы боимся поступить так, как этого требует разум, боимся настоять на своем только потому, что ребёнок плачет. И так поступают и сегодня, и завтра. А в результате мы лишаем своих детей всякой практики торможения. Пусть он поплачет раз, другой, в конце же концов привыкнет, подчинится! Но мы рассуждаем по-иному: «Как это я буду насиловать своего ребенка, как это я стану его притеснять?» Но что же Вы делаете? Вы, правда, не делаете из своего ребенка раба внешнего, он у Вас свободен, но Вы делаете из него раба внутреннего, раба своих влечений, желаний. Он не будет иметь над собой никакой власти, потому что у него нет способности себя тормозить, эту способность Вы у него не развивали. И мы этого не понимаем. Желая руководить счастьем ребенка, мы сами же делаем его несчастным. Мы создаём лодку без руля, без кормчего. И мы этого не сознаем».

«Возьмите школу. Разве это не есть крупный, важный вопрос, быть дисциплине в школе или нет. И разве у нас нет школ без дисциплины? Это, конечно, не школы, а развращение! Мы воспитываем детей, которые не будут в состоянии жить, потому что у них нет власти над собой, потому что они рабы своих привычек и капризов (публичная лекция проф. И.П. Павлова, прочитанная 27 мая 1918 г.)»

И.П. Павлов очень четко в своих трудах подметил механизмы раздражения и торможения. В своей статье я не вижу смысла обобщать и раскрывать полный контекст научных исследований по этой теме. В данном случае считаю важным показать сам психический механизм взаимовлияния компонентов структуры личности друг на друга и раскрыть его фундаментальную сущность, которая в дальнейшем позволит нам понять лучше изучаемую нами структуру компонентов личности, с целью дать ответы на научную проблематику (как ее называют ученые) «формирование и развития личности».

В связи с этим, чтобы как говорится не лить воду зря, я постараюсь самым коротким и доступным образом (который может понять и ребенок) объяснить закономерность формирования и развития личности, которую не могут до сих пор объяснить ученые всего мира и дать понимание, как же все-таки развивается личность и каким фундаментальным процессам она подчинена в своем развитии.

В своем изложении взгляда на научную проблематику (как ее называют ученные) развития и становления личности я по преимуществу буду излагать на примере структурного компонента личности «Эго», это позволит значительно сократить содержание статьи и передать тот, на мой взгляд, очень важный посыл психологам, который позволит комплексно осознать механику формирования и развития личности.

Как ранее уже упоминалось из теории психоанализа З. Фрейда: Организм рассматривается как сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии. В данном контексте хотелось бы добавить к теории Фрейда тот факт, что чтобы сохранять энергию, ее для начала необходимо где-то взять!

И вот тут мы приближаемся к основополагающей истине. Как я раннее давал описание трем структурам личности: «Высший Разум, Центральное Сознание и Эго» по своей фундаментальной природе являются разумными индивидуальными структурами.

Как любая разумная индивидуальная структура (в данном случае я описывать буду «Эго»), она стремиться к выживанию и саморазвитию. «Эго», также, как и «Центральное Сознание», и «Высший Разум» имеет свои индивидуальные структурные качества, возможности и инструментарий, который позволяет ему развиваться и добывать энергию, для своего саморазвития и роста.

Соответственно если мы понимаем этот фундаментальный природный механизм (который присущ любому живому творению в материальном мире), то мы можем задать разумный вопрос, а чем питается эта структура, что позволяет расти и развиваться этому компоненту личности!?

На этот вопрос я отвечу по примеру высказывания И.П. Павлова: Что когда ребенок плачет и капризничает - это есть проявление детского «Эго» и когда родители потакают капризам ребенка, это «Эго» растет, что в последующем усугубляет личностные качества ребенка, следствием чего может развиться высокомерие, надменное отношение к окружающим и многие отрицательные стойкие черты характера личности.

Сюда можно отнести и такие, как их в религии называют грехи, по типу чревоугодие, которое приводит к ожирению и заболеваниям сердечно-сосудистой системы, в том числе и многие другие деструктивные элементы личности, которые отражаются в поведении, привычках, навыках, мотивах и др.

«Эго» в своей изначальной эманации, по законам природы, питается и развивается благодаря отрицательной энергии. Соответственно, компоненту «Эго», чтобы выжить необходимо всеми средствами, которыми оно располагает, влиять на «Центральное Сознание» и склонять его к деструктивным действиям (жадность, лень, секс, алкоголь, табак и т.д.), чтобы оно приносило ему жизненно необходимую энергию. При этом «Эго», как описывал Фрейд: это неотъемлемая часть организма, которая является сложной энергетической системой, управляемая законом сохранения энергии, когда человек с завидной периодичностью потакает компоненту структуры личности «Эго», то он сам того не понимая, делает его устойчивым и увеличивает энергетический потенциал компонента «Эго». Увеличение энергетического потенциала «Эго» приводит к тому, что «Центральное Сознание» становиться заложником низменных прихотей компонента «Эго» или как это можно представить - «Становится собачкой на поводке у структурного компонента Эго».

