ВСЕ ЭТО - ВЕЧНО

3 часть
РЕКА ПЫШМА
Река Пышма начинает свой путь из небольшого заболоченного озера Ключи на восточном склоне Среднего Урала. Там она пропиливает русло в коренных гранитных и доломитовых породах, образуя живописные утесы, небольшие порожки и перекаты. И уже по нашей сибирской равнине течет спокойно среди пойменных лугов, сосновых боров и смешанных лесов. Неторопливая, медлительная, тихая, что в переводе на татарский язык звучит красиво - Пышма.
На реке, напротив Онохино, где сейчас находится оздоровительный центр "Радуга", в XIX - начале XX веков стояла водяная мельница на четыре пары жерновов, которой владел купец Шмутин. Сюда везли зерно из деревень, расположенных по берегам Исети и Туры. Рядом построили мост через Пышму. У Шмутина мельницу купил купец Волочихин и построил мельницу в шесть этажей для выработки крупчатки и муки простого помола, большие склады и жилые дома. Так выросла целая заимка. Одно время мельницей владел тюменский купец А.И.Текутьев. А в 1920-е годы ее сожгли сами рабочие.
Вода Пышмы в то время была чистой и вкусной, и тюменские купцы посылали сюда за хорошей водой своих водовозов. Использовалась река и для сплава леса.
Есть у онохинцев интересная история, связанная с Пышмой, как в начале XX века случилось богоявление. Посетовал как-то поп Абрамий молодому служке Кормиле, что дела-де не важны, ослабла вера у людей, приход малый - и доход малый. И предложил Кормиле сделать богоявление: "Наша церковь Спасская, и явление должно быть - Спаситель". И вот Кормила нашел нужную икону и спрятал ее у берега реки, а сам удил рыбу, дожидаясь часа, когда можно будет спустить икону на воду. Дрожащими руками спустил Кормила икону в заливчик и побежал к деревне, крича: "Богоявление! Богоявление! Спасителя икона приплыла". И призывал народ идти к церкви. Известие об иконе вскоре облетело весь уезд и многие уезды Тобольской губернии. Решено было на месте, откуда приплыла икона, поставить часовенку. Маневр отца Абрамия увенчался успехом.
Часовенки той давно нет. И иконы нет. А Пышма все несет свои воды на восход солнца, отражая глубокое, ясное небо. Такое же ясное, как глаза Спасителя. И уже не Кормила, а другой рыбак удит с берега рыбу. Когда весной обширно разливается река от самого леса на том берегу по самые огороды на этом, на мосту с позднего вечера и до самого утра стоят умиротворенные рыбаки. И жарким летом, с пронзительно кричащими над водой чайками, и ясной холодной осенью сидят по берегам с удочками местные рыбари. Зимой бурят во льду по всей реке дымящиеся парком лунки и с тихим азартом завороженно, как черные вороны, колдуют над темной водицей, пока не завечереет.
С тайной завистью думаю, глядя на неподвижные фигуры рыбаков, подозревая в них скрытых философов и мечтателей: может, они не столько жаждут поклева, сколько ждут отражения лика Спасителя на воде… И совсем не важно, что икона Спасителя обманным путем проплыла в давние времена по Пышме. Важно глубоко спрятанное в душе, такое же могуче-спокойное, как темный бор за рекой, как паренье коршуна над головой, как всплеск рыбицы в воде. Лирика лирикой, но люди испокон веков питались рыбой.
Ловятся в Пышме ерши, окунь, щука, лещ, пескарь, чебак, налим… Правда, браконьерство и промышленные стоки уменьшили поголовье рыб, но опытный рыбак всегда найдет "клевое" место в укромном месте – в озерцах и заливчиках.

Весенний разлив Пышмы
Весенний разлив Пышмы
Река Пышма поздней осенью
Река Пышма поздней осенью
Весенний разлив Пышмы
Весенний разлив Пышмы
Река Пышма
Река Пышма
Река Пышма
Река Пышма
Река Пышма
Река Пышма
Вечер на Пышме
Вечер на Пышме
Раннее утро на Пышме
Раннее утро на Пышме
Раннее утро на Пышме
Раннее утро на Пышме

Комментарии

Комментариев нет.