3 часть РЕКА ПЫШМА Река Пышма начинает свой путь из небольшого заболоченного озера Ключи на восточном склоне Среднего Урала. Там она пропиливает русло в коренных гранитных и доломитовых породах, образуя живописные утесы, небольшие порожки и перекаты. И уже по нашей сибирской равнине течет спокойно среди пойменных лугов, сосновых боров и смешанных лесов. Неторопливая, медлительная, тихая, что в переводе на татарский язык звучит красиво - Пышма. На реке, напротив Онохино, где сейчас находится оздоровительный центр "Радуга", в XIX - начале XX веков стояла водяная мельница на четыре пары жерновов, которой владел купец Шмутин. Сюда везли зерно из деревень, расположенных по берегам Исети и Туры. Рядом построили мост через Пышму. У Шмутина мельницу купил купец Волочихин и построил мельницу в шесть этажей для выработки крупчатки и муки простого помола, большие склады и жилые дома. Так выросла целая заимка. Одно время мельницей владел тюменский купец А.И.Текутьев. А в 1920-е годы ее сожгли сами рабочие. Вода Пышмы в то время была чистой и вкусной, и тюменские купцы посылали сюда за хорошей водой своих водовозов. Использовалась река и для сплава леса. Есть у онохинцев интересная история, связанная с Пышмой, как в начале XX века случилось богоявление. Посетовал как-то поп Абрамий молодому служке Кормиле, что дела-де не важны, ослабла вера у людей, приход малый - и доход малый. И предложил Кормиле сделать богоявление: "Наша церковь Спасская, и явление должно быть - Спаситель". И вот Кормила нашел нужную икону и спрятал ее у берега реки, а сам удил рыбу, дожидаясь часа, когда можно будет спустить икону на воду. Дрожащими руками спустил Кормила икону в заливчик и побежал к деревне, крича: "Богоявление! Богоявление! Спасителя икона приплыла". И призывал народ идти к церкви. Известие об иконе вскоре облетело весь уезд и многие уезды Тобольской губернии. Решено было на месте, откуда приплыла икона, поставить часовенку. Маневр отца Абрамия увенчался успехом. Часовенки той давно нет. И иконы нет. А Пышма все несет свои воды на восход солнца, отражая глубокое, ясное небо. Такое же ясное, как глаза Спасителя. И уже не Кормила, а другой рыбак удит с берега рыбу. Когда весной обширно разливается река от самого леса на том берегу по самые огороды на этом, на мосту с позднего вечера и до самого утра стоят умиротворенные рыбаки. И жарким летом, с пронзительно кричащими над водой чайками, и ясной холодной осенью сидят по берегам с удочками местные рыбари. Зимой бурят во льду по всей реке дымящиеся парком лунки и с тихим азартом завороженно, как черные вороны, колдуют над темной водицей, пока не завечереет. С тайной завистью думаю, глядя на неподвижные фигуры рыбаков, подозревая в них скрытых философов и мечтателей: может, они не столько жаждут поклева, сколько ждут отражения лика Спасителя на воде… И совсем не важно, что икона Спасителя обманным путем проплыла в давние времена по Пышме. Важно глубоко спрятанное в душе, такое же могуче-спокойное, как темный бор за рекой, как паренье коршуна над головой, как всплеск рыбицы в воде. Лирика лирикой, но люди испокон веков питались рыбой. Ловятся в Пышме ерши, окунь, щука, лещ, пескарь, чебак, налим… Правда, браконьерство и промышленные стоки уменьшили поголовье рыб, но опытный рыбак всегда найдет "клевое" место в укромном месте – в озерцах и заливчиках.
Природа края нашего. Онохино Тюменской области
ВСЕ ЭТО - ВЕЧНО
3 часть
РЕКА ПЫШМА
Река Пышма начинает свой путь из небольшого заболоченного озера Ключи на восточном склоне Среднего Урала. Там она пропиливает русло в коренных гранитных и доломитовых породах, образуя живописные утесы, небольшие порожки и перекаты. И уже по нашей сибирской равнине течет спокойно среди пойменных лугов, сосновых боров и смешанных лесов. Неторопливая, медлительная, тихая, что в переводе на татарский язык звучит красиво - Пышма.
На реке, напротив Онохино, где сейчас находится оздоровительный центр "Радуга", в XIX - начале XX веков стояла водяная мельница на четыре пары жерновов, которой владел купец Шмутин. Сюда везли зерно из деревень, расположенных по берегам Исети и Туры. Рядом построили мост через Пышму. У Шмутина мельницу купил купец Волочихин и построил мельницу в шесть этажей для выработки крупчатки и муки простого помола, большие склады и жилые дома. Так выросла целая заимка. Одно время мельницей владел тюменский купец А.И.Текутьев. А в 1920-е годы ее сожгли сами рабочие.
Вода Пышмы в то время была чистой и вкусной, и тюменские купцы посылали сюда за хорошей водой своих водовозов. Использовалась река и для сплава леса.
Есть у онохинцев интересная история, связанная с Пышмой, как в начале XX века случилось богоявление. Посетовал как-то поп Абрамий молодому служке Кормиле, что дела-де не важны, ослабла вера у людей, приход малый - и доход малый. И предложил Кормиле сделать богоявление: "Наша церковь Спасская, и явление должно быть - Спаситель". И вот Кормила нашел нужную икону и спрятал ее у берега реки, а сам удил рыбу, дожидаясь часа, когда можно будет спустить икону на воду. Дрожащими руками спустил Кормила икону в заливчик и побежал к деревне, крича: "Богоявление! Богоявление! Спасителя икона приплыла". И призывал народ идти к церкви. Известие об иконе вскоре облетело весь уезд и многие уезды Тобольской губернии. Решено было на месте, откуда приплыла икона, поставить часовенку. Маневр отца Абрамия увенчался успехом.
Часовенки той давно нет. И иконы нет. А Пышма все несет свои воды на восход солнца, отражая глубокое, ясное небо. Такое же ясное, как глаза Спасителя. И уже не Кормила, а другой рыбак удит с берега рыбу. Когда весной обширно разливается река от самого леса на том берегу по самые огороды на этом, на мосту с позднего вечера и до самого утра стоят умиротворенные рыбаки. И жарким летом, с пронзительно кричащими над водой чайками, и ясной холодной осенью сидят по берегам с удочками местные рыбари. Зимой бурят во льду по всей реке дымящиеся парком лунки и с тихим азартом завороженно, как черные вороны, колдуют над темной водицей, пока не завечереет.
С тайной завистью думаю, глядя на неподвижные фигуры рыбаков, подозревая в них скрытых философов и мечтателей: может, они не столько жаждут поклева, сколько ждут отражения лика Спасителя на воде… И совсем не важно, что икона Спасителя обманным путем проплыла в давние времена по Пышме. Важно глубоко спрятанное в душе, такое же могуче-спокойное, как темный бор за рекой, как паренье коршуна над головой, как всплеск рыбицы в воде. Лирика лирикой, но люди испокон веков питались рыбой.
Ловятся в Пышме ерши, окунь, щука, лещ, пескарь, чебак, налим… Правда, браконьерство и промышленные стоки уменьшили поголовье рыб, но опытный рыбак всегда найдет "клевое" место в укромном месте – в озерцах и заливчиках.