«Эго» способно расти столько, сколько его кормят энергией и чем больше оно становиться, тем меньше в энергетическом соотношении функционируют (проявляют себя) компоненты структуры личности «Центральное Сознание» и «Высший Разум», соответственно это приводит к тому, что их потенциал по отношению к компоненту «Эго» становиться ничтожно мал! Баланс внутриструктурных компонентов нарушается и личность начинает кубарем деградировать в своем развитии. Этот процесс приводит к инволюции в плоть до полного доминирования компонента «Эго» над другими структурами личности (это можно представить по типу ходячий духовный труп).

Проводя небольшое научное исследования по средством интроспекции, мной был установлен факт, что «Эго» влияет на центральное сознание не только по средством мысли, но и посредствам физиологии и даже способно провоцировать кратковременные эмоциональные и чувственные иллюзии, по типу чувства новогодней ночи, хочется расслабиться, выпить и т.д.

Это все свидетельствует о том, что такие компоненты структуры личности как «Эго» и «Высший Разум» по своему фундаментальному иерархическому положению занимают второстепенное управленческое место уступая бразды правления «Центральному Сознанию». Но смысл заключается в том, что структура личности не способна функционировать сама по себе, по типу функционирования только «Центрального Сознания», ибо эта структура является целостной и каждый ее компонент является неотъемлемой ее частью и в каком-то смысле равноправным членом большой структуры (при этом каждый имеет свою индивидуальную функцию или предназначение).

Соответственно, когда чаша весов склоняется в сторону компонента «Эго», то личность по степенно начинает свой путь к саморазрушению, у него начинают формироваться отрицательные навыки и в какой-то момент (в очень неблагоприятных случаях) личность перестает осознавать свои действия как не правильные, для него становиться нормой высокомерное, эгоистическое поведение и другие деструктивные проявления, так как его компонент структуры личности «Эго» развился до таких масштабов, что оно своей силой подавляет другие компоненты структуры личности и занимает место «Центрального Сознания», подчиняя себе волю и физический организм человека.

Это можно описать так, что наше «Центральное Сознание» для своего саморазвития постоянно руководствуется его вспомогательными структурными компонентами то «Высшим разумом», то «Эго».

В ходе своего онтогинеза и жизнедеятельности наше «Центральное Сознание» интегрируется или правильнее сказать интегрирует в себя либо структуру «Высшего Разума» со всеми подкомпонентами этой структуры, такими как: «Духовность, нравственность, доброта, ценности, самоконтроль и многое другое.

Либо же «Центральное Сознание» запускает механизмы интеграции структурного компонента личности «Эго» и его качеств, присущих этому структурному компоненту личности, таких как: «Принцип удовольствия, высокомерие, эгоизм, лень, распутство и многое другое».

Это можно представить себе по типу заражения «Центрального Сознания», вирусом, которым является компонент структуры личности «Эго». От этой заразы есть только одно лекарство – «Это сила воли и стремление не уподобляться низменным прихотям, занимаясь саморазвитием и самодисциплиной».

Весь вышеуказанный механизм на протяжении всего жизненного пути личности находиться в постоянном динамическом движении и преобразовании всей структуры личности. Постоянно осуществляется энергообмен между структурными компонентами личности и осуществляется внутриструктурная борьба за право выживания. Это очень конкурентная борьба, в которой необходимо «Центральному Сознанию» приручить «Эго» по средствам силы воли и не поддаваться на его уговоры. Если личности удается приручить «Эго», то этот компонент личности будет также работать на благо развития всей структуры личности, если же по каким-либо причинам (а причин в нашем веки масса) личность идет на поводу у структурного компонента личности «Эго», то на закате жизненного пути его ожидает великая скорбь!

Если попробовать отойти от научной концепции рассмотрения проблематики развития и становления личности, и к примеру рассмотреть с религиозной точки зрения такое явление как свобода выбора человека (или как ее еще называют свобода воли), то мы можем четка представить этот механизм по следующим критериям:

У «Центрального Сознания» или у «Души» (по религиозным канонам), как мы выше упоминали, есть свобода выбора. В ходе своего биологического онтогенеза и последующей социализации, личность в ходе деятельности взаимодействует с объективной реальностью и как живое существо, которому присуще постоянная необходимость в адаптации, всегда и везде, в том или ином случае, (личность) вынуждена делать выбор.

Этот выбор, который делает человек как личность, фундаментально продиктован его компонентами структуры личности, ибо человек в своем выборе руководствуется компонентом «Эго» или компонентом «Высшим разумом» и третьего тут не дано!

Вот так просто можно объяснить и увидеть фундаментальную структуру развития и формирования личности. Конечно, я бы мог привести еще множество разнообразной информации, но цель данной работы была показать именно фундаментальную основу основ развития и формирования личности, без понимания которой любые исследования будут носить не точный, а иной раз и надуманный характер. Эта структура является постоянной и неизменной, считаю, что это есть ответ всем ученым деятелям, которые искали ту неизменную концепцию развития и формирования личности!!!
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА! - 952053118111

Комментарии

Комментариев нет.